Крестьяне платили налоги абсолютно на все: фруктовые деревья, земельный участок, любые строения, любую живность, имеющаяся в личном хозяйстве.
Прочтя статью «Неизлечимая болезнь — Совок!», да и некоторые другие про СССР, подумал, какой-то уж очень поздний Советский Союз получается. Это 80-е годы, да от силы вторая половина 70-х. Никто не хочет заглянуть туда, немного пораньше? Не знаю, насколько это у меня получится, но попробую. Рассказ в начале будет касаться исключительно сельской жизни, ибо до окончания 8 классов я проживал в селе.
Все написанное основано только на личных воспоминаниях или рассказах родственников и знакомых. Место действия теперешний Старооскольский район, а в 50-е годы Шаталовский.
Почему-то более всего негативных воспоминаний тогдашних колхозников связано с налогами и обязательной подпиской на облигации государственного займа.
Помню, такими бумажками была обклеена крышка бабушкиного сундука. Многие эти ценные бумаги потом клеили в разнх местах.
Крестьяне платили налоги абсолютно на все: фруктовые деревья, земельный участок, любые строения, любую живность, имеющаяся в личном хозяйстве. Также были обязательны и так называемые госзакупки. То есть обычный отъем сельхозпродукции по чисто символическим ценам. Причем те мизерные деньги, которыми государство расплачивалось за продукцию крестьян, тут же отбирались в виде налогов или обязательной подпиской на облигации различных государственных займов. Если бы возможно было пересчитать крыс и мышей, обитающих в хатах и сараях, то налог ввели бы и на них.
Что же из себя представляли обязательные госзакупки? Каждое крестьянское семейство (двор) было обязано сдать 40 кг. мяса, 16 кг. сливочного масла, 100 шт. яиц, 2 кг. шерсти, если была пасека, то мёд и воск. Плюсом к этому картофель, зерно. Государство не интересовало, где это все взять. Невыполнение каралось и преследовалось. По решению суда, за неуплату налогов и невыполнение госзакупок, все имущество могло уйти в доход государству. Кроме всего прочего были обязательные отправки на так называемые общественно-полезные работы: лесозаготовки, торфозаготовки, на стройки народного хозяйства. Если кто не знает, то в 50-х годах в районе сёл Терехово и Котово в болотах довольно в большом количестве добывался торф. На его заготовку отправляли в основном женщин и девушек. Условия труда были жуткими. Положение крестьян было на уровне крепостного права. Самостоятельно уехать из села крестьяне не могли.
Какую оплату получали крестьяне за свой труд? Трудодни. Ну или по другому «палочки». Как-то после этого анекдот печально звучит. Радостная колхозная ударница рассказывает подруге
- Мне вчера за ударный труд, председатель две палочки поставил.
Но палочки не только ставили, но и вычеркивали. Не понравился председателю или бригадиру, так можно и без трудодней остаться.
На основании выработанных трудодней, колхозник получал натуральную оплату, которую потом отдавал в виде налога, за свое личное подсобное хозяйство, не важно было оно у него или нет. Крестьяне по всякому стремились снизить свое налоговое бремя: вырубали фруктовые деревья, вместо обычной заводили так называемую «сталинскую корову», то есть козу, налог на которую был в 10 раз меньше.
В социальном отношении колхозники были самыми обездоленными. У них не было пенсий, не было профсоюза, толку от него не много, но путевки и прочие блага, которые он давал, для крестьян тоже были недоступны. Право на пенсию имели только председатели колхозов и инвалиды войны. Паспортов или других удостоверений личности, крестьяне не имели. Для женщин отпуск по родам составлял 2 месяца. Моя мама вышла на работу, когда мне столько и было. Несмотря на то, что она не работала в колхозе, а была сельским медицинским работником, работала в медпункте и проживала в селе.
Из положительных воспоминаний о 50-х годах почему-то все вспоминают только одно, это сообщение по радио и в газетах, что с такого-то числа в Советском Союзе снижены цены на такие-то товары и далее перечень этих товаров.
Информационные технологии были представлены в виде газет, радиоточек в отдельных хатах и пары рупорных динамиков у клуба и правления. Иногда приезжало кино, как правило, вместе лектором, неся в крестьянские массы культуру и просвещение, в дозах определенных партией и правительством. Так как других источников информации не было, то мнение трудящихся в основном всегда совпадало с мнением партии и правительства. Это были воспоминания о 50-х, пересказанные мной со слов старожилов. В следующих рассказах постараюсь написать о 60-х, 70-х и 80-х годах где будут уже и собственные впечатления и воспоминания.
Справа мой дед.
Продолжение следует.
Странник специально для KaviCom