Давным-давно, будучи ещё школьником, в классе этак седьмом, взял я в сельской библиотеке книжку почитать, под незатейливым названием «Деньги». Или «Что такое деньги», не суть важно. В ней доходчиво объяснялось, почему капитализм вот-вот окочурится, а социализм вовсе наоборот – процветёт во всём мире.
По младости лет многое не понял, хоть и добросовестно книгу асилил. Но одна глава врезалась в память. Особенно часто я её вспоминал, бывая за кордоном и таращась на сверкающие витрины магазинов, сравнивая их с полками нашего сельпо, заставленными резиновыми сапогами и заваленными отрезами ткани мышиной расцветки.
Речь в той главе шла о причинах экономических кризисов в капиталистическом обществе. И одной из причин назывался кризис перепроизводства. На пальцах растолковывалось, что вот, дескать, где-нибудь в штате Мичиган в Америке владелец обувной фабрики мистер Смит выпускает кожаную обувь. Жирует, скотина, пьёт кровь из рабочих! А когда они начинают высказывать недовольство, вызывает полицию, и та дубинками разгоняет бунтовщиков по хижинам, а особо буйных тащит в застенки. Называется «классовая борьба». До поры до времени капиталистическим свиньям удаётся держать ситуацию под контролем.
Но, к несчастью, находится некий мистер Вессон, неведомыми, скорее всего нечестными путями заимевший энную сумму и решивший не пропить их, а вложить в дело. Ничего лучшего не придумав, он открывает в том же городишке ещё одну обувную фабрику. В результате рынок завален обувью, никто её не покупает, зарплату платить нечем, кризис, разорение, нищета, безработица…
Из вышеизложенного автор, опираясь на теорию Маркса, делает закономерный вывод: в конечном итоге происходит революция, народ с воодушевлением топит буржуев в Атлантическом океане и переходит к плановой социалистической экономике. Мудрый Госплан, состоящий сплошь из убелённых сединами докторов экономических наук, решает, сколько следует выпустить ботинок, штанов, холодильников и велосипедов. Хэппи энд, что в переводе означает все довольны. Кроме буржуев, понятно.
Как-то так. Не полезу в дебри политэкономии и не буду рассуждакивать, прав автор книги или нет.
Поговорим о другом. О том, что лежит на поверхности, а именно о КАЧЕСТВЕ товаров народного потребления - ботинок, штанов, холодильников и велосипедов.
Так вот, в той книжке не было написано, что тот же мистер Смит с появлением конкурента вынужден улучшать качество своего товара, снижая издержки на производство, стимулируя своих работников – зарплатой, штрафами, угрозой увольнения; и разрабатывая новые модели босоножек и ковбойских сапог. И в результате – прогресс и изумительное качество американских ботинок на толстой свиной подошве, поскольку благополучие и хозяина, и его работников напрямую зависит не только от цены и количества, но и от качества выпускаемого товара.
Напомню, что в 1917-м году в России уже произошло то, что автор книги предрекал для всего мира.
И что из этого получилось? Предполагалось, что народ, избавившись от эксплуататоров, стройными колоннами будет радостно, честно, самоотверженно и бескорыстно трудиться на благо родной страны. «На работу – с радостью, с работы – с гордостью!» «Жила бы страна родная, и нету других забот!»
Ага, щас! Люди везде одинаковы и вкалывать хоть на дядю, хоть на государство не шибко стремятся под любыми широтами, не только в России. Как бы их ни уговаривали пропагандисты и агитаторы с кумачовыми бантами на груди. Об этом у Николая Островского хорошо сказано в повести «Как закалялась сталь». Герой повести Павел Корчагин на комсомольском собрании заявляет: «Старые рабочие прямо говорят: на хозяина работали лучше, на капиталиста работали исправнее, а теперь, когда мы сами стали хозяевами, этому нет оправдания».
Посему советская власть, видя, что на голом энтузиазме социализм не строится, крокодил не ловится и кокос, сцуко, не растёт, скрепя сердце и скрипя зубами вынуждена была внедрить кое-какие методы принуждения к труду свободных пролетариев, позаимствовав эти методы из арсенала буржуинов - кровопийц. В частности конкуренцию, стыдливо обозванную социалистическим соревнованием. Из этой затеи получился, естественно, пшик, поскольку, изменив форму, изменили и содержание, и на деле никто не захотел рвать задницу ради переходящего красного знамени, звания «Ударник коммунистического труда» и значка «Победитель социалистического соревнования». Кроме отдельных идеалистов, не делающих погоды. Без обид; большинство, конечно, работало честно и добросовестно, но Стахановых и Ангелиных почти не встречалось. А поскольку «маяки» для пропаганды строя нужны были, то их создавали искусственно. Например, у нас в базе капитаны, неизменные победители соцсоревнований, рыбу на плавбазы сдавали без очереди.
Гораздо действеннее оказались старые добрые кнут и пряник. У того же Островского читаем: «Я не стану агитировать и митинговать, но мы должны со всей яростью обрушиться на разгильдяйство и расхлябанность.» Но если в оборонке, станко-, авиа- и судостроении, в космической отрасли и кнут был похлеще, но и пряник послаще, то в промышленности, выпускающей товары, пренебрежительно названные «группа Б», а в народе получившие насмешливую кличку «ширпотреб», соответственное было и отношение к этим товарам. Основное требование – выполнить план. А буде ОТК заартачится, предъявив претензии к качеству, то работникам этого отдела всегда можно напомнить, от чего зависит и их благополучие тоже. А именно от плана. Отсюда высокий процент изделий скверного качества практически любого товара, будь то телевизор, пылесос или электробритва. Это в самолётостроении бракованные детали сразу шли в утиль, а на часовых заводах их откладывали в сторонку, а в конце месяца приходил мастер к контролёру ОТК и начинал её оглаживать по бокам: «План горит! Давай посмотрим в ящичках, может, и выберем более-менее подходящие». Контролёру до пенсии рукой подать, и ссориться неохота, и рада, что её ощупали. В ящичках проводилась ревизия, и детали, забракованные в начале месяца, шли в дело в конце.
