«Прочь с дороги!» «Опять какой-то чайник/трактор/кран плетётся. Я хочу, я привык ездить быстро». «Я что, не пацан?"
Сегодня в рассылке новостей меня заинтересовала одна статья со множеством фото и видеороликов. Все это касалось «слепого обгона», то есть когда водитель выезжая на встречку не может достаточно далеко просматривать дорогу. Почитав оправдания, которые сам для себя строит водитель, уж очень многое показалось знакомым.
Многие даже законопослушные водители после длительного пребывания за рулём, особенно когда им приходится периодически «утыкаться» и долго ехать за плетущимися тихоходами, часто выходят на обгон «вслепую». Специально. Что их толкает на это? Понятно, притомились, устали. Обрабатывать на все 100% каждую ситуацию уже неохота. А ещё здесь свою роль играет постоянная ложная уверенность в том, что они обгонят и всё закончится благополучно. Они могут видеть и осознавать опасность, но при этом отдавать себе неправильный отчёт и мысленно «оправдывать» себя. Как правило, это выглядит так:
1. «О! Здесь, линия разметки прерывистая, дорога широкая, значит можно обгонять». В данном случае водитель как бы снимает с себя ответственность и перекладывает её на знаки, разметку, обстановку и т.п. Он «цепляется» за текущую ситуацию, а не за прогноз («тут можно, а там посмотрим»), ему плевать, что впереди «слепой» поворот или подъём, за которым ничего не видно. Почему? Ему важнее удовлетворить постоянное внутреннее «фоновое» желание «ехать быстрее». Сознание и подсознание вопреки здравому смыслу ищут любые (даже абсолютно неуместные и опасные) «подтверждения», «разрешения» и «оправдания» действиям, которые хочется совершить.
2. «Подумаешь, обзор перекрыт (поворот, подъём, деревья, транспорт), успею. Как-нибудь проскочу». А здесь мы имеем дело с недооценкой опасностей, которые могут подстерегать. Характерное автоматическое для многих нас «авось».
3. «Если там — на „встречке“ — кто-то есть, ничего страшного, я же смогу выйти из любой ситуации, ведь я же опытный». Предположение о неявных опасностях нивелируется сильной переоценкой своих возможностей, ну как же — «я самый лучший», «всё обойдётся», «меня не за что наказывать». Здравая оценка парализуется внутренним самохвальством;
4. «Подумаешь, на „встречку“ вслепую, ничего плохого не произойдёт. Авария? Нет! Такого быть не может! Тем более, что раньше „прокатывало“». Это самое страшное понимание из всех. Водитель, думающий и действующий по такому сценарию, успокаивает и отучает себя от привычки искать и предполагать опасности, прорабатывать и перепроверять текущую и назревающую обстановку. Опираться на прошлый опыт в данном случае большая глупость и ошибка, потому как ситуация «десять предыдущих раз», согласно теории вероятности, могла сойти с рук, а на 11-й — может привести к гибели людей.
5. «Думать об опасностях и неприятностях нельзя, это их только притягивает». Распространённое заблуждение, которое останавливает развитие и калечит судьбы. Об опасностях и неприятностях думать можно и нужно. Чем лучше знаешь болезнь и способы борьбы, тем удачнее исход лечения. А если позаботиться заранее, болезни и вовсе часто можно избежать. Думайте на здоровье, предполагайте, фантазируйте, ищите выходы.
6. «Я люблю быстро ездить». «Прочь с дороги!» «Опять какой-то чайник/трактор/кран плетётся. Я хочу, я привык ездить быстро». «Я что, не пацан?» Это не что иное, как базовые чувства, ощущения и понимания, которые диктуют нетерпимое и агрессивное поведение на дороге. Человек, живущий по таким принципам, особенно опасным становится, когда, входя в раж, сознательно и/или бессознательно провоцирует аварийные ситуации. «Нервы пощекотать», самоутвердиться. Ему потребно чувствовать — «так острее», «так сильнее», «так полнее». Он так привык, он так живёт, возможно, даже не осознавая этого.
Что же делать? Менять поведение. Успокоиться. Научиться подмечать за собой то «зло», которое можете принести себе и окружающим, ругать себя за него и хвалить за новые понимания, которые приобретаете... И, конечно же, не лезть на «встречку» вслепую. Хватит калечить друг друга! По всей России каждый день в пяти сотнях аварий гибнет в среднем по 70 человек.
Узнаваемы ситуации?
Странник по материалам auto.mail.ru