Обожаю наблюдать за работой профессионалов. Любой отрасли. Вот только не часто это удается.
Недавно имел удовольствие наблюдать, как два десятка специалистов решали проблемы неметаллических включений в литой заготовке для трубной промышленности. Это был расширенный техсовет представителей двух крупных металлургических компаний. Кроме металлургов на техсовете присутствовали аналитики по рынкам отрасли, юрисконсультанты и специалисты по продажам. Словом, два круга людей, заинтересованных в решении проблемы на взаимовыгодных условиях. Тон техсовету задавали металлурги: сталеплавильщики - с одной стороны, и прокатчики - с другой.
Высочайший профессионализм, высочайшая компетенция, доскональное знание смежных производств и отраслей – в этой атмосфере было приятно находиться. Пусть что-то в диалогах оставалось непонятным на уровне терминов, но сама работа специалистов экстра-класса вызывала только одно желание – вот бы везде у нас было так.
К сожалению, далеко не везде, и далеко не так. Летом на центральных каналах проскочили бодрые сообщения о том, что Россия впервые отправила своих молодых специалистов на участие в конкурсе «ВорлдСкиллс-2013». Это международный конкурс профессионального мастерства среди молодежи. Больше тысячи участников со всего мира, шесть профессиональных направлений, 40 компетенций по которым определяют лучших. Российские представители выступали по 15 профессиям – от парикмахерского искусства до мехатроников. Вы видели репортажи о результатах конкурса? Я – нет. Потому что Россия заняла 44 место из 47 возможных.
Наверное, какой-то процент неудачи можно списать на отсутствие опыта участия в этом конкурсе, какой-то - на то, что подвели обстоятельства. Однако, на слабую подготовку наших представителей поражение не спишешь – их отбирали на всероссийском конкурсе профмастерства. То есть, поехали лучшие из лучших, и их уровень оказался соответствующим хвосту мировой турнирной таблицы.
Часто говорят о дефиците рабочих рук в России. Однако, занимая девятую позицию в мировом рейтинге по численности населения, мы имеем один из самых больших процентов экономически активного населения. Трудовых ресурсов у нас почти 54%, больше только в Китае, Тайланде, Канаде и Швейцарии. Так откуда же этот дефицит в стране с не самой развитой экономикой? По трудовым ресурсам мы обгоняем, например, Германию, Францию и Великобританию, а вот по ВВП, пропускаем их вперед. Выходит, дело не в количестве, а в качестве?
Еще в 2011 году комиссия по профессиональному образованию при Российском союзе предпринимателей пришла к выводу, что к 2020 году предложение специалистов в некоторых отраслях сократится больше чем на половину. Уже сейчас станкостроение и приборостроение, авиационная и текстильная промышленность испытывают трудности, связанные не только с экономическими причинами, но и с кадровыми. Огромная масса молодых людей выбирает профессию случайно, лишь бы поступить в ВУЗ, а затем работают не по специальности, а там где больше платят. Толку от таких специалистов не много. Огромные финансовые и образовательные ресурсы расходуются впустую.
Та же комиссия при РСПП отмечает на рынке труда перекос в сторону неквалифицированных рабочих. Из тридцати миллионов рабочих почти половина обладает низкой квалификацией и относится скорее к разнорабочим. Предприятия, проводящие модернизацию или запускающие новые производства, испытывают трудности с набором технологического и обслуживающего персонала. Низкий уровень образования большой массы соискателей не позволяет в сжатые сроки обучить их новым профессиям.
Часто наблюдаю, почти отчаянье старых опытных специалистов, готовящихся уходить на пенсию – опыт передавать некому. Мало молодых людей, которые заинтересованы в совершенствовании своих компетенций. «Равнодушные они какие-то – говорит Александр, опытнейший электромеханик. Вроде и сам учу их, и на курсы их отправляют, а толку нет. Придут, отработают смену абы-абы, и – домой. Черта с два кого из них увидишь с книжкой по профилю. Да, что там книжка! Вот посмотри, в моем отделе на пять человек два компьютера. В браузерах, закладки по профессии только мои. Не тем делом люди занимаются, не тем».
Профобразование начинается с профориентации. Какие школьные и межшкольные конкурсы чаще всего на слуху? «Я - лидер», «Юный мэр», «Юный эколог» - это, наверное, хорошие конкурсы, но приведут ли они в будущем своих участников в «Сколково»? Впрочем, судьба самого наукограда, как символа российского технологического прорыва, вызывает опасения. Генпрокуратура России по итогам проверки фонда «Сколково», сообщает, что объем нецелевого использования или хищения бюджетных средств, выделенных на проект подмосковного иннограда, потенциально превышает 125 млрд рублей, из которых 50 млрд уже выделено.
Нельзя сказать, что правительство не заботит качество трудовых резервов. В 2011 году учрежден всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Вот только список номинаций символичен: «Лучший каменщик», «Лучший горнорабочий очистного забоя», «Лучший электромонтер», «Лучший водитель большегрузного автомобиля», «Лучший сварщик». Кажется, что людей, определяющих номинации, интересует только добыча полезных ископаемых и строительство замков. Конечно, существуют отраслевые конкурсы профмастерства, но согласитесь, что победителей этих конкурсов не приглашают в Кремль для вручения наград.
Уже знакомый нам электромеханик Александр говорит, что не видит у молодежи уважения к рабочей профессии. «Приходят выпускники ВУЗа и нос воротят: как же мы с высшим образованием, да на рабочую должность! А потом встречаю некоторых из них где-нибудь в магазине. Они считают, что продавец-консультант это круче, чем электрослесарь».
Еще одна черта многих начинающих – это пренебрежение к собственному профессиональному будущему. Первые три – пять лет после учебного заведения мало для кого становятся определяющими в вопросе «верно ли выбрана профессия». Многим достаточно попасть на более-менее прилично оплачиваемую работу и для них начинается профессиональный застой: «средства на развлечения есть, зачем что-то менять или стремиться к большему?». И если работа не вызывает тошноты, то через пять лет компания получает специалиста, интерес которого лежит в плоскости «отработать – и домой». О самообразовании и повышении квалификации в рамках нелюбимой профессии говорить не приходится. К тридцати годам некоторые из таких спецов начинают понимать, что кайф от развлечений юности уже прошел, а удовольствие от зрелого профессионализма уже не получить. Остается пиво, футбол и досада от ощущения, что что-то в жизни прошло мимо.
Существует понятие - экономика знаний. Примером страны с развитой экономикой знаний может послужить Япония. Именно её разработки во многом определяют мировой вектор технического развития в последние три – четыре десятилетия. Новой страной с развитой экономикой знаний вполне могла бы быть и Россия. Тем более что у нас есть ментальные предпосылки: Левша Николая Лескова вот уже столетие с четвертью указывает на то, что русские сильны штучным товаром. Правда, финал у повести о Левше тоже соответствует исторической традиции – он умер от перепоя в больнице для простолюдинов.