В интернете в последнее время участились нападки на православие, некоторые упреки справедливы, но в основном православие упрекают и обвиняют даже в том, чего оно не делало – инквизиции, индульгенции, крестовых походах … Многие из православных обличителей не видят или не хотят видеть разницы между восточным и западным христианством.
Как всем известно, христианство возникло в 1 веке н.э., благодаря проповеди Иисуса из Назарета, который рассказал миру о главной цели каждого человека в земной жизни – любви, смирения, уважения друг к другу, да и собственно он говорил, что эти жизнь всего лишь приготовление к жизни более совершенной, вечной. Ученики написали книгу о Его жизни, которое назвали «Евангелие» - «благая весть». Христа в возрасте 33 лет по требованию иудейских первосвященников распяли на кресте римляне, с тех пор крест стал символом мученичества, христианской веры. На третий день после казни Христос воскрес из мертвых, и явился своим ученикам. Позже на 50 день после воскресения, на апостолов снизошла благодать и они стали обладать особыми способностями, к примеру, в кротчайшие сроки изучали языки народов, среди которых проповедовали. После воскресения Христа, апостолы абсолютно никак не колебались в своей вере, 11 из 12 апостолов приняли мученическую смерть, лишь только 130 летний Иоанн умер своей смертью. Апостолы тоже готовили себе учеников, таких было уже 70, которые именовались епископами. Так постепенно христианство распространилось на всю территорию Римской империи. Римские власти в новой религии видели угрозу и устраивали гонения на христиан, так в Колизее христиан скармливали львам. Но в 313 году император Константин подписал Медиоланский (Миланский) эдикт, уравнивающий права христиан и язычников. Христианство вскоре вытеснило язычество, благодаря тому, что оно гарантировало всякому, кто сделал больше добрых дел, чем злых - рай, в язычестве правом на вечное блаженство обладали только сильные мира – фараоны, цари, императоры, вельможи.
Также мне хочется раскрыть смысл ненависти к Христу иудейских первосвященников. Евреи еще за 900 лет до рождения Христа ожидали «мессию» который спасет утопающий в грехах мир. В 490 году до.н.э. некий пророк Даниил предсказал приход «мессии» через «семьдесят седьмин», которого распнут на кресте вместе с разбойниками и на третий день он воскреснет. Но примерно за 100 лет до рождения Христа в иудейской религии произошел глубокий раскол на несколько течений, лишь только одна из них сохранила веру предков, в этой вере была воспитана мать Христа - Мария, в течении из которого вышел современный иудаизм произошла массовая фальсификация Ветхого Завета. Была нарушена хронология событий, многие книги как книга пророка Даниила была из завета исключена. Эту фальсификацию легко доказали, так как в 3 веке до.н.э. в Александрийской академии Ветхий Завет был переведен на греческий язык 36 греками и 36 евреями, которые одновременно в совершенстве владели как греческим так и еврейским, этим переводом ныне пользуется православная церковь, который абсолютно не согласуется с «заветом» современных иудеев. Правильность «перевода семидесяти» было подтверждено в свое время всеми представителями 12 колен Давыдовых. В 1947 году мир получил еще доказательство истинности «перевода семидесяти» в ущелье был найден свиток «Мертвого моря» написанный за несколько десятилетий до рождения Христа, который был частью Ветхого Завета и имел главы, которые повторяли «перевод семидесяти» а в иудейском варианте даже таких глав нет.
Главный грех Христа состоял перед иудеями в том, что он ставил всех людей перед Богом равными не в зависимости ни от чего, даже национальности. Когда вместе с фальсификациями в Библии, фальсифицировался облик «мессии», превратив его в великого война, который покорит остальные народы евреям. Именно поэтому в вербное воскресение народ Иерусалима восторженно встречал Христа, увидев, что он ни с кем воевать не собирается, те же самые люди через считанные дни кричали «распни!», считая Христа «Богохульником». Это подтверждает тот факт, что в 66 году некий еврей, объявил себя «мессией», его поддержали евреи и подняли под его предводительством бунт, изгнав из Иерусалима римский гарнизон, вскоре к городу подошла римская армия, уничтожила бунтавщиков и «мессию», Иерусалим сравняли с землей. Евреи разбрелись по всему миру.
