Алеша Попович

добавить в избранное
Алеша Попович
16 августа 2013, 12:58, Алпей

 Три богатыря. Эту картину я помню с детства потому, что на висела на стене возле моей кровати.

 

 

Успел рассмотреть ее довольно хорошо. Первые годы – впечатляла, тем более, что любил читать былины. Потом начал присматриваться к персонажам. Ну, два дядьки, конечно, впечатляли, а третий, ну никак. Что-то на богатыря не смахивал. Какой-то тщедушный, да и лошаденка у него не очень богатырская. В колхозе того села, где жил мой дедушка, все лошади были более статные, чем у этого богатыря.  Вообще, загадочная личность, этот Алеша. Удивительно, как он смог попасть в компанию этих богатырей? Может в роли оруженосца?

 

Когда стал более взрослым, то задумался и о главном богатыре – Илье Муромце. Многое не мог понять. Мужик просидел тридцать лет и три года. Значит, он был инвалидом с детства? Раз не мог двигаться, то у него, получается, было повреждение нижних конечностей? Поврежден позвоночник? Тогда, у него и мышцы за эти годы атрофировались?

 

Не понятно, как он мог вот так, разом встать и превратиться в богатыря? Ему что, в те времена сделали операцию на позвоночнике? Мало вероятно. Значит, былинники где-то, чего-то прибрехнули, да, при этом, сильно. Оставался вне подозрений только один, Добрыня Никитич. Странно, среди трех, два сомнительных и только один не сомнительный. Что-то и с ним не так.

 

Шли годы. Много их прошло, а интерес к этим загадкам не пропадал. В конце 70-х годов, в одном из номеров журнала «Работница» была опубликована статья одного историка, который утверждал, что Алеша Попович – реально существовавшая историческая личность, как и Тугарин-змей.

 

В моем представлении из детства этот самый Тугарин-змей, был каким-то монстром. Огромный, как анаконда, ненасытный, но обладающий человеческой речью, которого не старались убить, а пускали за стол во время великокняжеской попойки, и не боялись, что он сожрет всех присутствующих. Вот же, змеюка!!!

 

После прочтения той статьи о реальности существования Алеши Поповича, я начал собирать из разных источников сведенья об этой личности. Интересная начала вырисовываться картина.

Алеша Попович — герой единственной, посвященной его личному подвигу былины «Алеша Попович и Тугарин-змей». Ему принадлежат также эпизодические роли во многих былинных сюжетах: он крестовый брат Добрыни, Ильи Муромца и Михаила Потыка, спаситель девушки от деспотизма братьев в редкой былине "Алеша Попович и сестра братьев Збродовичей (Петровичей)». Многие исследователи считают его главным героем в первоначальном архаическом изводе былины о борьбе с Идолищем, где его позднее заменил (преимущественно в северных записях) Илья Муромец.

 

В. Ф. Миллер, выявивший основные летописные соответствия с героями эпоса, соответствия, имеющие прямое или косвенное отношение к былинным сюжетам, считал, что оба персонажа былины «Алеша Попович и Тугарин-змей» историчны: прототип Алеши — ростовский «храбр» Александр (XIII в.), Тугарина — половецкий хан Тугоркан, выдавший дочь за Святополка Изяславича, киевского князя (XV в.). 

 

Д. С. Лихачев также считал, что прообраз Алеши — «один из храбров Всеволода Большое Гнездо, житель Ростова, главный герой Липицкой битвы 1216 г.79 [79 Лихачев Д. С. Летописные известия об Александре Поповиче // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т. 7. С. 46].

 

Б. А. Рыбаков, заново проанализировавший данные летописи с XI по XIII в. и согласный с Д. С. Лихачевым, что «исторический прототип Алеши (в полной форме Александра) Поповича относится к XIII веку», установил важнейший исторический факт, что это имя «прикрыло собой еще одного богатыря», победившего в 1096 г. половецкого хана Тугоркана и в 1099 г. воевавшего с половцами и их предводителем Боняком. 

 

Этим богатырем был Ольбег (звательная форма — Ольбеже), сын Ратибора, киевского воеводы и боярина, бывшего при Владимире Мономахе тысяцким. Он застрелил из лука половецкого посла Итларя (Итларище — Идолище). Брат Ольбега Фома Ратиборич в 1121 г. отразил нападение поляков, за что Мономах поставил его тысяцким во Владимире Волынском и послал ему гривну и золотую цепь. 

 

Необычное имя — Ольбежа — забылось и заменилось Алешей, объединившим в своем эпическом и летописном образе подвиги обоих братьев: и борьбу с Итларищем и Боняком, и награждение золотой гривной, о котором упоминает летопись (Рыб. Др. Русь. С. 110-111).

