Три богатыря. Эту картину я помню с детства потому, что на висела на стене возле моей кровати.
Успел рассмотреть ее довольно хорошо. Первые годы – впечатляла, тем более, что любил читать былины. Потом начал присматриваться к персонажам. Ну, два дядьки, конечно, впечатляли, а третий, ну никак. Что-то на богатыря не смахивал. Какой-то тщедушный, да и лошаденка у него не очень богатырская. В колхозе того села, где жил мой дедушка, все лошади были более статные, чем у этого богатыря. Вообще, загадочная личность, этот Алеша. Удивительно, как он смог попасть в компанию этих богатырей? Может в роли оруженосца?
Когда стал более взрослым, то задумался и о главном богатыре – Илье Муромце. Многое не мог понять. Мужик просидел тридцать лет и три года. Значит, он был инвалидом с детства? Раз не мог двигаться, то у него, получается, было повреждение нижних конечностей? Поврежден позвоночник? Тогда, у него и мышцы за эти годы атрофировались?
Не понятно, как он мог вот так, разом встать и превратиться в богатыря? Ему что, в те времена сделали операцию на позвоночнике? Мало вероятно. Значит, былинники где-то, чего-то прибрехнули, да, при этом, сильно. Оставался вне подозрений только один, Добрыня Никитич. Странно, среди трех, два сомнительных и только один не сомнительный. Что-то и с ним не так.
Шли годы. Много их прошло, а интерес к этим загадкам не пропадал. В конце 70-х годов, в одном из номеров журнала «Работница» была опубликована статья одного историка, который утверждал, что Алеша Попович – реально существовавшая историческая личность, как и Тугарин-змей.
В моем представлении из детства этот самый Тугарин-змей, был каким-то монстром. Огромный, как анаконда, ненасытный, но обладающий человеческой речью, которого не старались убить, а пускали за стол во время великокняжеской попойки, и не боялись, что он сожрет всех присутствующих. Вот же, змеюка!!!
После прочтения той статьи о реальности существования Алеши Поповича, я начал собирать из разных источников сведенья об этой личности. Интересная начала вырисовываться картина.
Алеша Попович — герой единственной, посвященной его личному подвигу былины «Алеша Попович и Тугарин-змей». Ему принадлежат также эпизодические роли во многих былинных сюжетах: он крестовый брат Добрыни, Ильи Муромца и Михаила Потыка, спаситель девушки от деспотизма братьев в редкой былине "Алеша Попович и сестра братьев Збродовичей (Петровичей)». Многие исследователи считают его главным героем в первоначальном архаическом изводе былины о борьбе с Идолищем, где его позднее заменил (преимущественно в северных записях) Илья Муромец.
В. Ф. Миллер, выявивший основные летописные соответствия с героями эпоса, соответствия, имеющие прямое или косвенное отношение к былинным сюжетам, считал, что оба персонажа былины «Алеша Попович и Тугарин-змей» историчны: прототип Алеши — ростовский «храбр» Александр (XIII в.), Тугарина — половецкий хан Тугоркан, выдавший дочь за Святополка Изяславича, киевского князя (XV в.).
Д. С. Лихачев также считал, что прообраз Алеши — «один из храбров Всеволода Большое Гнездо, житель Ростова, главный герой Липицкой битвы 1216 г.79 [79 Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 46].
Б. А. Рыбаков, заново проанализировавший данные летописи с XI по XIII в. и согласный с Д. С. Лихачевым, что «исторический прототип Алеши (в полной форме Александра) Поповича относится к XIII веку», установил важнейший исторический факт, что это имя «прикрыло собой еще одного богатыря», победившего в 1096 г. половецкого хана Тугоркана и в 1099 г. воевавшего с половцами и их предводителем Боняком.
Этим богатырем был Ольбег (звательная форма — Ольбеже), сын Ратибора, киевского воеводы и боярина, бывшего при Владимире Мономахе тысяцким. Он застрелил из лука половецкого посла Итларя (Итларище — Идолище). Брат Ольбега Фома Ратиборич в 1121 г. отразил нападение поляков, за что Мономах поставил его тысяцким во Владимире Волынском и послал ему гривну и золотую цепь.
