Издавна старооскольская земля славилась своими мастерами. Недаром здесь получило широкое развитие бондарное и кузнечное, ткацкое и сапожное мастерство.
Все богатство творения человеческих рук можно было увидеть на ярмарке. В городе ежегодно проводились три большие ярмарки — на Нижней и Верхней площадях. Расскажем об одной летней, проходившей в дни успенских праздников.
Как вспоминают старожилы, город в предъярмарочные дни звенел от перестука наковален слободы Гумны, где стояли рядами кузницы Винниковых, Ваниных, Поповых. Из-под их умелых рук выходили предметы домашнего обихода, различные инструменты, балконные украшения (кстати, их еще можно кое-где увидеть). Вечером во дворах готовили телеги бондарных дел мастера, снаряжали свои поклажи гончары, дымились трубы печей...
И вот наступал рассвет.
Скрипели отворяемые ворота, раздавались крики возниц. И тянулись возки на Верхнюю площадь — там базар начинался раньше. Занимали места торговцы. Слышалась перебранка. Тут же шла приценка, что по чем.
Ярмарка была необычно красива от изобилия товаров и нарядов торгующих. Это поистине был праздник. Нужно отметить, что четко выраженного русского характера в производимых товарах не было. Чувствовалось наслоение украинской культуры. В этом сказался прежде всего, тот факт, что наш край попеременно входил то в состав Московского государства, то Киевской Руси. Вот почему в одежде преобладало смешение элементов двух культур. Наблюдалось широкое распространение говора переходного типа, отчего речь пестрела русскими и украинскими оборотами.
Самым распространенным товаром на Верхней площади были изделия из дерева. Вот где могли похвастаться своим мастерством бондари Киселевы, прялочники Базаровы. А колесники Сорокины изготовляли на все случаи жизни дуги — от ярко разукрашенных праздничных до будничных, рабочих.
Мастера Кошкаровы из слободы Казацкой предлагали на разный вкус горшки, кувшины, глечики, макитры. У подножья Казацких бугров добывали особую глину. На подворье сооружали обжиговые печи, в сараях устанавливали гончарные круги. А детвору нельзя было оторвать от расписных, свистящих на разные голоса, глиняных игрушек — лошадок с лихими наездниками, собачек, птичек, баранчиков. Дымковская не дымковская, а все своя, старооскольская, игрушка. И здесь были свои умельцы. Кстати, до сих пор на ул. Ленина проживают мастерицы глиняных игрушек сестры Гончаровы. Более 100 игрушек, изготовленных их руками, недавно были отправлены на Московскую выставку прикладного искусства.
...Солнце пригревает все сильнее, и тут на площади появляются вездесущие мальчишки с чайниками, наперебой зазывая жаждущих испить водицы:
“Вот холодная вода.
Три копейки — досыта.
Холодная, как лед,
А сладкая, как мед”.
Охотников до воды было много.
Ярмарка в самом разгаре. Предлагаются арбузы, дыни, помидоры, особого вкуса картофель, ломятся мясные ряды. Лоточники продают куличи, баранки, пряники...
Одновременно ярмарка проходила на Нижней площади. Здесь она носила коммерческий характер и это было место купеческих договоров. Торговали в основном домашним скотом, зерном, ометами сена, но более всего интересовались лошадьми. Сюда приезжали купцы из Воронежа и Курска заключать договора с местными купцами. Окончательно сделку обговаривали в коммерческом трактире, стоящем тут же, на площади.
Три дня шумела ярмарка. Ночевали обычно на подводах.
ОКТЯБРЬСКИЕ ЗОРИ 29 ноября 1988 года
А. АГЕЕВ,ветеран войны,старожил