За свои 40 лет жизни я не смог сам для себя решить что такое милостыня. Страждущие ходят по квартирам, сидят в переходах, на вокзалах у церквей… Давать иль не давать милостыню – вот в чём вопрос.
Теория милостыни
Вот что глаголет Википедия. Подая́ние (милостыня) — добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния совершается по моральным причинам.
В Евангелии от Луки сказано: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». (Лк. 6:30).
В Евангелии от Матфея: "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7).
Впрочем, об этом также сказано: "Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даёшь." (Дидахе.1:6) - Учение двенадцати апостолов.
Однако, ещё Конфуций заметил: "Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.".
Доходы, полученные от подаяний в соответствии со статьей 214.1 Налогового Кодекса Российской Федерации облагаются налогом на доходы физических лиц. Сравни: "У нищего отнять - сумою пахнет.". Русская пословица.
Православный христианин должен совершать щедрые подаяния бедным, чтобы чрезмерно не привязываться к временному своему накопленному материальному благополучию на земле, но всецело устремлять свой взор к Богу и подражать Ему — Источнику всех благодеяний для праведных и неправедных, добрых и злых (Мф. 5:45-48).
Закя́т (араб. زكاة, устар. زكوة) — обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама и истинных знаний о нём и так далее. Закят — один из пяти столпов ислама.
Закят является важным социально-экономическим институтом, призванным утвердить в обществе принципы справедливости, и затрагивающий многие аспекты жизнедеятельности общества. Сегодня к услугам мусульман открыты благотворительные организации по сбору и распростронению закята.
В теме закята важно знать и разделять два понятия: «закят» и «садака». Закят — это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях. Садака — это добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному усмотрению и желанию.
Мой любимый Кант никогда не подавал милостыню на улице, но охотно передавал своему пастору значительные суммы на помощь бедным. Когда в безденежье оказался его ученик Плессинг (вынужденный спешно покинуть Кенигсберг из опасения предстать перед судом по поводу уплаты алиментов), Кант, не раздумывая, выложил за него 30 талеров. (Плессинг вернул ему их через девять лет, прибавив, как тогда полагалось, пять процентов за каждый год.) Фихте не получил от Канта ни гроша, но получил нечто большее - учительское место в богатой семье и, главное, "путевку в жизнь" большой философии. Кант предложил издать "Опыт критики любого откровения", нашел издателя и добился немедленной выплаты гонорара. Сам же Кант придерживался мнения, что лишь бедный имеет моральное право давать милостыню бедному, ибо «сытый голодного не разумеет», а значит не может прочувствовать положение – это главное условие праведной раздаче милостыни. Всё остальное – вожделение и пестование собственного «я».
Из личного
Моё отношение к раздаче милостыни сформировалось после одного эпизода. Я зашел в гости к своей любимой бабушке и, поднимаясь по лестничной клетке, заметил, что на перилах и ступеньках подъезда разбросаны детские вещи. Возле квартиры стояла бабушка и со слезами на глазах собирала эти разбросанные ползунки, батники, шапочки, курточки, которые были вытоптаны и некоторые разорваны.
После того как мы всё собрали, бабушка рассказала, что к ней пришла мать с маленькими детьми и слёзной историей о пожаре. Бабушку убедили, что и вещи и документы сгорели, что муж умер и теперь детей даже не во что одеть. Моя бабушка достала чистенькие вещи выросших внуков, которые она хранила бережно, и отдала лучшее погорельцам, так же снабдив их консервами и деньгами.
По всей видимости, погорельцы оказались не настоящими. Они быстро «прошерстили» пакеты с детскими вещами. Что было пригодно к продаже - взяли, а остальное разметали по подъезду. Памятуя о слезах моей бабушки у меня сложилось чёрствое отношение ко всякого рода ходокам по квартирам.
Когда я учился в выпускном 10-м классе, то получил и обратный опыт. Я был в квартире один. В дверь позвонили. На пороге стоял дедушка небольшого росточка, с аккуратно подстриженной бородкой, опрятно одетый в ветхое пальтишко и шапку из искусственного меха. Перетаптываясь с ноги на ногу, дедушка пробормотал, что у него беда – жена умерла и надо похоронить. Я извинился и закрыл дверь. Весь вечер этот дедушка не выходил у меня из головы.
На следующий день я сидел в компании своих друзей и поделился причиной моего длительного плохого настроения. Один из ребят сказал что знает этого деда. Он бывший учитель физики, причём владеет японским языком, и у него действительно умерла жена недавно. Через несколько минут компания уже одевалась в порыве идти искать этого пенсионера. План был таков – он нас учит японскому, а мы над ним установим шефство. За пару дней, общими усилиями нам удалось разыскать его квартиру. Там соседи готовились к похоронам дедушки, он не выдержал разлуки с женой….
С тех пор во мне борются эти два эпизода…
Max Vit с реразрешимым для себя вопросом...