В вузах сейчас проходит приемная компания, тысячи выпускников школ стремятся, поступись на самые востребованные специальности в самые престижные учебные заведения. В это же самое время тысячи выпускников высших заведений пытаются найти свой трудовой путь, достойный записи диплома, далеко не всем это удается...
То, что ВУЗы выпускают специалистов сверх необходимого, всеми признанный в нашей стране факт. Еще пару лет назад на высшем уровне поговаривали о нехватке инженеров, но изучив эту ситуацию, более детально решили, что и инженеры в выпускаемом количестве тоже никому не нужны.
Для того, чтобы понять эту данность необходимо разобрать причины этого.
Объективной причиной №1 является массовое открытие в лихих 90-х многочисленных частных институтов, академий и университетов. Ярким примером и символом этого является СГА, которая, в кратчайшие сроки, смогла объять нашу страну сетью своих филиалов. Поражает количество выданных дипломов, так СГА на 16-м году своего существования выпустила 200 –тысячного дипломированного специалиста!. Примерно, сколько же специалистов выпустила Бауманка только за 180 лет своего существования. Высшее образование превратилось в бизнес, даже в государственных учреждениях появились падкие на взятки преподы, а в некоторых вузах они просто кишат. Учебные заведения открывают специальности, без всякой задней мысли о дальнейшей возможности трудоустройства студентов и их востребованности на рынке труда, набирают по принципу – чем больше, тем лучше.
Причиной №2 является массовый спад производства на всем постсоветском пространстве, такие отрасли как машиностроение, станкостроение, текстильная промышленность и прочие важные наукоемкие отрасли если не уничтожены полностью, то до сих пор далеки от показателей советских времен. Лично побывал на многих таких предприятиях, впечатление ужасное. Они представляют полуразрушенные, когда-то даже заброшенные цеха и конторы – остатки былой мощи советской инженерной мысли. И никто не проявляет интереса к возрождению этих отраслей, включая государство, которое дополнительно строит этому восстановлению барьеры.
Недаром я заострил свое внимание именно на этих отраслях и это связано с тем, что на данном производстве специалисты с в/о востребованы в большем количестве, чем скажем в области добычи полезных ископаемых или металлургии. Так в области добычи полезных ископаемых доля специалистов составляет 5-8% от общей численности работников, в металлургии это доля может составлять до 15%, а в машино- и станкостроении до 20-30%. И это связано с тем, что эти отрасли являются гораздо более наукоемкими, инженерная работа просто обязана сопровождать все стадии создания продукции, когда в других отраслях об многом позаботилась сама матушка-природа. Без развитого машиностроения вы ни танка и даже автомата нормального сделать не сможете, я думаю, вы понимаете, на что я намекаю.
Причиной №3 является ситуация в школе. Сейчас на учебу «забили» не только школьники, но и даже некоторые учителя. В школьную бытность произошел случай, мои одноклассники постоянно мешали учительнице по истории проводить урок. Она не выдержала и высказала: «Какая лично мне выгода от того, что будете знать историю? Вот пришел человек, я с ним позанималась час, он мне за это 100 рублей заплатил! А мне за урок государство платит всего 24 рубля, а вас тут 28 человек сидит» Взяла калькулятор и объявила результат: «Это ж только 85 копеек с человека!, вашу стоимость государство оценило в 85 копеек, вот ровно на эту сумму я и буду давать вам знания». Слово она сдержала и спустя некоторое время появлялась только в начале и в конце урока, выдавала задания на урок и на дом, а в основное время уходила на второй этаж в подсобку кабинета физики, где занималась репетиторством. Вскоре подобную тактику избрало подавляющее большинство преподавателей - лишь бы только видимость учебного процесса создавать. Классная на родительском собрании 11 класса маме на вопрос о подготовке к ЕГЭ так и ответила: «Нам сейчас главное достойный выпускной организовать!». Мои одноклассники, такой заботой со стороны учителей были счастливы! Может именно поэтому спустя 7 лет после окончания школы некоторые до сих пор не могут закончить институты? Да и результаты ЕГЭ тоже «впечатляли», а выпускной действительно в «Октябре» получился «достойным», только радоваться было нечему.
В итоге все потуги и достижения коллектива учителей и школьников наверху были оценены по достоинству: директора отправили на пенсию, школу сделали 9-ти летней, сократив лишних учителей.
Хороши и школьники, абсолютное большинство которых в школу неизвестно ради чего ходят. Также удивляет отношение родителей к будущему своих детей. Одна так и сказала «А зачем нам эта учеба!, у меня знакомая в ГРТ работает, выучит на электрика и будет сын на семейном предприятии -ОЭМК работать, лишь бы в школе не обижали». То есть детям с самого раннего возраста внушают, что он будет работать там, где работают его родители и выше положения в обществе он никогда не займет, не в зависимости от того, сколько усилий к этому будет приложено.
И наконец управляет всем этим безобразием причина №4 под названием министерство образования и науки РФ . Это министерство последние лет 20 только и занимается всевозможными реформами, но от них нашей системе образования становится только хуже. Что творят, сами не ведают. На заре 90-х сначала расплодили всякие гуманитарные академии, увеличили в 7 раз число студентов, опустили зарплаты учителям и преподавателям ниже плинтуса, породили систему коррупции, а теперь сами думают, как с этим бороться. По-моему они просто профессионально зарабатывают деньги, исходя из ситуации на сегодняшний день.
Много лет всем этим хозяйством управлял всеми «любимый» министр – Фурсенко. Один раз он о своих реформах совсем разоткровенничался и ляпнул: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Как Вам? А кто собственно это творчество будет создавать?
«Радует « и новый министр, экс ректор НИТУ «МИСиС»- Ливанов, его заявления просто всех ужасают. И этот эффект им достигается исключительно благодаря использованию в своих речах конкретных цифр. Если речь касается бюджетных мест то «сократить в 2 раза», если сумм затраченных на обучение, то ровно «250 тысяч в год» и тд. и тп. Откуда он берет такие конкретные цифры? От 250 тысяч народ вообще как говорится – «офигел». Но тот уточнил, что эти деньги должны браться из образовательного кредита выдаваемого студенту работодателем, и в будущем все образование может стать платным, тут говорится, «не поняли» работодатели и популярно объяснили министру, что, ни за кого ничего платить не собираются.
Складывается впечатление, что хорошее образование действительно совсем скоро станет доступным исключительно высшим слоям населения, а образование это не только красивая бумажка под названием диплом, но и определенный статус в обществе, карьерные перспективы, социальная защищенность и достаток в случае, когда его имеют только единицы, а не каждый второй.
Также прошу заметить, что за последние 20 лет наша экономика на 70-80% стала сырьевой, а в этой модели экономики специалисты востребованы гораздо в меньшей степени, чем в высокотехнологичной модели. В ней могут существовать только два класса – малочисленная очень влиятельная и богатая элита и остальная, обделенная фактически во всем, бессильная и малообразованная биомасса. Эта модель сама по себе ставит крест на всех обещаниях наших лидеров по созданию пресловутого среднего класса. И на этом основаны все реформы образования нашего правительства. Из России просто хотят сделать вторую Африку.