Тема, поднятая Алпеем, действительно интересна и немножко обидна - немцы наши самолеты сотнями сбивали, а никто их наших асов до сотни не дотянул, неужто правы злопыхатели, и войну мы выиграли исключительно "мясом", неужто действительно у нас просто оказалось больше солдат, чем у них патронов? Не уверен. Давайте немножко подумаем и порассуждаем.
Начать следует с того, что истребителям в пантеоне славы досталось незаслуженно большое место. Основные самолёты войны - штурмовики и бомбардировщики. Неужто кто-то всерьёз считает, что истребители производились для того, чтобы отчаянные парни в лихой воздушной схватке набили друг другу морды? Это дюже дорого даже для самой богатой страны. Тем более, что сбитый самолёт это необязательно погибший летчик. Покрышкина сбивали два раза. Хартмана - четыре, Баркхорна - 9 раз, Г.Берра (221 победа) - 18 раз, Рудорффера - 18 раз, Руделя - 30, Гриславски за один только день - четыре раза! Нет, основная профессия истребителя - охрана. Бомбардировщиков, штурмовиков, воздушных разведчиков, транспортников, кораблей, наземных войск, городов и так далее. Истребитель по своей сути - мордоворот-телохранитель при боссе, а боссы у истребителя - все. В конце концов, война идёт на земле, и только та земля считается захваченной, на которой закрепился пехотинец. А для пехоты вражеский истребитель вещь сравнительно безобидная, жужжит где-то вверху, ну и бог с ним. Вот когда начинается бомбёжка, или, не приведи господи, "чёрная смерть"налетает целой эскадрильей, тут дело плохо, тут молиться надо. От бомбы весом в 250-500 кг и в блиндаж не спрячешься, вскроет как консервную банку и хоронить некого будет.
Но вот мы, худо-бедно, а припомнили несколько имён наших истребителей, а кто может назвать кого-нибудь из бомбардировщиков? Разве что Гастелло, да и то, не за количество уничтоженных врагов, а за то, что направил свой самолёт в гущу вражеской техники. Немцы вот знают Руделя , который потопил линкор "Марат" и уничтожил (считается) 519 наших танков. А штурмовики? Назовите! А смертники войны, советские камикадзе, торпедоносцы? Во время Великой Отечественной войны средняя живучесть торпедоносца была 3,8 боевых вылета! Штурмовика - 11, бомбардировщика - 48 , а летчика-истребителя - 64 боевых вылета! Собственно, если подумать, то это неудивительно. Проведём аналогию с криминальными разборками - киллеры всегда стреляют в главаря, в босса, а телохранители просто иногда попадают под раздачу. Зенитчики целятся в бомбёра или штурмовика, он опасен, он - первый враг, а истребитель - ну, ежели случайно под снаряд угодит...
У Покрышкина, кстати, истребители в числе сбитых составляют меньше половины, остальные - бомбардировщики, штурмовики, транспортники, разведчики.
Отсюда, казалось бы, должно следовать то, что и у прославленных немецких асов в числе сбитых должны преобладать бомбёры и штурмовики. Ничуть не бывало! У Хартмана их практически нет! Только истребители. Дневник боевых действий эскадрильи JG-52, в которой воевал Хартман, приводит следующие данные:
В период с 15.12.43 когда Хартман "насбивал" двести одну победу, за ним записано:
Аэрокобра - 5 шт, Ла-7 - 4шт, Як-9 - 1шт, Мустанги (без указания количества ), остаётся верить, что действительно 5 шт, как и заявлено Хартманом. Ровно в десять раз меньше того, что нахвастал ас.
В сохранившейся первой летной книжке, где указано 150 побед, из бомбардировщиков указаны: Ил-2 - 5; Пе-2 - 4; А-20 "Бостон" - 1; По-2 - 2 машины.
Э, ребята, в чём дело? Что за польза наземным войскам от такого мастера воздушного боя?
Давайте нарисуем пару гипотетических ситуаций. Первая: группа наших штурмовиков в сопровождении истребителей идёт на железнодорожные станцию, где разгружается полк немецкой мотопехоты. По пути их перехватывают немецкие истребители во главе с Мюллером, Рудорффером или даже с самим Хартманом. Наши истребители вступают в бой, прикрывая штурмовиков. Но поскольку они лохи полные, а Хартман есть Хартман, то немецкие летчики сбивают всех, не потеряв ни одного своего. Слава немецким асам !
Но за это время "Илы" аккуратно перемешали весь немецкий полк с землёй , вагонными досками и рельсами. Передний край не получил подкрепления, сорвалось наступление или было прорвана оборона, в любом случае дело для немцев развивалось хреново.
