Недавно, случилось мне на общественном транспорте прокатиться. День был дождливый – люди злые. При выходе из маршрутки одна пассажирка обвинила меня в излишней медлительности, хотя это водитель задерживал сдачу. Дородная тётя с огромными сумками толкала в спину и словестно подначивала. Почему-то этот тип тёть всегда встречаются с огромными сумками – рожают их, что ли, с баулами…
Я вышел, и за мной вывалилась из маршрутки дама-тяжеловоз. Пристроившись с краю остановки, я начал звонить по телефону, не предполагая, что за мою молчаливую медлительность, ждёт меня отмщение. Дама с сумками развернулась и стремительно ринулась ко мне пытаясь опрокинуть в лужу, которая красовалась на проезжей части близ остановки. Я в последний момент отскочил, а свирепая женщина, увлекаемая вперёд силой инерции, основательно плюхнулась, распластавшись в луже, но не выпустив из рук сумки.
- Совести у тебя нет, - всхлипывая от досады, укоризненно проскулила дама.
Обратимся к Достоевскому, как знатному «совестиведу»…
Странная эта штука – совесть. Каждый в это понятие вкладывает свой смысл. Если разложить это слово, то оно будет означать «со-весть», то есть чувство, приходящее одновременно, или же сразу после совершённого действия. Получается, что совесть есть лишь у нашкодивших людей. Памятуя об изливаниях Раскольникова в «Преступлении и наказании», я обратился к понятию «совести» Достоевского.
На тему совести в романах Достоевского очень подробно и интересно рассуждал Анненский. «Я различаю в романах Достоевского два типа совести. Первый - это совесть Раскольникова, совесть активна: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая, и Достоевский особенно любит её рисовать, - это совесть пассивная, свидригайловская: эта растёт молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками (помните, что у Свидригайлова и самые призраки-то были не только обыденны, но склонялись даже в комическую сторону), и человек гибнет наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его всё уже и уже. (…) Один из критиков назвал талант Достоевского жестоким - это некардинальный признак его поэзии, но всё же она несомненно жестока, потому что жестока и безжалостна прежде всего человеческая совесть. Одна Катерина Ивановна Мармеладова чего стоит? Сколько надо было на сердце неумолимых упрёков совести - своих ли или воспринятых из вне - всё равно, для этого «эшафодажа» бессмысленных и до комизма нагромождённых мук. (…) На фоне творческой совести - у нас, обыкновенных людей, она говорит много что вопиет, у Достоевского она же творила и рисовала - вырастали в романах Достоевского целые образы: таковы сестра закладчицы Лизавета, Сонечка Мармеладова. (..) Сопоставьте только всю ненужную риторичность Раскольникова, когда он, нагнувшись к ногам Сонечки Мармеладовой и целуя их, поклоняется всему человеческому страданию, сопоставьте этот ораторский жест с тем милым движением, которым та же Сонечка после панихиды по Катерине Ивановне нежно прижимается к Раскольникову, будто ища его мужской защиты, а про себя инстинктивно желая влить хоть немножко бодрости в это изнемогающее от муки сердце, - сопоставьте, и вы поймёте, что должен испытывать, оставаясь один, убийца Лизаветы.»
Из достоевких «совестей» я бы ещё выделил подтип мармеладовской, только не дочери, а отца, который в кабаке «посыпал голову пеплом» при Раскольникове, корил себя за никчёмность и подлость, но при этом старался себя, как бы, оправдать, вызвать жалось у собеседника. Подобного типа люди обожают жить в собственном уничижении, но и пальцем не пошевелят, чтобы изменить ситуацию и поступить «по-совести».
Народная совестливая мудрость…
По совести - это как? Может народная мудрость поможет? Вот что говорят об этом «звере» пословицы и поговорки.
«Совесть» - личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (Иван Голюк)
Бессовестого не мучит ни совесть ни, тем более, ее отсутствие. (Илья Герчиков)
Если совести себя не давать грызть, она постепенно умрет с голоду. (Неизвестный автор)
Считать ли чистой совесть не бывшую в употреблении. (Илья Герчиков)
Жалок тот, в ком совесть не чиста. (Александр Сергеевич Пушкин)
Угрызения совести не каждому по зубам. (Константин Кушнер)
Убейте вашу совесть - это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни. (Оноре Мирабо)
Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть. (Иоганн Вольфганг Гёте) РАЗУМ ОБМАН
Совесть - это тот голос, который говорит тебе, что не надо делать именно то, что ты только что сделал. (Из книги "Пи")
Совести нет у того, кто действует, совесть есть только у наблюдающего. (Иоганн Вольфганг Гёте)
Совесть, это честь ума. (Валерий Афонченко)
Чем чище совесть, тем грязнее её окружение. (Гарри Симанович)
Не совесть мучает человека, а человек совесть. (Неизвестный автор)
Совесть обычно мучает не тех, кто виноват. (Эрих Мария Ремарк)
Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести. (Махатма Ганди)
Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок. (Никола Себастиан Шамфор) ДУША РАЗУМ
Совесть, как требование стыдиться своих собственных постыдных поступков. (Демокрит)
Человек должен быть властелином своей воли и рабом своей совести. (Мария фон Эбнер-Эшенбах) ЧЕЛОВЕК
Мы творим зло с наибольшим усердием тогда, когда нас побуждает к этому совесть чистая, но совращенная заблуждением. (Эдварде Трайон) ЗЛО
Чистая совесть не боится быть на людях, а дурную пугает одиночество. (Сенека)
Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызения совести и болезнь. (Лев Николаевич Толстой) ЖИЗНЬ ГОРЕ
Угрызения совести - это эхо утраченной добродетели. (Эдвард Джордж Булвер-Литтон)
Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность. (Клод Адриан Гельвеций)
Продолжать можно долго. Каждый на совесть смотрит под своим углом и исключительно через призму своего личного опыта. Лишь одно объединяет изречения великих людей разных эпох – удовольствия совесть не приносит ни при каких обстоятельствах.
Меня грызёт совесть, когда перегибаю палку, отвечая на какое-либо оскорбление, или угрозу. Желание вести войну до победного конца лишает меня чувства меры. Совесть же восстанавливает статус-кво, лишь бы к этому времени разрушения подлежали реставрации.
В жизни я встречал, в большинстве случаев, проявление совести как оправдания совершенных поступков. То есть, по сути, «совестливование» уже бессмысленно – всё сделано.
Многие, как в случае с тёткой и падением в лужу, просто используют слово «совесть» как оскорбление, попытку уязвить, поддеть даже в самых парадоксальных моментах.
А есть ли она вообще? Может тут, как в случае с любовью, мы просто обобщаем? Путают же люди любовь с привычкой, страстью, чувством собственничества. Может и совесть - это слабость, нежелание что-то исправлять, оправдание, попытка избежать наказания и так далее. Существует ли она вообще? И кому она нужна…
Автор Max Vit