Опрос вашего мнения о тех, кто имеет непосредственное отношение к продвижению отечественной культуры
"Просьба указать в комментариях общепринятое название для социальной группы людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры. В узкой (более размытой и принятой исключительно в России) трактовке - для группы людей, которые являются нравственным эталоном общества. Вторая трактовка идет как дополнение к первой."
http://samlib.ru/g/gomonow_s_j/boltovnya.shtml
Увидев на Самиздате этот опрос, возжелал узнать мнения кавикомовцев. Однако хочу несколько изменить формулировку. Прошу написать не общепринятое название, а сформулировать свое личное и, при желании, обосновать. Создавать стандартный опрос с навязанными вариантами ответов не буду. Оставлю эту возможность администрации сайта, если она посчитает нужным создать опрос в соответствующем разделе.
А пока, дабы не было обвинений в малобуквенности, постараюсь размазать по странице собственное мнение. На странице Самиздата написал «идеологические диверсанты», подписав, что это шутка, но отчасти.
Итак, кого лично я причисляю к движителям отечественной культуры (идеологическим диверсантам):
1) учителя
2) писатели
3) артисты.
Начну с учителей, чье призвание непосредственно приобщать народ к культуре. Каким образом обычно происходит этот процесс в наших школах? Практически каждый учитель выявляет самых способных по его мнению учеников и, подобно спортивному тренеру, «тянет» их к высотам знания, буквально «забив» на остальных. Но, у спортивного тренера такая задача – выявлять и развивать таланты. А у учителей призвание давать знания детям. Именно всем детям, а не избранным им ученикам. Действительно одаренные и прочие гении впитывают знания практически самостоятельно и порой опережают школьную программу без особой помощи учителя. А вот заинтересовать в получении знания «троечника», научить его грамотно писать, привить любовь к литературе, стремление получать разносторонние знания – это и есть настоящая задача школьного учителя. А не зарабатывать себе звание заслуженного учителя количеством проведенных в школе лет и количеством выпущенных медалистов. Уверен, что за каждым «вытянутым» медалистом остался десяток недоученных «троечников», своевременно забытых на задних партах.
Отдельно хочу отметить филологов. Это отдельная каста «движителей» культуры, парящая над «безграмотным быдлом». Каждый посетитель инетовских форумов сталкивался с их высокомерными презрительными репликами по поводу безграмотности того или иного автора или комментатора. И, похоже, ни один из этих филологов не допускает даже мысли, что виновен в ситуации именно он, потому что учить население грамотности прямая обязанность его и его коллег. И высмеивая существующую безграмотность, форумные филологи уподобляются работнику АвтоВАЗа, высмеивающему очередную модель «Жигулей».
Далее о писателях.
О разных «известных» литературных деятелях, написавших по парочке никому неизвестных заумных опусов и засевших в различного рода худсоветах, даже и говорить не стоит. В силу нынешних рыночных отношений и массы частных изданий эти деятели не могут быть не только двигателями культуры, но и ее тормозами. Разве что, кто-нибудь из них найдет богатого спонсора, согласного купить пиар-команду, способную грамотно распространить в информационных сетях слух о появлении нового Куэльи Мураками, опусы которого необходимо читать каждому, ибо каждое слово в них пронизано великой мудростью. Но их забудут сразу, как только перестанут проплачиваться популярные блоги.
Считаю, что двигателями культуры могут быть лишь популярные (модные) писатели. Как написал один из них, модой можно принудить делать то, что нельзя заставить делать даже с помощью танковой армии.
Большинство отечественных писателей заработали популярность на подражании импортным литературным течениям. Нет смысла перечислять тех, кто взлетел к званию мэтра на эльфийско-гоблинской волне, продвигая в отечественные массы импортную культуру. Отечественная фантастика так же настойчиво внушает, что будущее принадлежит людям с английскими именами.
Какие направления в литературе еще популярны? Судя по предлагаемому количеству, любовные романы. Тут сказать ничего не могу, ибо не интересуюсь. Однако сомневаюсь, что в них дела обстоят иначе.
Радует, что благодаря упавшему спросу исчезли с прилавков опусы, идеализирующие образ криминальных личностей, типа «Я вор» и тп.
Но, надо сказать, что среди писателей есть изрядное количество тех, кому бы я с искренним уважением пожал руку. И в последнее время таких авторов появляется все больше.
А вот кому бы я пожал руку среди артистов, как эстрадных, так и театральных? Разве что только продвигающему русскую культуру в песнях еврею Розенбауму. Больше никто на ум не приходит.
Все, что могу сказать об отечественных артистах, это что они поздравляют друг друга с днем рождения песенкой на английском языке, мечтают выступать на Бродвее и сниматься в Голливуде. Фильмы снимаются по сценариям, мягко выражаясь, заимствованным из импортных фильмов. Композиторы «пишут песни» на популярные импортные мелодии, «звезды» во всем подражают забугорным кумирам. И все вместе они зарабатывают популярность не возвышая современную отечественную культуру, а зачастую высмеивая ее, будто сами ни коим образом не имеют отношения к ее нынешнему состоянию.
Вот такое краткое обоснование моему определению «социальной группы людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры». Можно было бы еще вспомнить о художниках, но художников подобных Шишкину, Айвазовскому и Репину нынче просто нет, потому и говорить о них нечего.
Никин, специально для Кавикома.