Вернемся, в первые, века христианства, из-за обширности территорий империи у христиан в катакомбную эпоху не сформировался единый центр, христиане Италии, Испании, современной Франции почитали епископа города Рим, христиане Египта епископа-Александрии, Сирии-епископа Антиохии, Палестины-епископа Иерусалима, у них сформировались свои традиции. И как следствие по этим вопросам у них в это время происходили конфликты. Так римский папа Стефан как «приемник апостола Петра» в 3 веке отлучил от себя все церкви, которые праздновали пасху в другую дату, чем римская церковь. В ответ остальные церкви отказались от общения с римской церковью, епископ Фирмилиан имеющий большой авторитет в церквях востока империи, написал папе, что тот подобные права «отлучения» не имеет, а теорию о папе как наследнике апостола Петра назвал «глупостью». Именно для преодоления этих различий после 313 года церковь начала проводить вселенские соборы, на котором присутствовали представители всех церквей.
В это время возник термин «кафолическая» или «католическая» (вселенская, единая, на церковнославянском - соборная) церковь., В свою очередь этот термин сформировался из 2 слов «kath hola» что дословно переводится как «согласно целого», то есть единство церкви понималось в согласии всей церкви.
Так начали, появляется первые ереси – отклонение от официального всеми признанного вероучения принятого на вселенских соборах. Само слово еретик – переводится как «выбираю».
Первой страшной ересью было арианство, отрицающее Троицу. Эту ересь озвучил Арий на первом вселенском соборе в 325 году, а споре с Арием епископ Николай не выдержал и дал Арию пощечину, за что Николая лишили епископского сана. На следующее утро выяснилось, что почти всем участникам собора приснился один и тот же сон, как Христос и Богородица одевали на Николая архиепископское одеяние, собор распорядился возвести Николая (который сейчас почитается как угодник) в архиепископы. Учение Ария было классифицировано как ересь,, Арий в свою очень назвал еретическим весь собор, демонстративно его покинул, созывал свои «соборы». При этом никому в голову не пришла мысль о том, что Ария как еретика надо наказать, к примеру, сжечь на костре. Арий умер своей смертью.
Все Отцы церкви, жившие впервые века, отрицали саму возможность применения к еретикам физической силы – «Надо любить грешника и ненавидеть грех». Первый прецедент применения силы и даже истребления еретиков со стороны церкви произошел только в 6 веке по указу римского папы, чем вызвало осуждение папы восточными патриархами.
По мере того, как церковь играла важную роль в обществе, ею все в большей степени интересовались светские власти, многие византийские императоры активно вмешивались в дела церкви, назначали и смещали патриархов, поддерживали ересь монофизитства, иконоборчества впервые использовали оружие против противных им еретиков да и собственно использовали силу против многих православных деятелей, епископов, патриархов. Одним словом всеми силами пытались закатать христианское учение в собственную идеологию. Примерно такую же политику в отношении церкви проводили Иван Грозный, Алексей Михайлович, Петр I , Екатерина II. 7 век для Византии стал трагическим, территория империи сократилась втрое, под арабами оказались: Александрия, Антиохия и Иерусалим.
Подобное светское унижение испытала на себе и римская церковь, порядка 150 лет пап назначали Равенские короли, арине по религиозным убеждениям, некоторые папы склонялись к монофизитству, но затем европейские разборки уничтожили Равенское колевство и власть пап на Западе пошла в гору, также этому способствовали все внутренние и внешние нестроения Византийской империи. В результате византийских императорских репрессий в Риме спасалось и находило приют большое число восточных церковных деятелей, которые восхваляли римских пап и всю римскую церковь, называя её «владычицей всех церквей». Это привело к тому, что многие римские папы посчитали себя главой всей церкви, уверовали в то, что они есть приемники по римской кафедре апостола Петра, в то, что им должны подчиняться остальные патриархи и короли, а в 19 веке объявили себя «безошибочными в вопросах морали и веры».