Выполнили немецкие летчики свою задачу - прикрыть пехоту? Нет, хотя и насбивали. Выполнили наши истребители свою задачу - прикрыть штурмовики? Да, хотя и погибли. Вечная им память, а войны без потерь всё равно не бывает.
Теперь обратная ситуация - немецкие бомбёры идут бомбить нашу станцию. Их встречают истребители во главе с самим Покрышкиным. Немецкие лётчики не дураки, знают - элитную гвардейскую дивизию Покрышкина абы кого прикрывать не поставят, дело намечается серьезное, кровь с носу надо довести бомбёры до станции, дать им отработать. Но, опять же, поскольку они не дураки, то кто же станет связываться с самим Покрышкиным, даром, что он против Хартмана телок зелёный, впятеро меньше сбитых имеет? "Ахтунг, ахтунг, в воздухе Покрышкин" - и самолеты врассыпную. Вы там, на Юнкерсах, сами как-нибудь, а мы со стороны посмотрим, выберем момент, авось кого и собьём . И на оставшихся без прикрытия Юнкерсов наваливаются крутые парни Покрышкина.
Тут ещё вот какая деталь: бомбардировщик с грузом бомб штука тяжелая, неповоротливая, тянет по прямой и слава богу. А тут истребители. А жить хочется. И пилоты Юнкерсов сбрасывают смертоносный груз куда-то в болото, выстраиваются в круг и, огрызаясь пулеметными очередями, уходят за линию фронта без потерь.
Ну вот не повезло нашим ястребкам, никого не сбили. А когда возвращались, на них сзади набросились мессеры , до этого околачивавшиеся в облаках, зажгли нашего и быстро слиняли.
Вопрос: выполнили наши истребители свою задачу? Да, хотя никого не сбили, но и на наземные войска ни одна бомба не упала. А немцы? Нет, хотя и сбили нашего, но бомбёры оставили без прикрытия, не дали им возможности прицельно отбомбиться по нашим войскам. Свежая часть прибывает на передовую и даёт немцам жару.
Ещё раз: я изображал гипотетические ситуации, не ищите их в анналах истории, но суть отношения к войне с обеих сторон примерно такова.
Я именно про асов, простые летчики и у немцев честно воевали. Да и то...
"... был у немецких летчиков-истребителей один крупный недостаток. Могли немцы в бой ввязаться, когда это совсем не нужно. Например, при прикрытии своих бомбардировщиков. Мы этим всю войну пользовались: у нас одна группа в бой с истребителями прикрытия ввязывалась, на себя их отвлекала, а другая атаковала бомбардировщики. Немцы и рады - шанс сбить появился. Бомбёры им сразу побоку и плевать, что другая наша группа эти бомбардировщики бьёт, насколько сил хватает."
Н.Г.Голодников, летчик-истребитель 2 Гвардейского истребительного авиаполка Северного флота.
"У нас группе прикрытия ударных самолетов, бомбардировщиков или штурмовиков, всегда задача ставилась строго определённым образом. Мы должны были не сбивать, а отбивать. Прикрытие - основная задача. У нас правило такое было, что лучше никого не сбить и ни одного своего бомбёра не потерять, чем сбить троих и потерять один бомбардировщик." Он же.
"Прикрывает мы штурмовики. Появляются немецкие истребители, крутятся, но не атакуют, считают, что их мало. "Илы" обрабатывают передний край, и немцы не нападают, концентрируются, стягивают истребители с других участков. Отходят "Илы " от цели, вот тут и начинается атака. К этому времени немцы сконцентрировались и заимели численное превосходство в три раза. Ну, а какой в этой атаке смысл? "Илы"-то уже отработали. Только на личный счёт. И такое бывало часто." Он же.
"В первую половину войны немцы очень широко применяли тактику "один-два бьют, а шестеро их прикрывают". Мы, когда поопытнее стали, с группой прикрытия уже не связывались, а сразу организовывали атаку на аса. И тут же вся группа бросает бомбардировщики и атакует нас, а нам только этого и надо. Наша-то основная задача бомбёров прикрыть, и, получается, что немцы своей тактикой сами помогают нам её выполнить. Конечно, личный счёт таким методом, с помощью команды, можно "настрелять" астрономический, но с точки зрения стратегии этот метод порочен". Он же.