 

Цикл былин по своему происхождению не киевский, а переяславский, так как ставшие его основой события происходили в Переяславле русском, где два десятка лет провел Владимир Мономах. Переяславль в эти годы был форпостом Киевской Руси и всегда первым принимал на себя удары половцев. «Возможно, что началом переяславского цикла был занесенный в летопись известный рассказ о юноше кожемяке, победившем печенежина... Имя Владимира II, ставшего под конец жизни князем киевским, слилось с именем Владимира, его прадеда, а Переяславль заменился Киевом» (Рыб. Др. Русь. С. 111).

 

Имя Александра Поповича, упомянутое в летописи в связи с гибелью богатырей в 1224 г. на Калке в числе семидесяти и в летописной повести о службе его у ростовского князя Константина и отъезде его в Киев к князю Мстиславу Романовичу Храброму, постепенно обрастало сказаниями, перерабатывавшимися в эпический цикл об Алеше Поповиче. «Киевизация былин, вероятно, и начиналась таким образом, с прямой оппозиции местных героев удельным князьям и постепенно переходила к формам эпической идеализации Киева», — полагает Ю. И. Смирнов (ЛП. С. 342).

 

Древнейшее ядро цикла представлено архаичным сюжетом о борьбе героя с чудовищем. Тугарин олицетворяет врага и насильника. Его выезд на Русь сопровождают два волка и два ворона, символизирующие враждебные намерения (Григ. III. № 30). 

 

Гиперболизация образа Тугарина (рост три сажени, ширина в два обхвата, «промеж плеч косая сажень, промеж глаз калена стрела») и его коня («Конь под ним — как лютой зверь:/ Из хайлища пламень пышет, из ушей дым столбом»

 

В процессе дальнейшей эволюции былины появляется новое изображение Тугарина, ассоциирующегося с татаро-монголами. Былинники начинают описывать Тугарина, как непомерного обжору:  

 

Принесли на стол лебедь белую —

Вынимал собака булатный нож,

Поддел со блюда белу лебедь,

Кинул собака себе в гортань.

Со щеки на щеку перемётыват,

Лебяжье костьё вон выплевыват.

 

Его голова — как пивной котел, очи — как пивные чаши, уши — как большие блюда.

 

Хотел понять, почему Тугарина описывают именно таким? Единственная мысль, которая пришла ко мне в голову такая: представители монголоидной расы преимущественно широкоскулые, что не характерно для славянских народов. Теперь о прожорливости. Мне кажется, что и тут есть разгадка. Славяне изначально – земледельцы. Основной продукт их производства – зерно. Об этом много сказано в книге «Предистория Руси». Там говорится, что славяне были основными поставщиками зерновых еще со времен персидских походов организованных  Дарием.

 

Естественно, что у славян преобладала пища из зерновых, и мясо было в качестве добавки, в отличие от кочевников. У них мясо было, практически, основным продуктом. Скорее всего из-за большого мясопотребления и сложился образ ненасытного Тугарина-змея.

 

Я не историк, поэтому не берусь это утверждать. Я просто высказал свое предположение. На сколько оно может совпадать с вашим, судить вам.

 

Вот такие мои находки, касающиеся Алеши Поповича.  Прояснилось превращение обычного воина в былинного богатыря. Возник вопрос, а что писали летописи, подтверждая существование Алеши Поповича?

 

Никоновская летопись под заголовком "Богатыри" за 1001 год свидетельствует следующее:

"Александр Попович и Ян Усмошвец, убивиши печенежского богатыря, избили множество печенегов и князя их Родмана с тремя сыновьями его в Киев к Владимиру привезли".

 

Но это далеко не все подвиги, совершенные ближним дружинником — воеводой Поповичем князя Владимира. За 1004 год Никоновская летопись сообщает о новом нападении кочевников-печенегов на русские пределы:

"Пришли печенеги на Белгород. Владимир же послал против них Александра Поповича и Яна Усмошвеца со многими силами. Печенеги же, услышав, бежали в Поле".

 

Вот и все, что я хотел рассказать

 

Алпей

 

Специально для Кавиком

Добавить комментарий
 
+1
48
-1
 
Просмотров 3672 Комментариев 23
Комментарии (23)
16 августа 2013, 14:04 #

На аватарке, зо Дема?

 
+1
-2
-1
 
16 августа 2013, 15:32 #

Тебе мой ник покою не дает, скапыжник?

 
+1
1
-1
 
16 августа 2013, 21:38 #

Вот интересно. Никого не заинтересовал былинный герой. Опять ошибся с выбором темы.


 
+1
0
-1
 
16 августа 2013, 21:46 #

Меня заинтересовал. Я знал до этого, что Алёша Попович  звался Александром и погиб в битве при Калке, но многое другое для меня внове. Правда, сейчас я слегка злоупотребивши и всего прочитанного осознать не могу, но назавтра перечитаю по-новой.

 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 15:37 #

Опять ошибся с выбором темы.

Правильный выбор, но к сожалению когда сиськами трясут об истории не вспоминают.

