Положив все это на стол, бригадир влепил Шурику увесистый подзатыльник
Как то, в одной из статей на Кави, упомянули о методах воспитания и воздействия на нерадивых работников в советское время. Кто-то обещал написать статью и просил не забивать тему. Не собираюсь писать обо всех методах, просто вспомнился один, который не входил в арсенал профкомов, парткомов и прочих комитетов. Это был метод, рожденный спонтанно и применялся он всего один раз и в отношении одного человека. И сейчас можно с уверенностью сказать, что этого человека он поставил на правильный путь.
В начале восьмидесятых отдел кадров попросил взять на участок молодого человека, которого направили то ли из комиссии по делам несовершеннолетних, то ли еще откуда. Назовём его Шурик. К своим неполным 17 годам он с горем пополам закончил 8 классов, успел поработать на двух предприятиях Старого Оскола, откуда благополучно сбежал, не забирая даже чистые трудовые книжки. Жил он в то время вдвоем со своей мамой. Была у него небольшая склонность к радиолюбительству, но ввиду отсутствия теоретических знаний и практического опыта, по причине нежелания учиться и работать, склонность эта угасала.
После процедуры оформления, Шурик первый день пришел на работу. С этого дня он стал электромонтером связи 2 разряда. Утром на раскомандировке его торжественно приняли в бригаду, назначили наставника, выдали книжки по ТБ и оставили в красном уголке для их изучения. Учеба продлилась пару дней. На третий, Шурик не пришел. Не пришел он и на четвертый. За ту пару дней, что он приходил на работу, выяснилось, что он мальчик не вздорный, спокойный одним словом не конфликтный, но неимоверно ленивый.
После двух дней его отсутствия, как и впрочем и отсутствия информации о его судьбе, мне, как мастеру пришлось приступить к поискам. Позвонил его матери на работу. В разговоре выяснилось, что Шурик на работу ходит, во всяком случае, по утрам. Сообщив ей, что её сына уже два дня нет на работе, мне показалось, что она сильно не удивилась. Однако на следующий день утром мы уже лицезрели нашего вновь испеченного связиста. Его объяснения о прогулах удивили всех своей оригинальностью. На вопрос – Почему прогулял? Шурик опустив голову тихо ответил – Вот позавчера я проспал и значит опоздал бы на работу. Мне стало стыдно, и я не пошел. Вчера я не пришел потому, что мне было стыдно за позавчерашний прогул. Вечером, мне мама сказала, что вы на меня не сердитесь и мне можно идти на работу. Говорил он это так искренне, что в отношении поржать желания ни у кого не возникло.
После проведенной устной воспитательной беседы Шурик целую неделю исправно ходил на работу, опоздав всего один раз. Но лень снова взяла его в свои объятия и новую неделю мы встретили без нашего мальчика. Расставив бригаду, позвонил его матери, попросив ее к 11 приехать домой. К этому времени и я с бригадиром и водителем приехали домой к Шурику. Быстренько посадили его в уазик и повезли на участок. На «после обеда» было назначено собрание.
На собрании звучали общие фразы, взывание к совести, что он подводит всю бригаду, лишает ее премии и т.д. Шурик стоял, опустив голову, со всем соглашаясь. И вот уже в конце собрания встает бригадир со словами - моё терпение лопнуло, я буду применять свой метод – выходит из красного уголка. Через минуту он возвращается, держа в одной руке молоток, а в другой монтажный пояс. Положив все это на стол, бригадир влепил Шурику увесистый подзатыльник. Затем взял молоток, вбил в стену дюбель, повесив на него монтажный пояс. Речь бригадира была краткой и понятной.
- Шурик, ты видишь эту веревку – указал он на страховочный трос монтажного пояса – Вот этой веревкой, на этом столе, мы тебя будем пороть за все твои проступки. Разрешение твоей матери получено. А если и она на тебя пожалуется, то ты и представить не можешь, что будет. Поскольку ты у нас несовершеннолетний и работаешь до 15 часов, то до 17 у тебя будет группа продленного дня, по изучению будущей профессии. Будешь уходить вместе с нами. Речь бригадира завершилась более лёгким подзатыльником.
Сейчас это может показаться чем то неестественным, но представьте, подействовало. В назидание Шурику пояс висел на стенке почти год. За это время он уже немного освоил профессию. Осенью определили его в вечернюю школу. Даже пару раз звонили туда, справляясь о посещаемости и успеваемости. К 20 годам Шурик получил аттестат о среднем образовании и уже неплохо справлялся с вожложенными на него обязанностями. В те годы как то было принято отмечать хорошим застольем всевозможные праздники. Шурик всегда был с нами. Для него специально покупали лимонад. Спиртного ему не предлагали, да он и сам к нему не очень стремился.
Во второй половине восьмидесятых Шурик уволился и занялся индивидуальной трудовой деятельностью. Ремонтировал телевизоры, бытовую технику, телефонные аппараты. Связи с нами не терял. Часто приезжал, что то рассказывал, часто просил помочь в чем либо. Это был уже не тот семнадцатилетний пацан, пристроенный к нам на перевоспитание. В девяностых он завел свою семью. Стал отцом. А вот профессии нашей изменил. Может денег она стала меньше приносить, может знаний хватать не стало, Только переучился Александр на сапожника, открыл свою мастерскую и стал осваивать азы бизнеса.
Примерно год назад мы встретились. У него все хорошо. А вот не отвалил бы тогда ему бригадир подзатыльник, на не повесил пояс на стенку, может у него все по-другому сложилось. Вот такая история о методе воспитания.
Странник специально для KaviCom