Первая распря по вопросу места римского папы произошла в 867 году, когда римский папа Николай обвинил патриарха Фотия в не почитании «вселенского» престола. Фотий в ответ созвал собор, который осудил домогательства римского папы и остальные различия между церквями. Но почти сразу после собора был свергнут император и новый властитель назначил другого патриарха, который занимал кафедру до Фотия. Новый император искал хороших отношений с папой римский и использовал Фотия как разменную монету. В 869-870 годах папские посланники организовали над Фотием собор, на этом соборе присутствовало 15 человек, которые осудили Фотия. На заключительном заседании для массовки силой загнали 80 греческих епископов, которых заставили подписать эти осуждения, по окончанию, этого собора 60 из них отказались признавать его легитимным. Сам Фотий в заключительном слове назвал собор «цирком». Папских посланников по дороге из Константинополя в Рим поймали бандиты и отобрали свиток с постановлениями собора, потом папа был вынужден выкупать все документы. Когда папа предложил самому императору стать его вассалом, император понял, что сам вскормил монстра и постарался чтобы антифотиевский собор был забыт.
Патриарх Игнатий умер и кафедру занял снова Фотий, к тому времени папой стал Иоанн, который отвергал папскую теорию. Фотий созвал вселенский собор, на котором присутствовали представители всех церквей, в том, числе и римской всего 383 епископа. Собор повторил формулу, что все церкви и их главы имеют одинаковые права, было осуждено «фиоквле». Папа Иоанн решения собора поддержал. Западным этот момент был настолько ненавистным, что они через 200-300 лет подделали письма переписки Фотия и Иоанна, якобы папа не принял решения собора и якобы Фотий обманул представителей папы из-за незнания греческого языка. Эти подтасовки доказал католический иезуит Франциск Дворник в 1948 году. Одни католики сочиняют антиправославные басни, а другие эти басни разоблачают!
Вообще что касается темы верховенства папы и всякого рода фальсификаций, то они неразрывно сопровождали друг друга. Так в 7 веке в Испании, была создана папка документов позже названая «лжеисидоровыми деректалиями» в нее входило 60 документов якобы написанные императорами, королями, папами и патриархами с целью обоснования прав пап на верховное положение в церкви и его светскую власть. Как выяснилось, 58 из этих документов были подложными, 2 поддельными. Католическая церковь признала этот подлог лишь только в1950 году, но при этом никаких изменений в учении не произвела.
К началу 11 века папская партия, благодаря войскам германского императора в Риме победила, в 1014 году в Риме, к всеобщему удивлению и протестам на Востоке к Символу веры прибавили «фиоквле», в 1054 году кардиналы предали анафеме патриарха, за «не почитание папы», а патриарх отлучил кардиналов «за нарушение церковной дисциплины». С этого момента православные не могут отвечать за католиков.
В 1096 году папа призвал всех христиан участвовать в крестовом походе, в 1099 году был взят Иерусалим, вместе с мусульманами были перебиты почти все православные. Иерусалимский патриарх спасался бегством, и все время нахождения крестоносцев в Иерусалиме жил в Константинополе. Патриарху было безопаснее жить в Иерусалиме во время мусульманского ига, чем католического. В 1180 году уже в Константинополе по политическим причинам были перебиты почти все латиняне. В 1204 году в Константинополе крестоносцы убили больше 100 тысяч жителей, с 1204 по 1261 годы нескончаемым потоком вывозили из него золото, серебро и прочие предметы роскоши. Устроили резню на западных рубежах Руси, в 1240 и 1242 организовали неудачные походы против «схизматика» Александра Невского. Также из Константинополя были вывезены главнейшие святыни христианства: «Плащаница Христа» в Италию, «Терновый венец» во Францию, «Лик нерукотворный» в Испанию, «Покров Богородицы» в Германию, остатки креста на котором распяли Христа растянули по всем уголкам Европы, в Рим отвезли мощи Василия Великого и Иоанна Златоуста, ученые, склоняются к тому, что до 70% всех современных католических реликвий были украдены из Византии.