Летчик-штурмовик Г.М.Рябушко, 111 боевых вылетов, лично сбил немецкий истребитель, ни разу не сел вне аэродрома, хотя три немецких летчика по результатам снимков фотопулемёта отчитались в его сбитии:
"Взаимодействие штурмовиков и истребителей у нас в полку было отработано великолепно. Когда мы подходили к цели, то уж точно знали, что наши истребители есть и над нами и вокруг нас. В основном так бывало, что мы только по радио слышали, что идёт воздушный бой, а немцев даже и не видели."
Знаменитые немецкие асы сплошь и рядом боевых заданий не получали, летали на свободную охоту: заберется повыше и высматривает одиночные самолеты. Приметил, зашел сзади или от солнца, набрал скорость в пикировании, ударил и удрал. Конечно, таким образом немало насбивать можно, вот только другим войскам от этого какой прок?
Да и сам - какой ты, к чёрту, боец, ты шакал!
Все знают Федора Емельяненко, да? Сколько он первоклассных мастеров боя в нокаут отправил! А вот теперь представьте, что является гопник и заявляет, что он куда круче Фёдора, ибо умелым ударом по затылку в темной подворотне столько лохов вырубил, что Фёдору и не снилось! Вы с ним согласитесь?
Вот представьте: вы босс, вы наняли крутых телохранителей, а потом, когда вам встречается группа гопников, ваши телохранители куда-то исчезают. Избитый, с выбитыми зубами и переломаными ребрами вы лежите на земле, и тут ваши парни возвращаются и хвастаются: - Шеф, мы их догнали и троим так напинали, что они живы не будут!
Вам такая охрана нужна?
Вот эпизод из дневника немецкого летчика-истребителя Кноке:
"3 марта 1944 года.
Американцы бомбят Гамбург. Шпехт не может лететь, и на меня временно возложено командование эскадрильей. У нас было 40 самолетов, а осталось 18. Их я и поднял в воздух.
Над Гамбургом я наметил цель - небольшую группу "Боингов ". Мои самолеты на 1500 метров выше их. Я приготовился было пикировать, но заметил, приблизительно на 1000 метров ниже слева, группу из 60 "мустангов". Они не могут видеть нас, поскольку мы находимся между ними и слепящий солнцем.
Это настоящая удача!
Я сбросил скорость, чтобы дать янки немного продвинуться вперёд. Веннекерс идёт рядом, размахивая руками и показывая большой палец...
В практически отвесном пике мы врезались в самую середину янки и почти одновременно открыли огонь. Мы застали их врасплох...
Вечером я получил сообщение из штаба дивизии, что обломки не менее 12 "мустангов" найдены в секторе Цезарь-Антон-четыре и Цезарь-Антон-семь."
А "Боинги"? А "Боинги" спокойно отбомбились по цели. И плевать нашему асу, что погибли десятки, а то и сотни его соотечественников, разрушены дома, уничтожена техника, зато он личный счёт увеличил!
А ведь если б ты, сука, никого не сбил, а просто внёс панику в ряды бомбёров, заставил их сбросить бомбы впустую и вернуться на базу несолоно хлебавши, тогда бы ты был настоящим защитником.
Сбивать надо, конечно, кто ж спорит, хороший самолёт - сбитый самолёт, уж он гарантированно безопасен, но и просто отогнать врага от своих - полезнейшее дело, прямая обязанность истребителя. Пусть их летают, бензин жгут, моторесурс расходуют, бомбы впустую тратят - свои войска целей будут.
Теперь о словах ..., что-де один "Спитфайр" был опаснее двадцати русских истребителей. Да, "Спитфайр" был очень серьезным истребителем, одним из лучших, и английские летчики тоже были мастерами своего дела, но вот второй ас фашистской Германии Герхард Баркхорн этого, видимо не знал, ибо писал: "Я сражался против всех типов советских самолётов, в том числе полученных русскими по ленд-лизу. Лучшим истребителем считаю Як-9... В начале войны русские были неосмотрительными в воздухе, действовали скованно, и я легко сбивал их неожиданными атаками, но всё же вынужден признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские пилоты становились всё более умелыми воздушными бойцами."
Для многих и многих немецких летчиков война была разновидностью спорта, развлечением для настоящих мужчин, их интересовал личный результат. Но война всё-таки не спорт, тут личные заслуги не столь важны, тут необходима командная, всенародное победа. Пришёл май сорок пятого, и подняли лапки кверху и Хартман, и Баркхорн, и Рудорффер. Не в последнюю очередь ещё и потому, что не желали выполнять свою прямую обязанность - хранить!
Хранить - это дело почётное тоже,
удачу нести на крыле
таким, как при жизни мы были с Серёжей,
И В ВОЗДУХЕ, И НА ЗЕМЛЕ!
(Выделено мной, А.Т.)
Ахан Тигирей, специально для Кавиком