Рекламные сообщения на мой телефон приходят каждый день. То предлагают воспользоваться услугами белгородского такси, то - посетить московский торговый центр, а чаще всего - взять кредит «на выгодных условиях». Если вас, как и меня, раздражает такая навязчивость вконец обнаглевших рекламораспространителей - узнайте о том, как можно эффективно бороться с подобным спамом!
Откуда у них мой номер?!
Бытует мнение, что все подобные рассылки - незаконны, и сбор личных данных абонентов ведется исключительно спамерскими методами: специальные программы собирают по Интернет-страничкам номера сотовых телефонов и ведут автоматическую рассылку. Да, бывает и такое. Поэтому, оставляя свой номер в открытом доступе (например, в объявлении о продаже-покупке), будьте готовы к тому, что на него могут начать приходить рекламные СМС.
Но куда чаще наши номера спамерам сдают те, кому мы доверяли. И речь сейчас не только о косметических компаниях, выманивающих у клиентов номера их знакомых. Просто нашей доверчивостью, ленью и невнимательностью зачастую пользуются магазины и торговые сети, подсовывая анкеты, где мелким шрифтом написано о том, что ваши личные данные могут быть использованы. В том числе, и для передачи «третьим лицам». Так что, заполняя анкету на получение очередной «карточки на скидку», знайте - вы сами передаете номер своего телефона рекламораспространителям.
Еще один способ внести в чужую базу данных свой номер - просто … пополнить его через терминал оплаты услуг сотовой связи. Мало кто замечает, что в некоторых случаях при вводе данных на экране присутствует малозаметная галочка напротив слов типа «согласен с условиями оферты». А там, в большом и скучном тексте по ссылке, есть пункт о все том же «использовании личных данных» и «передаче третьим лицам».
Как это прекратить?
Самый простой способ - обратиться к рекламодателю с просьбой прекратить это безобразие. Номера телефонов обычно указаны в тексте СМС и более-менее солидные компании, как правило, после первого же обращения убирают ваш номер из базы. Однако, к сожалению, так поступают далеко не все. Да и телефонный номер может быть не местный, а то и вообще - платный...
Можно также попробовать социальные сервисы, позволяющие отписаться от СМС-рассылок. Например, через бесплатный сервис «СМС не надо!», позволяющий легко пройти всю процедуру составления заявления на «отписку».
Третий вариант - обратиться в call-центр своего сотового оператора. Сотовая компания может заблокировать отправку рекламных сообщений на ваш номер. Но это что касается SMS-рассылок, осуществляемых самим оператором или клиентами оператора через его сеть. Кроме того, неясно - не заблокируются ли «попутно» короткие номера, с которых приходят сообщения о движении средств по вашей карте?
Сообщения, приходящие от сторонних организаций или частных лиц с помощью сети другого оператора, заблокировать куда сложнее. Для этого придется включить телефон назойливого спамера в «черный список». Конечно, такая функция есть не на всех телефонах, но в крайнем случае можно, опять же, уточнить о ее наличии у вашего оператора. Правда, скорее всего, эта услуга будет платной.
Тем не менее на сегодняшний день, на мой взгляд, именно обращение к оператору является наиболее эффективным и простым средством борьбы с надоедливыми СМС-ками. И многие из них сегодня сами заинтересованы в облегчении этой работы. По крайней мере, на одном только Кавикоме уже подробно писали о том, как в этом направлении работают компании «Билайн» и «МТС». А на федеральных сайтах в октябре этого года появлялся пресс-релиз от «Билайна», в котором сообщалось о блокировке более 300 буквенно-цифровых подписей и коротких номеров, с которых рассылались SMS, попадающих под категорию «спам». В отношении собственных клиентов, рассылающих рекламу без разрешения абонента, компания применяет штрафы до 50 000 рублей за адресата.
Как наказать спамера?
Если все предыдущие способы остановить рассылки вам не помогли - можно обратиться с жалобой в региональное Управление антимонопольной службы (УФАС). Но этот путь непрост - придется пройти нудную бюрократическую процедуру.
Во-первых, одного лишь звонка или электронного письма будет недостаточно. Заявление (в произвольной форме) рекомендуется писать в бумажном виде и отправлять его в УФАС по почте. В тексте обращения надо обязательно указать в какой период и с каких номеров поступала реклама, кто указан в качестве рекламодателя и рекламораспространителя (наименование, местонахождение, контактная информация), подписывали ли вы с ними какие-то договоры, а также чего вы требуете.
Во-вторых, к заявлению придется приложить доказательства - тексты SMS-рекламы (в копиях и фотографиях), договор на оказание услуг связи, детализация выписки по абонентскому номеру за период получения SMS-рекламы, подтверждённая оператором связи; копии документов, подтверждающих факт обращения с требованием прекратить распространение рекламы к лицу, направлявшему рекламу, и факт того, что после обращения заявителя к рекламодателю или рекламораспространителю распространение рекламы не прекратилось. Сколько времени и как вы будете собирать этот ворох бумаг - не известно.
В-третьих, согласно закону, необходимо представить письменное согласие на обработку персональных данных и раскрытие их третьим лицам. Одно радует - уж УФАС-то вряд ли сдаст эти данные спамерам.
В общем, пока что закон явно на стороне спамеров, так как поймать их, доказать их вину и наказать весьма непросто. И громким именем УФАС проще пугать рекламодателей при обращении, чем на самом деле задействовать эту громоздкую процедуру. Но шансы победить в борьбе с «рекламной гидрой» все же существуют, как и примеры наказаний недобросовестных рекламораспространителей.
Дема, специально для кавикомовцев