И никто не заламывал по этому поводу руки. Потому что всё равно купят! (Как там у классика? – «но ведь других нет!») А и не купят – делов-то! Продукция выпущена, аванс, зарплата и премия получены и истрачены, а то, что в обувном магазине туфли образца «прощай, молодость!» фабрики им. Парижской коммуны годами пылятся на полках, никого не волнует. Продавцы во главе с директором точно так же вовремя получат аванс и зарплату с премией.
…Многие, желая подчеркнуть некую супер-пупер надёжность советской бытовой техники, приводят в пример бабушкин холодильник, бесперебойно работающий вот уже сорок лет. Но холодильник в сущности примитивный агрегат, и уж вовсе стыдно было бы не суметь сделать его качественно.
И тем не менее умудрялись! Советская бытовая техника, как известно, делилась на две части – или ломалась в первый год эксплуатации, или молотила бесперебойно много лет. Знающие люди выбирали, между прочим, технику, выпущенную в начале года, на худой конец – квартала.
Что характерно, до сих пор работающие советские ЗИЛы и «Полюсы» переместились в основном на дачи, почему-то уступив место в городских квартирах вражеским маркам «Bosch» и «Samsung».
А вот уже более сложные, чем холодильник, швейные машинки так и не научились делать! Даром что подольскую «Чайку» слизали с «Зингера»; хоть и нельзя сказать, что «Зингеру» она и в подмётки не годилась, но до его уровня так и не дотянула. (К слову, до революции Подольский завод швейных машин как раз и принадлежал компании «Зингер», привет Паршеву!) С тем, что «Чайка» грохотала как пулемёт «Максим», ещё можно было бы смириться, но она ведь и шить толком не умела, особенно машинки, выпущенные после 1980-го года, после смерти Председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, лично курировавшего предприятие. Холодильники, те по крайней мере морозили исправно, хоть и уркотели так, что ночью не уснёшь без привычки.
Потому что завод этот был в СССР практически монополистом! Ему даже соцсоревнование было не с кем организовывать.
Слышу возмущённые голоса: «А фотоаппараты??? Фотоаппараты!!! Само что ни на есть технически сложные и точные приборы! Тоже скажешь, что были никудышные?!»
Фотоаппараты выпускались под крылышком военного ведомства, соответственно, и к качеству там были особые требования, и уровень квалификации рабочих повыше, нежели на телезаводе в Воронеже.
При чём здесь оборонка и фотоаппараты? Ответ прост – оптика. Прицелы, дальномеры, бинокли, перископы. Заодно и фотоаппараты.
Совкофилы, желая подчеркнуть преимущества советских товаров перед импортными, начнут употреблять слова «добротный» и «неприхотливый». В первом случае перед глазами встаёт монументальное двубортное драповое пальто модного цвета маренго весом 5 килограмм, практически вечное, во втором – мотоцикл «Минск», хоть и ломающийся через каждые сто вёрст, зато и починить его можно было в чистом поле с помощью подобранного на обочине булыжника.
Ради Бога! Как говорится, кому что. Кому-то нравится добротность, кому-то неприхотливость. Вот только при открытых границах в условиях жёсткой конкуренции на рынке карачун пришёл почему-то советской промышленности, а не заграничной. О причинах писать не буду, пусть этим занимаются доценты с кандидатами, но сдаётся мне, что просто встретилась дворовая футбольная команда с чемпионами кубка УЕФА. С закономерным итогом.
О китайском ширпотребе, заполонившем весь мир, разговор особый. Отдельную статью можно написать. Хотя если продолжить аналогию с футболом, на поле вышли не одиннадцать новых узкоглазых игроков, а сто одиннадцать.
Нельзя сказать, что конкуренции в СССР вовсе уж не было. Спорт, например. Потому и показывали наши спортсмены отличные результаты, что соревновались как между собой, так и с иностранцами.
Или в институт поступить. Были, конечно, и блат, и протекция, особенно в престижных ВУЗах, но основная масса абитуриентов сдавала экзамены честно. Потому и поступали лучшие, что конкурировали друг с другом. К сожалению, дальше уже действовали принципы социализма. Главное было – поступить, а рабочее место тебе гарантированно предоставляло государство. Поэтому и учиться можно было спустя рукава, лишь бы экзамены сдавать на троечку. А по окончании преспокойно протирать штаны в каком-нибудь КБ. Это буржуй озабочен, чтобы его инженеры головы ломали над модернизацией и улучшением продукции, а у нас годами гнали одну и ту же модель хоть автомобиля, хоть мясорубки… Впрочем, это я уже по второму кругу пошёл…
И напоследок. В 1967-м году руководству СССР пришла в голову мысль – для стимулирования улучшения качества производимых товаров на изделия, более-менее соответствующие ГОСТу, наносить специальный знак. (Стимулировать рублём, видимо, вера не позволяла. В светлое коммунистическое будущее). Представлял он собой стилизованную пятиконечную звезду с аббревиатурой «СССР» и буквой «К», что означало «качество». Так вот, знак этот как раз и символизировал настоящее качество советских товаров, поскольку мало того, что букву «К» изнахратили до неузнаваемости, так ещё и повернули её на 90 градусов. Или, как посмеивались работяги на заводах: «Качество поставили раком…»
kuzema5 специально для каvicom.ru