Вот ведь что интересно: чем больше изучаешь историю - тем больше отмечаешь, что ее делают единицы. Причем знаменитые «эгоисты» сделали больше добра, чем те, кто тщился «осчастливить» целые народы. Реализуя свои частные мечты и желания они, поневоле, улучшали или украшали жизнь общества в целом и добились в этом неплохих результатов.
Едва ли не большая часть известных сооружений, «чудес света» и наиболее глобальных проектов - это памятники тщеславию отдельных личностей. Тех, кто реализовывал свои амбиции, даже не особо это скрывая. А вот самые большие кровавые войны, раздоры, конфликты и скандалы - это, наоборот, результат «работы» тех, кто прикрывался именем народа и, якобы, действовал от его имени и на общее благо.
Впрочем, необязательно брать такие крупные примеры, как строительство пирамид или, наоборот, фашистская диктатура. Достаточно взять ряд известных меценатов и благотворителей для того, чтобы убедиться - эти люди помогают потому, что им это нравится. Т. е. помогая другим они, тем самым, улучшают свою жизнь. Вот это и есть принцип позитивного эгоизма - удовлетворение собственных желаний с «побочной» пользой другим людям.
Многие из нас, порой даже незаметно для себя, следуют этому принципу и в жизни. Нравится чистота на улице - вот и бумажка летит не на газон, а в урну. Не ради других, а ради себя. Но, при этом, фактически принося определенную пользу и окружающим.
Так же и в других примерах. Кто-то вежлив только потому, что ему нравится ощущать себя джентльменом; кто-то любит широкие жесты и героические поступки - опять же ради приятных взглядов и слов со стороны; а кто-то делает из маленького дворика у «свечки» цветущий сад ради собственной радости, а параллельно создает уголок отдыха для всех жителей и гостей дома.
И вот тут мы приходим к вопросу: где грань между «позитивным эгоизмом» и тем самым «желанием массового блага», приводящем к разрушениям и проблемам? А она в том, для чего нам нужен окружающий социум! Если в качестве зрителей - первый вариант, а вот если как «поле для экспериментов» - второй.
Увы, слово «эгоизм» уже давно стало ругательным, несмотря ни на какие сопутствующие эпитеты. Неудивительно - советская власть полностью отвергала всякие «собственнические» явления, а также сами предположения, что в основе добрых массовых поступков может лежать принцип эгоизма. Хотя сама активно эксплуатировала его - достаточно вспомнить хотя бы о соцсоревнованиях и методах личного стимулирования. Но, понятное дело, страна, которая «несла свет коммунизма» «угасающим» буржуазным странам (не спрашивая их согласия), никоим образом не могла признать факт того, что счастье насильным не бывает. А счастливым и сильным может быть только то государство, в котором таковым чувствует себя большинство жителей (в идеале - все). К сожалению, власть шла от обратного, выставляя нужды и стремления (а чаще - здоровье и жизни) отдельных людей ничтожными перед интересами государства.
Постсоциалистические годы еще больше усугубили ситуацию. Как могли воспринять нежданно свалившееся на них «буржуинство» те, кого с детства учили, что богач - толстый и жадный нувориш, который только и может, что тратить бабло на удовлетворение похоти и других исключительно личных инстинктов? Понятно как... И потянулись годы «смутного времени», где «закон зверя» стал главным...
К счастью, эта волна уже начала отмирать. Первые, нахрапистые, «быстробогачи» постарели и начали умирать. А их потомки, в большинстве своем, уже не столь сильны, чтобы удержать наследство, поэтому то и дело оно переходит в другие руки.
И вот уже появился новый тип предпринимателей - тех, кто «сделал себя сам» (есть такое американское выражение). Конечно, большинство - торгаши. Но появились и производственники, а также те, кто умело внедряет новые технологии и методы. А эти люди уже понимают, что человек - существо социальное, а значит не может быть счастливым в окружении несчастных. И вот уже благотворительность и спонсорство стали не разовыми выходками, а планомерной работой, на которую в бизнес-среде сформировалась «мода».
Встречаясь с этими людьми по рабочим вопросам я стал замечать, что все больше среди них тех, кто в своем бизнесе самореализуется, а не просто «сшибает деньгу». Все больше людей, которые начали менять мир с себя и, преуспев в этом, смогли хоть немного изменить окружающий мир. И хотя они по-прежнему каждый год, а то и чаще, ездят по «капстранам» (хотя некоторые стали предпочитать российские уголки природы, например ту же Карелию), но уже не говорят о том, чтобы переселиться туда или отправить своих детей на учебу и постоянное проживание, как повсеместно было в 90-е. Рождается новый класс: бизнес-патриотов - людей, которым важно в какой стране они живут, какая здесь экология, какие дороги и как живут окружающие их люди. И я искренне надеюсь, что эта тенденция - только начало.
Принцип позитивного эгоизма состоит в том, что для того, чтобы сделать мир лучше надо, прежде всего, сделать лучше себя. И менять окружающий мир не силой и давлением, а личным примером.
Конечно, на всех это не подействует. Найдутся те, кто будет ворчать, что ты просто зазнался; что твои личные достижения продиктованы только эгоизмом, а не заботой о других. Пусть говорят. Собаки лают - поезд едет. Главное, чтобы нашлись тех, кто пойдет за тобой в твоем деле. И это уже будет победой. Личной, но хоть немного делающей лучше весь окружающий мир.
Дема, специально для кавикомовцев
/em