Электронные кошельки - бизнес молодой. Но правила уже прописаны законом о национальной платежной системе. Статьи его вступают в силу постепенно. И вот со следующей недели наши виртуальные деньги должны быть реально защищены.
Куй железо, не... подходя к кассе. На свежем воздухе, с ноутбуком на коленках, Ярослав Гунин оплачивает штрафы, кредиты, бронирует билеты, заказывает с доставкой обеды, книги и дорогую технику. Отныне по закону. До этого добросовестность сделки: для интернет-компаний было делом чести, для покупателей - волей случая. Гунину не повезло дважды.
"В первый раз я покупал чесалку для кошки за 5 или 7 долларов, я просто связываться не стал, второй раз было неприятно - бронировал гостиницу во Франции через интернет, деньги не поступили, начались большие проблемы с визой", - рассказал Ярослав Гунин.
Не паханое интернет-пространство - теперь правовое поле. А словосочетание "электронный кошелек" - не интернет-сленг, а юридический термин. За покупки в интернете несут ответственность продавцы, а за скоростью операций и тарифами наблюдает Центробанк.
"Все хорошо ровно до того момента, пока что-нибудь не случится; так вот теперь, если случится, вам есть куда обратиться", - подчеркивает заместитель директора Департамента регулирования расчетов Центрального банка РФ Алма Обаева.
Денежные средства, правда, ограничены. Купить инкогнито можно на 15 тысяч рублей, а за месяц, максимум, на 40. Как правило, пользователи электронных кошельков и не оперируют большими суммами. Средний платеж - 600 рублей. А если все-таки хочется потратить больше - достаточно зарегистрироваться - ввести свои паспортные данные, и свободная сумма возрастет до 100 тысяч. Плюс бонус: неизрасходованный остаток можно получить наличными в своем банке или дружественном для интернет-компании. Но главное - любая сумма будет застрахована.
"Есть момент, когда эти деньги никуда не потрачены, но они находятся у вашего оператора в электронном виде. Ну, это некий аналог банковского счета. В этот момент и возникают риски", - председатель Совета директоров системы электронных платежей Борис Ким.
Операторы электронных денег должны быть кредитными организациями. Это и даст долгожданные "банковские" - самые стабильные из возможных - гарантии. Компании или заключают договор с каким-либо банком, или открывают свой собственный.
"Теперь банки увидели этот рынок, он теперь отрегулирован, они понимают, как с ним работать. Соответственно, мы ожидаем большей конкуренции со стороны банков, но, в конечном счете, это лучше для потребителя", - отметила генеральный директор компании-оператора электронных денег Евгения Завалишена.
То, что деньги с телефонного счета можно потратить и на ЖКХ, и на авиабилеты, - не новость. Но только сейчас у нового "мобильного" бизнеса появились гарантированные перспективы, отрегулированные законом. Компании мобильного сервиса и операторы сотовой связи должны информировать о каждой операции SMS-сообщением. А если услуга с комиссией - от 0% до 5,95% - оповестить потребителя до того, как он успеет потратить деньги.
Оповещать об любых изменениях на счете должны будут и банки. Кажется, простейшая услуга - для банков значит новую эру развития.
"У пенсионеров есть только домашний телефон, для банка это тоже дополнительные расходы", - поясняет вице-президент банка, руководитель блока "Розничный бизнес" Елена Махота.
Самая обсуждаемая поправка: обязанность банков возместить сумму по несанкционированной операции. Что значит: если мошенники увели деньги с пластиковой карты, банк должен сначала возместить всю сумму, и только после разбираться - виновен ли клиент. У финансистов самый длинный список обязанностей и возможностей. Для них окончательный срок соответствия закону отодвинут к концу года.
Перепечатка. Источник - http://www.1tv.ru/news/other/216511