 
+1
2
-1
 
16 августа 2013, 22:17 #

Интересно, спасибо за тему, есть над чем подумать.
Только сейчас поняла 10 век, средневековье, время рыцарства, Артур львиное сердце, круглый стол, первые крестовые походы, как много есть хороших книг (романов) и художественных фильмов на эту тему, а у нас как-то тишина, наши герои не воспеты, хорошо хоть мультики появились, мне они не нравятся, но хоть что-то.

 
+1
1
-1
 
16 августа 2013, 22:28 #

Рио. А вы заметили, что фильмы, выпускаемые сейчас в России или высмеивают нашу историю, сказания, былини или демонизируют правителей. Вспомните фильм "Царь" , где показывают Ивана Грозного неким придурком, сдвинутым кровожадным уродом. Я не собираюсь утверждать, что во время его правления не было людских жертв (сравните нынешнее десятилетие), но нельзя же отрицать очевидное. Посмотрите, насколько увеличилась территория Московского княжества и всея Руси.

 
+1
8
-1
 
16 августа 2013, 22:35 #

Да, вы правы. Есть однобокость в сторону негативных моментов, и эта закономерность наводит на неприятные выводы.

Народ который не знает своего прошлого не имеет будущего (c)

 
+1
0
-1
 
16 августа 2013, 22:40 #

Рио, а вы знаете, что Илья Муромец тоже реальная историческая личность, как и Добрыня, только они слишком обросли мифами?


 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 09:00 #

Нет не знала, если подготовите материл будет интересно прочитать

 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 10:43 #

а вы знаете, что Илья Муромец тоже реальная историческая личность,

читаем здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/Илия_Печерский

 
+1
-5
-1
 
17 августа 2013, 12:34 #

В википедии описывается биография Ильи Муромца, а я собирал, где попадались, исследования историками былин об Илье Муромце. Это совершенно разное. Сейчас, любопытства ради, делаю то же самое в отношение Добрыни.

 
+1
6
-1
 
17 августа 2013, 15:56 #

Иван Грозный, Петр Первый, Иосиф Сталин, Владимир Путин...)))

 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 20:40 #

Дема, а это к чему?


 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 20:43 #

Об одностороннем восприятии личности в истории)))))

 
+1
0
-1
 
18 августа 2013, 02:14 #

Ты считаешь, что изображение в фильме "Царь" Ивана Грозного в виде помеси юродивого, полуумного и блаженствующего при виде крови есть истинный облик? Я знаю одного человека, который написал отличный киносценарий об одном из наших царей, показав его с положительной стороны и перечислив его заслуги. Сценарий получил отличную оценку от историков, занимающихся изучением именно той эпохи. А толку? Когда он принес этот сценарий в одну из компаний, где его бегло просмотрели, потом отказались брать этот сценарий в работу. Причина? Если автор переделает образ этого царя в полудурка (привели пример фильм "Царь"), то они берут его в работу. Автор отказался искажать историю, изложенную в его сценарии на основе многих архивных материалах. Вот так сейчас делается история в фильмах. Этот сценарий есть у меня в электронном виде. Автор прислал его мне и хотел знать мое мнение. Я его просмотрел, но чтобы дать оценку этому сценарию, нужно знать больше, чем узнал автор. Мое личное мнение, что сценарий правдоподобен, тем более, что там множество эризодов взято из архивных данных.

 
+1
0
-1
 
18 августа 2013, 09:23 #

Ты считаешь, что изображение в фильме "Царь" Ивана Грозного в виде помеси юродивого, полуумного и блаженствующего при виде крови есть истинный облик?


У тебя очень странные выводы.


Я знаю одного человека, который написал отличный киносценарий об одном из наших царей, показав его с положительной стороны и перечислив его заслуги. Сценарий получил отличную оценку от историков, занимающихся изучением именно той эпохи. А толку? Когда он принес этот сценарий в одну из компаний, где его бегло просмотрели, потом отказались брать этот сценарий в работу. Причина? Если автор переделает образ этого царя в полудурка (привели пример фильм "Царь"), то они берут его в работу.


Случай случаю рознь. Сейчас, на волне моды на монархизм, часто можно встретить и обратные примеры.

 
+1
0
-1
 
16 августа 2013, 22:21 #

Еще кстати, ваша статья натолкнула на мысль купить книгу с былинами для сына. Подозреваю что будут сложности с поиском

 
+1
0
-1
 
16 августа 2013, 22:31 #

Рио, будут сложности с содержанием. Если, чтобы сын знакомился с былинами без искажения, то лучше запишитесь в библиотеку и берите амые затрепанные книги 

 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 16:11 #

У родителей мужа оказывается есть в библиотере.

 
+1
0
-1
 
17 августа 2013, 20:39 #

Значит, вам повезло. Не советую читать издаваемые СЕЙЧАС сказания, былины и т.к. Во многих из них внесены "корректировки"

 
+1
0
-1
 
18 августа 2013, 19:02 #

А Илья Муромец ваще православный святой.

Его память празднуют 1 января.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии