Министерство образования каждый год подкидывает нам темы для обсуждения. Уж сколько говорилось про ЕГЭ. Сколько копий сломано при обсуждении программы образования, точнее, отсутствия единого учебника и плана по определенному предмету. Ну и конечно, только ленивый не пробежался по содержанию учебников. Тут тебе и задачи про думающего лося и ошибки в ответах и двусмысленность в вопросах.
На днях, имел честь пообщаться с мамой первоклассника. Естественным образом, разговор зашел о программе образования и об учебниках. Настоящим откровением, для родителей, явился учебник по предмету - «Окружающий Мир». Не знаю, какой мир окружает автора и какие вещества он принимает для того чтобы расширить его границы, но видно, что мир весьма богат. По этическим соображениям я не буду называть имя автора, кому надо и так поймет. Посмотрим, что нам предлагает учебник по данному предмету, одобренный министерством образования (судя по всему, в котором - тоже есть место всяким интересным веществам и регуляторам настроения). Отмечу, перечисленные ниже задания предлагаются для домашней работы.
Задание №2 . Не сказать, что оно совсем уж абсурдное. По идее, ребенок может знать в первом классе, что такое Кремль и где он находится. Предполагаю, что на картинках или в живую ребенок мог видеть это сооружение. Однако, обратите внимание на данный рисунок. Мне, взрослому человеку, неоднократно видевшему Кремль воочию, непонятен выбор такого ракурса. Может это для того, чтобы развивать у ребенка внимательность, усидчивость, логику, одновременно расстроив психику. Сын же моей собеседницы, хоть и был в Москве, Кремль на данном рисунке без помощи родителей - не узнал. Что помешало автору изобразить Кремль со стороны Красной площади, ведь это логично? Напосмню, задание предполагает самостоятельное решение.
Переходим к следующему заданию
Когда я прочитал вопрос, заткнулся на несколько минут, пытаясь понять причинно-следственную связь. У меня есть пара знакомых рыбаков с большим стажем рыболовного творчества, как надводного, так и подводного. Зачитал им вопрос вслух, после этого, они тоже заткнулись. Их рыболовное прошлое и настоящее - закольцевалось. Было видно, как работает мозг. Они долго не могли врубиться, что еще нужно добавить в описании, чтобы всем стало понятно, что это именно щука. Начнем с того, что не каждый взрослый разбирается в названиях рыб. Конечно, щуку от акулы отличить можно, а вот язя от окуня – уже сложнее. Что говорить о ребенке. Но и это бы все ничего. Если бы не абсурдность вопроса и еще большая абсурдность предлагаемых ниже ответов. Начнем с размеров. Рыбы они бывают разными, щуки не исключение. Есть щуки длиной 20 сантиметров , а есть метр, какой размер по мнению автора - правильный? Про окраску плавников, вообще непонятно. Кто-нибудь сможет по памяти определить, какой цвет плавников у щуки? Я точно нет, потому как в магазине они уже бесцветные, а вся рыба- серая. Хорошо, упрощу задачу, а по этой картинке можно понять какой цвет у плавников? И не коричневый и не розовой и не серый и не белый. Ну, а то, что в ответе стоит название рыбы вообще рушит все логические цепочки. Зачем тогда описывать? Сразу сказал - щука и всем понятно. Масло - масляное, ад- адский. Вроде как, предполагалось описать рыбу, не называя ее. Что вообще от ребенка автор хотел, какого ответа? Может мы, что то не понимаем? А задание имеет четкую логику.
Идем дальше, на закуску.
Во-первых, хочется спросить, какой электроконструктор подразумевает автор, к учебнику никаких конструкторов не прилагается. Во-вторых, для того, чтобы сделать домашнее задание, обеспокоенный успеваемостью своего отпрыска родитель, должен бежать в магазин в поисках электроконструкторов, а потом, дома собирать цепь, которую наследник должен тщательно срисовать? Ну и самый главный вопрос. Откуда ребенок в первом классе вообще знает, что такое электрическая цепь. Насколько я понимаю – это уже физика и проходят все электрические нюансы гораздо позже. Что должен нарисовать ребенок, какую цепь? Максимум, что он может нарисовать – это амбарную цепочку на конце которой сидит существо, отдаленно похожее на собаку. Ну название темы добивает- "Откуда в наш дом приходит электричество", как я понимаю, автор считает, что прямо из вот этой цепи.
Самое интересно, что это домашнее задание одобрено учителем. У учителя не возник когнитивный диссонанс и он посчитал, что с таким заданием первоклашка легко справится. Один умник написал учебник, другой допустил его в систему образования, а третий, особенно не раздумывая, задает на дом из него задания. Может нам всем тоже стоит начать употреблять некие вещества, чтоб быть с ними на одной волне? Да и вообще, к каждому учебнику прилагать сразу комплект таблеток, для расширения внутреннего и окружающего мира. Иначе, без таких опций, нормальным детям и нормальным родителям с таким творчеством не разобраться. А что же говорят люди об этом учебнике. Я потрудился поискать отзывы в интернете и общий их фон таков:
"Окружающий мир. Бред сивой кобылы...всё сделано так , что бы родители сами составляли эти проекты";
"Программа и учебные пособия по окружающему миру , не только тяжелые и неполные, но и неправдивые";
"а мне больше всего не нравится, что темы идут следом, темы разные, национальные костюмы, следом города и их достопримечательности, потом растения, потом космос..а главное-все бегом!";
"Согласна со всеми "ужасный учебник". Но меня поразило другое: 1 класс русский национальный костюм - мужик в шляпе с полями??!!!!.2 класс атрибут русского костюма - венок с ленточками!?!?"
" Полностью согласен с выводами родителей по поводу несуразного содержания его учебников. Мне кажется, что он просто издевается над нашими детьми и над нами - родителями".
Вот такие единодушные мнения, их множество. И не смотря на весь негатив -учебник продолжает существовать и "радовать".
Motorazor, для kavikom.