Досье:
Название фильма: Сталинград
Режиссер: Федор Бондарчук
Что еще снял хорошего: по большому счету - ничего
Известные актеры: Андрей Смоляков
Где смотреть: только в «Чарли»
Я не случайно написал, что Федор Бондарчук по большому счету ничего хорошего не снял. Если «9 роту» еще можно рассматривать как масштабное кино, то «Обитаемый остров» воспринимать всерьез ну очень затруднительно. А уж на фоне засилья в жанре военного кино «режиссера всея Руси» - Михалкова – ждать от отечественного фильма прорывов не приходилось. Единственное, что приходило на ум при произнесении фразы «хороший современный фильм про войну» - это «Брестская крепость», снятый белорусами.
Первые ролики фильма были довольно интересными, но кредит доверия отечественного зрителя так давно исчерпан, что, признаюсь, от Бандарчука, снимающего фильм про самую жестокую битву в той войне, я ничего хорошего не ждал. Но теперь, когда финальные титры уже выстрелили неожиданным саундтреком, можно с облегчением и удивлением констатировать один непреложный факт: Бондарчук снял потрясающий фильм! С удивлением – потому что, как я уже сказал, ожидал гораздо худшего, а с облегчением – потому писать рецензии на хорошее кино очень приятно, а на хорошее отечественное кино – приятнее вдвойне.
А то, что это действительно хорошее кино – нет никаких сомнений. Не нужно слушать никаких рецензентов, не нужно внимать дурацким параллелям, которыми уже наводнен весь интернет: просто выберите время, купите билет и обязательно прихватите с собой детей, если им исполнилось 12 лет. Те, кто пишут что «Сталинград» - это русский «Перл-Харбор» - просто не разбираются в кино. Сравнивать эти два фильма – это самое большое оскорбление труда людей, который был вложен в «Сталинград».
Бондарчук, как и наши предки в той войне бил по нескольким направлениям. Во-первых, фильм снят по технологии IMAX, и хотя ближайший кинотеатр такого типа находится в Воронеже, сам процесс создания таких фильмов весьма нетривиален. Дело в том, что эта канадская контора не раздает свою технологию кому попало. Они сами решают: будет фильм снят в формате IMAX или нет, что уже является определенным знаком качества.
Но и помимо требований к технологии, внимание к деталям в фильме просто потрясающее: от звуковых эффектов, до мельчайших деталей интерьеров, предметов быта и воссозданной немецкой техники (не рисованной, настоящей!). Для съемок были возведены самые масштабные декорации за всю историю отечественного кино последних десятилетий и везде, где можно было обойтись без спецэффектов, обходились без них. Поэтому, формат фильма – 3D – вас смущать не должен. Эффекты здесь всего лишь инструмент погружения, но не самоцель и тут Бондарчуку надо сказать огромное спасибо.
Во-вторых, режиссер не боится хороших штампов, но, при этом не теряет индивидуальности. Зрителю многое покажется знакомым в этом фильме: вот высадка в Нормандии из «Спасти рядового Райна», но по-русски. Настолько сильная, что Спилберг может покурить в сторонке. Вот - почти классическая сцена из нашего оскароносного «Летят журавли», с таким же светом и планом, но воспринимаемая не как плагиат, а как подражание прекрасному. И еще много таких эпизодов, опирающихся на лучше примеры в истории военного кино, но, во многом их превосходящие.
В третьих, Бондарчук не просто сделал ставку на актерскую игру, а очень сильно рисковал, выбрав на роли малоизвестных актеров. Впрочем, исполнитель главной роли уже снимался в его «Обитаемом острове» (играл там Гая), но все остальные, за исключением Смолякова, в серьезном кино замечены не были. Согласитесь, надо иметь определенную смелость, доверяя такой серьезный проект в руки молодых артистов.
С другой стороны, люди близкие к кино понимают, что актерская игра зависит, в том числе и от таланта режиссера. Здесь талант Бондарчука младшего наконец-то показал свое истинное лицо серьезного, вдумчивого и внимательного к мелочам творца. Даже второстепенные персонажи выглядят очень убедительно расставляя акценты на характерах главных героях, а не просто обеспечивая массовку. Кстати, несмотря на то, что фильм рассказывает о небольшом эпизоде Сталинградской битвы, в массовке было задействовано около 1000 человек.
Конечно, самое большое потрясение и открытие – Мария Смольникова, которая сыграла очень проникновенно. У Бондарчука есть такой талант – открывать миру способных актеров и здесь он раскрылся полностью. Каждый участник драмы может стать образцом актерской игры. Например, Алексей Барабаш, который почти весь фильм молчит, но своей мимикой говорит больше, чем иные именитые актеры.
Финальный удар перед окончательной победой над симпатиями зрителей – сценарий. Он просто хорош. Никакой дешевой пропаганды, никаких пафосных речей, но от иной сцены, интонации, взгляда или диалога подкатывает ком к горлу, и слезы наворачиваются под 3д-очками. Сценаристы отошли от привычной зрителю канвы фильмов про войну: вот плохие немцы, вот хорошие русские, а вот здесь у нас - штаб. Безумие войны, в которой неразбериха правит бал не только в военных действиях, но и в отношениях людей, показана здесь с ужасающей достоверностью.
Вы только что вместе с командиром спрашивали: как можно стрелять во врага, идущего за водой, а через пару минут уже готовы сами перегрызть ему глотку, потому что на войне у каждого своя правда. И вот это противоречие сопровождает зрителя весь фильм. Немцы – оккупанты, но как быть с той белокурой девчушкой, так похожей на жену немецкого офицера? Был у нее выбор или нет? Ответа на этот вопрос нет, потому что война оставляет после себя только вопросы.
-Ich liebe dich
- Либо, либо…Либо ваши расстреляют, либо наши…
И тут сценаристы пошли еще дальше: в отечественных фильмах почти всегда опускалась тема быта, а уж как там жилось советским людям бок о бок с оккупантами было совершенно непонятно. Бондарчук показывает еще одну сторону войны, где помимо, собственно, войны нужно как то выживать, кормить детей и элементарно мыться.
Конечно, к фильму можно попридираться, но у меня нет ни малейшего желания это делать, потому что не так часто у нас снимают кино, в котором достоинства так радикально перевешивают некоторые шероховатости и неточности изложения. А то, что новая картина Бондарчука именно такая, сомнений нет никаких. Обязательно посмотрите этот фильм.
terminahter, специально для kavicom