Необычное имя — Ольбежа — забылось и заменилось Алешей, объединившим в своем эпическом и летописном образе подвиги обоих братьев: и борьбу с Итларищем и Боняком, и награждение золотой гривной, о котором упоминает летопись (Рыб. Др. Русь. С. 110-111).
Цикл былин по своему происхождению не киевский, а переяславский, так как ставшие его основой события происходили в Переяславле русском, где два десятка лет провел Владимир Мономах. Переяславль в эти годы был форпостом Киевской Руси и всегда первым принимал на себя удары половцев. «Возможно, что началом переяславского цикла был занесенный в летопись известный рассказ о юноше кожемяке, победившем печенежина... Имя Владимира II, ставшего под конец жизни князем киевским, слилось с именем Владимира, его прадеда, а Переяславль заменился Киевом» (Рыб. Др. Русь. С. 111).
Имя Александра Поповича, упомянутое в летописи в связи с гибелью богатырей в 1224 г. на Калке в числе семидесяти и в летописной повести о службе его у ростовского князя Константина и отъезде его в Киев к князю Мстиславу Романовичу Храброму, постепенно обрастало сказаниями, перерабатывавшимися в эпический цикл об Алеше Поповиче. «Киевизация былин, вероятно, и начиналась таким образом, с прямой оппозиции местных героев удельным князьям и постепенно переходила к формам эпической идеализации Киева», — полагает Ю. И. Смирнов (ЛП. С. 342).
Древнейшее ядро цикла представлено архаичным сюжетом о борьбе героя с чудовищем. Тугарин олицетворяет врага и насильника. Его выезд на Русь сопровождают два волка и два ворона, символизирующие враждебные намерения (Григ. III. № 30).
Гиперболизация образа Тугарина (рост три сажени, ширина в два обхвата, «промеж плеч косая сажень, промеж глаз калена стрела») и его коня («Конь под ним — как лютой зверь:/ Из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом»
В процессе дальнейшей эволюции былины появляется новое изображение Тугарина, ассоциирующегося с татаро-монголами. Былинники начинают описывать Тугарина, как непомерного обжору:
Принесли на стол лебедь белую —
Вынимал собака булатный нож,
Поддел со блюда белу лебедь,
Кинул собака себе в гортань.
Со щеки на щеку перемётыват,
Лебяжье костьё вон выплевыват.
Его голова — как пивной котел, очи — как пивные чаши, уши — как большие блюда.
Хотел понять, почему Тугарина описывают именно таким? Единственная мысль, которая пришла ко мне в голову такая: представители монголоидной расы преимущественно широкоскулые, что не характерно для славянских народов. Теперь о прожорливости. Мне кажется, что и тут есть разгадка. Славяне изначально – земледельцы. Основной продукт их производства – зерно. Об этом много сказано в книге «Предистория Руси». Там говорится, что славяне были основными поставщиками зерновых еще со времен персидских походов организованных Дарием.
Естественно, что у славян преобладала пища из зерновых, и мясо было в качестве добавки, в отличие от кочевников. У них мясо было, практически, основным продуктом. Скорее всего из-за большого мясопотребления и сложился образ ненасытного Тугарина-змея.
Я не историк, поэтому не берусь это утверждать. Я просто высказал свое предположение. На сколько оно может совпадать с вашим, судить вам.
Вот такие мои находки, касающиеся Алеши Поповича. Прояснилось превращение обычного воина в былинного богатыря. Возник вопрос, а что писали летописи, подтверждая существование Алеши Поповича?
Никоновская летопись под заголовком "Богатыри" за 1001 год свидетельствует следующее:
"Александр Попович и Ян Усмошвец, убивиши печенежского богатыря, избили множество печенегов и князя их Родмана с тремя сыновьями его в Киев к Владимиру привезли".
Но это далеко не все подвиги, совершенные ближним дружинником — воеводой Поповичем князя Владимира. За 1004 год Никоновская летопись сообщает о новом нападении кочевников-печенегов на русские пределы:
"Пришли печенеги на Белгород. Владимир же послал против них Александра Поповича и Яна Усмошвеца со многими силами. Печенеги же, услышав, бежали в Поле".
Вот и все, что я хотел рассказать
Алпей
Специально для Кавиком