Наряду с российским рублем и иностранной валютой в России имеются самые разные способы оплаты товаров и услуг. И речь идет не об оплате «натурой» или бутылкой водки, как кто-то мог бы подумать, а о более современных «заменителях» дензнаков.
Безграничный простор для творчества в этом направлении имелся в 90-е годы, когда государство, озабоченное внутренними проблемами, долгое время равнобезразлично смотрело сквозь пальцы как на махинаторские приемы жуликов всех мастей, так и на относительно честные попытки разваливающихся предприятий выжить в бушующем море «современной» российской экономики. Слово «бартер» на тот период надолго вошло в лексикон граждан, а «маврики» (билеты МММ) имели в народе практически то же хождение, как и доллары.
Почти всю эту «пену» смыло, когда экономика страны (а вместе с ней и дела предприятий) пошла на подъем. Но этот первый опыт стал показательным - до сих стоит только некоторым предприятиям попасть в финансовую яму, как они начинают печатать какие-нибудь «шаймуратики», чтобы из нее выкарабкаться.
Однако новую волну «как бы денег» принес не дефицит денег настоящих, а, скорее, их профицит. В борьбе за кошелек потребителя банки и магазины придумывают все новые и новые способы поощрения за покупку. Как правило речь идет о бонусных баллах, которые начисляются на дисконтные (скидочные) карты или выдаются «билетами» (как в «Эльдорадо» и других подобных сетях). В дальнейшем эти баллы можно потратить на покупку товаров или оплату услуг компании, выпустившей карту (или ее партнеров). И каких только вариантов тут не бывает! О некоторых из них я уже писал ранее - в статье про банковские карты или в перепечатке про «карты лояльности». Так или иначе у всех «как бы денег» есть что-то общее. Например то, что их круг оборота жестко ограничен (как правило их нельзя перечислять на счет другого лица, да и за пределами сети не потратишь), имеются ограничения по срокам действия и ряд других правил.
С каждым днем число пользователей такой «валюты» растет. Люди расплачиваются «топливными картами» на АЗС, списывают баллы за приобретение товаров в крупной сети, обналичивают различные талоны и «чеки». И, что интересно, вброс таких «дензнаков» стимулирует продажи лучше, чем повышение зарплат и пенсий, т. е. увеличение объема реальных денег у населения! Хотя и обычная инфляция постепенно убивает у людей привычку к накоплению - постоянное обесценивание денег не дает возможности накопить на серьезную покупку. Приходится влезать в кредиты или, в лучшем случае, брать в рассрочку. Главное - купить СЕЙЧАС, т. к. потом ОБЯЗАТЕЛЬНО будет дороже. Вот такое вот колесо, в котором каждый из нас крутится подобно белке, причем скорость с каждым годом возрастает. И уже неважно расплачиваемся ли мы рублями, вэбманями или бонусными баллами - ведь в любом случае нас заставляют спешить, не оставляя времени на размышления о том, нужны ли нам на самом деле все эти вещи. А спешка, как известно, приводит к ошибкам.
Так что не гонитесь за навязанными бонусами и быстросгорающими деньгами. Лучше подумайте о том, что вам на самом деле нужно.
Дема, специально для Кавиком.ру