В 12 веке Фома Аквинский озвучил главный лозунг средневекового католицизма – борьба с грехом, с сатаной и его слугами. По всей Европе запылали костры инквизиции. Только в период с 1400 по 1479 годы как доказали историки в одной Германии было сожжено 920 тысяч человек при населении Германии 15 миллионов.
В католической церкви процветала продажа церковных должностей, каждый житель был обязан платить десятину церкви плюс плата за церковные ритуалы как приложение мощам, иконам, поэтому они в таком количестве им понадобились. Сверх блаженства являлось паломничество в Рим, в котором находился «наместник и викарий» Христа, и священное таинство для каждого католика – лобызание грязной туфли папы римского, также можно было купить инвестуру и получить отпущение грехов. Многие из пап, будучи монахами, имели незаконнорожденных детей. На западе школы до 16-18 веков находились исключительно в ведении церкви, когда на востоке они всегда были светскими. Религия превратилась в бизнес.
Православные на это смотрели с ужасом, когда в 14 веке в Европе побывал православный монах, он описал все, что там творится фразой: «Сумасшедшие святые, сумасшедшая церковь!». Католики дважды делали попытки прочинить власти папы римского православных, и дважды в Византии бунтовал народ, священники и монахи в 1450 году народ изгнал униатского константинопольского патриарха Григория Мамма. После униатского собора 1438 года, в 1448 свою независимость от Византийской церкви, как падшей в ересь папизма, объявила русская церковь.
Многие их гадости как эпидемия гриппа перешли к нам. К примеру, в константинопольской патриархии (но не в московской!) с 16 века практиковались разрешительные грамоты, которые гарантировали отпущение грехов, случае их покупки, там же султаны продавали церковные должности. Но при этом важно подметить, то, что на востоке такого размаха эти заблуждения не достигли. В середине 19 века константинопольский поместный собор эти вещи осудил.
В споре с католиками вас всегда упрекнут в гонениях на старообрядцев, и то, что их сжигали. Эти упреки справедливы лишь частично. В первых старообрядцы сжигали в своей массе себя сами, во вторых роль церкви в этих гонениях довольна, спорна, поскольку эти гонения устраивали власти, которые уже тогда стремились из церкви сделать государственное министерство. Царь Петр это собственно и сделал. Но не католикам нас судить, у них только чего Варфоломеевская ночь чего только стоит, я молчу при 30-летнюю войну.
Сейчас такие господа как Невзоров и Познер открыто винят в отсталости России православную церковь. С 1900 по 1914 год средний рост ВВП России был самым высоким в мире – 7,0% и Россия тогда была гораздо «православнее» чем сейчас, вторая шла Япония – 6,0%, на третьем месте США с 5,4%. Все испортила первая мировая и революция, традиция русского народа в 1917 году была оборвана. Сейчас русские, украинцы, белорусы это «Ивановы своего рода не помнящего». Они также связывают рост наркомании, морального упадка молодежи с церковью. Каким образом церковь может влиять на народ, если постоянно в церковь ходит не больше 10% населения, хотя «православными» сейчас себя именуют не менее 75%, или они намекают, на то, что в церкви продают наркотики и развращают молодежь?. А что эти 60-70% о православии знают? У меня есть знакомый, который считает себя глубоко «православным», любит разговоры о Боге и церкви, имеет коллекцию икон, при этом берет откаты и постоянно унижает своих подчиненных. Насколько такой «православный» является православным?
