Если научные открытия и связанные с ними технические изобретения европейцев с горем пополам внедрялись на Руси, то культура и искусство считались от лукавого и решительно не поощрялись православной церковью. Заинтересованные лица могут возразить: «Да ты что? Да русская культура! Да русское искусство! Да оно ж вообще! Во всём мире известно!»
А давайте по пунктам.
Скульптура и живопись.
Во всём мире известны имена Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти, Бенвенуто Челлини, творивших в средневековой Европе, «в обстановке реакции и мракобесия». Великие мастера писали картины, ваяли скульптуры не только на религиозные темы, но и на вполне себе светские. Не страшась церковной опалы, писали на холстах и высекали в мраморе даже голых "бап!" (На превью – фрагмент полотна «Суд Париса»Питера-Пауля Рубенса. Получившего, между прочим, образование в иезуитской коллегии).
На Руси же художники писали только и исключительно иконы. Самые знаменитые иконописцы – это Андрей Рублёв и Феофан Грек. Причём даже образованная публика не назовёт, что именно написал Феофан Грек, а из творений Рублёва вспомнят одну «Троицу».
Как думаете, неужели русским живописцам не хотелось написать портрет любимой девушки, пусть даже и не в стиле «ню», а просто в сарафане и кокошнике; или хотя бы пейзаж за окном? Да наверняка хотелось! Может, это только мои домыслы, но иначе как табу, наложенным церковью, я не могу объяснить отсутствие на Руси картин наподобие европейских. Только начиная с 18-го века, когда Пётр I стал посылать за границу молодёжь на учёбу, в русском языке появились такие слова: картина, натюрморт, мольберт, этюд, гравюра.
Если живопись получила распространение хотя бы в виде икон, фресок и барельефов, то скульптуре вообще не было места ни в церковном, ни тем более в светском искусстве. Скорее всего, православная церковь считала скульптуру языческим наследием, ведь именно изображения Перуна, Велеса, Хорса в виде деревянных истуканов новообращённые христиане жгли, рубили, сбрасывали в реки. Соответственно, попытки некоторых диссидентов от искусства (а они наверняка были!) ваять пусть не из гранита – из глины, пресекались самым радикальным образом!
В некотором смысле православие гораздо ближе к исламу с его прямым запретом изображения живых существ, чем к католической церкви.
Театр.
С лёгкой руки кинорежиссёра Эльдара нашего Рязанова к имени Вильяма Шекспира все кому не лень добавляют приставку «наш». Помните: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м-м, нашего Шекспира?»
Да какой же он наш? Он английский! И творил аккурат в то время, когда на Руси с подачи православной церкви сжигали балалайки, рожки и гусли скоморохов, а самих самодеятельных артистов гоняли и притесняли. Даже поговорку пустили в обиход: «Бог дал попа, а чёрт – скомороха».
Думаете, я преувеличиваю? Вот слова священника, о. Александра Ельчанинова:
«Почему священники не ходят в театр? Самый принцип театральности отвергается Церковью. Запрещаются маски, ряжения, переодевание в костюм другого пола, так как все это подделка, двусмысленность, фальшь. Даже смотрение на это — какое-то участие. Что же касается актера — то с чем большим увлечением он играет, тем больший ущерб наносит своей душе, поселяя в ней путаницу и ложь».
Остаётся только добавить, что в России вплоть до 19-го века актёров хоронили за церковной оградой, как самоубийц.
Так где косность, мракобесие и невежество, у нас или в Европе?
Примерно то же самое можно сказать и о музыке. Ведь это в Европе придумали нотную грамоту, а названия нотам дал в начале XI века итальянский монах и музыкант Гвидо д' Ареццо. (Опять монах!) И названия музыкальных инструментов сплошь иностранные. Даже слово «гармошка» произошло от древнегреческого «армоникос» - созвучный, стройный, не говоря уж об органе, виолончели и геликоне.
Архитектура.
Вся Западная Европа – сплошной музей под открытым небом, будь то Прага, Рим или Мадрид. Барокко, рококо, готика… А у нас, кроме древних церквей, и смотреть не на что. Есть изумительные по красоте храмы, но это говорит только об одном – талантливые архитекторы у нас были, но строили в основном культовые сооружения.
А учились русские зодчие опять – таки у европейцев. Для меня в своё время откровением стало, что Московский Кремль и его соборы строили иноземные архитекторы – итальянцы, или, как их тогда называли, «фрязины», под руководством Пьетро Антонио Солари. Попытка неких русских шабашников, Кривцова и Мышкина, построить каменный Успенский собор на территории Кремля взамен сгоревшего деревянного закончилась грандиозным фейлом – возведённый почти под крышу храм завалился. Сор из избы выносить не стали, списали на землетрясение, якобы имевшее место быть в 1474-м году. (Цинично предположу, что, возможно, кто-то ручонки погрел на поставках некачественных стройматериалов). Повздыхав и посетовав втихомолку на отсталость нашу, пригласили из Италии знаменитого архитектора Антонио Фьораванти, и тот за четыре года возвёл шедевр, ставший главным собором Московского государства. Он сохранился до сих пор. Даже большевики не посмели его тронуть.
Можно, конечно, возразить – что под рукой было, из того и строили. В Европе – из мрамора и гранита, позднее – из кирпича; на Руси – из дерева, благо, запасов хватало. Это на Западе довырубали деревья до того, что мылись раз в месяц, и то в лохани, а бедняки вынуждены были перейти на еду, не требующую приготовления на огне: солонина, хлеб с луком, всевозможные похлебки. А в России только храмы строили из кирпича, а всё остальное из дерева – дома, сараи, заборы… Бани. Благо, дровишек для их протопки хватало, любой крестьянин мог пойти в лес и нарубить невозбранно. Но поскольку дерево материал недолговечный, то и не сохранилось памятников древнерусского деревянного зодчества.
Возможно. Я настаивать на своей версии не буду.
Может и не совсем в тему, но не премину заметить…
…На Руси, сплошь поросшей лесами, не умели делать мебель! Нет, стол, лавки и полати мог соорудить любой крестьянин при помощи топора, кованый сундук для приданого невесты заказывали плотнику и кузнецу, но вот профессия столяр, тем более краснодеревщик появилась в России как бы не в 18-м веке. С этим можно поспорить… если бы опять - таки не названия столярных инструментов…
На Руси умели делать бондарную посуду – бочки, кадки, ушаты, кружки. Это бесспорно. И соответственно инструменты для их изготовления носили исконно русские названия – пила, скобель, струг, тесло, ладило, рубанок-горбач, уторник, набойка…
А вот для изготовления мебели уже почему-то применяются инструменты с импортными названиями – всякие шерхебели, цинубели, зензубели, фальцгебели и прочие шпунтубели. Даже звучащее совершенно по-русски слово «верстак» (верста, верстать) произошло от немецкого «веркштатт» - мастерская.
Потому что русские обучались столярному мастерству у немцев, как это ни прискорбно звучит для наших патриотов. Одни историки утверждают, что начало этому положил Пётр I, другие – что ничего подобного, ещё при государе Алексее Михайловиче в Москве образовалась Немецкая слобода, где жили иностранные специалисты, в том числе и столяры. Думается, это неважно, факт то, что России опять-таки у иноземцев пришлось перенимать мебельное искусство.
Хватит, пожалуй. Про литературу и говорить не буду. Из древнерусских литературных произведений кроме «Слова о полку Игореве» безымянного автора что – то и не вспоминается больше ничего, в то время как о европейских рыцарских балладах, куртуазных романах, поэмах Петрарки и Данте известно каждому…
kuzema5 специально для каvicom.ru