В дореволюционной России к церкви относились как к любящей матери. Даже феномен старообрядческого раскола косвенно подтверждает это, поскольку народ протестовал против реформ Никона, им и так жилось хорошо. От добра, добра не ищут. Хотя эти реформы были очень поверхностными, никто не ожидал, что они приведут к подобным конфликтам, к примеру, крестное знамение не относится к основополагающим основам веры это скорее эстетическое понимание троичности Бога. Другое дело обстояло на Западе. В 1517 году простой католический монах Лютер призывал к церковным реформам и опубликовал «95 тезисов» против католической церкви и папы римского. Его поддержало пол Европы: северная Германия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Дания, Нидерланды, Швейцария, Англия, Шотландия, позиции протестантов были сильны во Франции, Венгрии, Чехии. На стороне папы остались лишь только: Италия, Испания, юг Германии и Франции, Австрия и Польша. Народу надоело жить в страхе перед католической инквизицией, платить большие налоги католическую церковь возненавидели почти все. Именно на Западе в массовом количестве появились или возродились атеисты. В России до 1917 года таких было не более 2-3% , в книге «Оскольский край» рассказывается случай конца 19 века, как один сектант из «хлыстов» завел разговор с двумя мужиками (православными). Сначала «хлыст» ругал местные власти, мужики с ним согласились, а когда стал осуждать Николая Угодника, мужики ему дали по морде.
Конечно, некоторые замечания по поводу нынешнего положения дел в церкви справедливы. Когда церковь была гонима, в нее заходить боялись даже верующие. В семинарии шли учиться только истинно верующие люди, поскольку каждый священнослужитель понимал, что в любую минуту может начаться «1937 год». Это было самой несчастной и одновременно счастливой страницей в истории церкви. Сейчас же, священнослужители в большом почете, многие из них живут в комфортных условиях, имеют автомобили, им помогают местные бизнесмены и чиновники. С 1988 года, к сожалению, церковь наводнило слишком много случайных людей. Это закономерно.
Сейчас популярно осуждать «попов», но если подумать откуда «попы» приходят в церковь, где их родина? То скверные нравы некоторых из них становятся легко объяснимыми. Первые 2 десятилетия своей жизни, так или иначе, они воспитываются в нашем обществе, не из далекой же страны «Попляндии» они к нам приходят!. В это время формируются все качества и ценностная шкала человека. Общество и церковь невозможно разделить глухой стеной, они взаимосвязаны, в доказательство могу привести тот факт, что православная церковь в отличии от католической отвергает учение Августина «О граде Земном и о граде Божьем», человек и после принятия священного сана продолжает тесно контактировать с внешним миром, это его долг. Они взаимно воздействуют, друг на друга фактически представляют единое целое, в нашем случае после 70-ти летних гонений на церковь, роль церкви в этом воздействии существенно слабее роли общества. (Эта роль церкви неуклонно снижалась в истории Руси уже со времен Ивана Грозного, становилась формальной традицией) Другими словами, откуда взяться праведным священнослужителям, если общество плохо понимает, что такое, хорошо, а что такое плохо? Открою секрет, само слово «церковь» переводится как «собрание», причем это не собрание, только церковников, это собрание всех людей: священнослужителей, монахов, мирян. Без этого собрания существование церкви не возможно. Вы можете себе представить Богослужение в церкви без мирян? Церковь, в которой есть место только для церковников, есть мертвая церковь, её существование бессмысленно. Священство учит паству, при этом паства учит священство. Священство, как правило, деградирует вместе с обществом воцерковленным и невоцерковленным. Аналогично совершенствование священства может происходить только с совершенствованием общества.
В пример не случайных людей в церкви могу привести мою бабушку, которая родилась в 1924 году, она всю жизнь, была верующей по-настоящему воцерковленной. В 70-х годах даже решилась на венчание с дедушкой в Ездоцкой церкви. Когда уже в 90-х годах приводила в церковь своих внуков (что было не чаще 1-2 раз в год, хотя сама церковь посещала по несколько раз в неделю), просила нас во время службы не смотреть по сторонам, разглядывать фрески. Никогда не кичилась своей православностью, не считала людей, не ходящих в церковь второсортными. Год назад был в церкви «на Гумнах», меня одна бабуля требовательно попросила «подвинутся» поскольку за мной она не видела «в каком одеянии батюшка». Зачем она пришла в церковь? Чтоб облачение батюшки увидеть?! Мой знакомый работал экспедитором и воспользовался тем, что упаковка в которой находились бутылки с пивом была раскрыта, слил пиво и размешал наполовину с водой, доставив это «пиво» в магазин. Потом божился сходить в церковь и грех этот замолить. Я у него спросил, что он будет делать, если ему снова представится такая возможность, он ответил, что тоже самое «я ж не лох»!
Аналогично я могу сказать о «сильных мирах сего» сейчас они «наиправославнейщие», стоят в церкви как правило в VIP ложах на пасху или рождество держат свечки, даже крестятся, строят храмы, православные садики, проталкивают «православные» законы . А что было 30-40 лет назад? На комсомольских съездах ради собственной карьеры с не меньшим задором ругали верующих и церковь! Кто после этого будет верить в их искренность? Союз с такими «верующими» в первую очередь вредит церкви, настраивает против себя многих людей особенно старшего поколения, которые сами были участниками этих комсомольских собраний.
Четыре года назад, на традиционной встрече представителей фонда «Андрея Первозванного» во главе с главным олигархом-железнодорожником – Якуниным с иерусалимским патриархом Феофилом III произошел конфуз. Патриарх честно указал на все недостатки русских паломников и что вообще происходит в русской церкви. Наша вера, по его мнению, слишком материальна и формальна в частности он далеко не восторженно отнесся к той шумихе, которая сопровождает Чудо Благодатного огня в российских СМИ, описывая эту «церемонию» специально ни разу не употребив слово «чудо». Он даже сказал, что верующим Палестины жилось гораздо лучше, до тех пор, пока не пришла русская духовная миссия. Сказал, что «иерусалимскую церковь как колыбель всех церквей» от таких перегибов бережет Господь.
Я с ним согласен на все 100%. И в правду мы смотрим на веру сквозь материальную призму ценностей, сказывается 70-летнее наследие богоборческого режима и века формального православия, наши олигархи разного калибра все как один не могут сделать ни одного доброго дела без объективов камер и вспышек фотоаппаратов. Любое их деяние широко транслируется, будь то это строительство храма, ремонт больницы, или даже розыгрыш призов. В Библии написано, что когда даешь милостыню, левая рука не должна знать, что делает правая, а у нас такая показуха под названием «Посмотрите какой я хороший!». В России можно назвать подлинным чудом - честного олигарха или чиновника, поскольку таких почти нет. Каждый успел обворовать собственное население, сменить несколько жен и десятков любовниц, построить коррупционную схему по получению сверхприбылей, откатов, взяток, сквернословят, не ценят чужой труд, считают себя центром мироздания и при этом у каждого и дома и на работе находятся иконы, у многих на участках даже построены домовые церкви и часовни, где служат персональные духовники. Да и люди со средним достатком далеки от библейских идеалов. Но при этом называют себя верующими, наклеивают на себя ярлык – «Я –православный!», относятся к вере формально как красивой традиции, не стремятся к преобразованию собственной жизни.
Наше общество одолела духовная слепота. Преп. Петр Дамаскин, говорил, что «первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской». Мы все в своей массе не в зависимости от материального достатка далеки от этого здравия.
Далеки от здравия и обличители церкви. Их речи, полные неправды и отсутствия логики обостряют у людей самые гадкие эмоции, их глаза сверкают ненавистью, когда речь касается православия и России. Всеми силами пытаются раскачать и так тонущий корабль, навести еще большую смуту в обществе. К удивлению многих, объявляют себя победителями в отрыве народа от церкви, хотя статистика особых изменений не отслеживает. Не знаю, чего они хотят достичь, но явно не добра.
В заключении хочу обобщить главную мысль своей статьи – православие это идеал, к которому надо стремится, его нельзя поймать и сделать своей собственностью. На протяжении всей жизни мы приближаемся и отдаляемся от этого идеала. На Земле живет не так уж и много людей, которых можно назвать настоящими православными.
Africot специально для KaviCom.ru