Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.
Первый раз я взял в руки фотоаппарат, когда мне было лет десять. В смысле, взял, это начал пытаться фотографировать самостоятельно. Тогда это несколько отличалось от того, как это делается сейчас.
Первые снимки я делал как бы потихоньку. Брал отцовский фотоаппарат и делал 3-4 снимка. Это естественно выяснялось, после того как отец проявлял пленку. Мои кадры заметно отличались, потому, что я знал, как перемотать пленку на следующий кадр, как навести резкость и естественно нажать на кнопку спуск. Для чего были остальные «крутилки», как говорится, понятия не имел, зато в деле печати фотографий, у меня был уже «солидный» опыт. Лет с шести, я во время этого процесса, всегда был рядом с отцом, а в десять уже принимал непосредственное участие. В мои обязанности входило быстро промыть снимок после проявки, опустить его в фиксаж, выдержать там 15 минут и затем переложить в чистую воду, где он и будет ждать процедуры глянцевания.
Это были 60-е годы, деревня. Что в ту пору снимал деревенский фотограф. Естественно, что свадьбы, маленьких детей и еще похороны. Однажды я выставлял здесь фото с деревенской свадьбы 60-х годов.
Свою первую свадебную фотосессию, запомнил навсегда. Это была свадьба моей двоюродной тетки, двоюродной сестры отца. К этому времени я уже немного освоил азы. Знал, для чего предназначена выдержка и диафрагма, ну и примерно как совмещать эти две величины. Фотоаппарат мой назывался «ФЭД-2», вот он на фото.
Кстати он до сих пор в исправном состоянии, если в него вставить пленку, то его вполне можно поставить в строй, но как вспомнишь, уж очень муторное это дело по сегодняшним временам, по сравнению с цифровиком так каторгой выглядит. А тогда самым трудным для меня занятием было зарядить пленку в проявочный бачок. Кто не знает, вот фото для наглядности.
Мой процесс зарядки выглядел так. Я шел в темную комнату, прихватив с собой все атрибуты: пленку в кассете, фотобачок и отцовский пиджак. Руки просовывались в рукава пиджака, но с обратной стороны, а сам пиджак с подвернутыми краями накрывал разложенные на диване кассету с пленкой и разобранный бачок. Далее для меня наступал кошмар. Требовалось уложить пленку в пазы катушки. Это потом, после многократных тренировок все это выполнялось на автомате, а пока был кошмар.
Отсняв на свадьбе всю пленку, а это, жутко подумать, 36 кадров, мне уж очень хотелось побыстрее увидеть то, что получилось. Это сейчас нажал на кнопку "спуск" на 3 секунды и вот эти 36 кадров, посмотрел – не понравилось, нажал на другую и нет их. Тогда между «нажал» и «посмотрел» проходило много времени, особенно если на одном мероприятии снималось всего несколько кадров, а мероприятий набиралось много, время могло растянуться на пару месяцев. Не выгодно проявлять пленку из-за нескольких кадров. Да и кроме уже упомянутых фотоаппарата и проявочного бачка был необходим еще один агрегат фотоувеличитель.
Примерно таким я пользовался. А вместо кадрирующей рамки, которая отсутствовала на его столе, использовалось прижимное стекло.
Но вернемся к моей свадьбе. Пленка была перемотана в кассету и извлечена из фотоаппарата, свежеприготовленные растворы ждали своей минуты в темном шкафу, оставалось заправить бачок. После многократных попыток пленка никак не хотела укладываться в пазы, я обратно смотал ее в кассету и отложил процедуру до вечера. Придет с работы отец, поможет. Наступил вечер, отец задерживался на работе, а мне уж очень хотелось увидеть плоды своего труда, поэтому была предпринята следующая попытка. Но все повторилось снова, то есть не получилось.
Немного подумав, я вспомнил еще об одном атрибуте фотографа – фонаре с красным стеклом.
Вот он родимый. Фотобумага то при красном свете не засвечивается, значит и с пленкой ничего не случится, подумал я, и быстро воплотил свою идею. Красота, никаких мучений, минута делов и пленка в бачке. Забулькал проявитель, исчезая в воронке, пальцы обхватили шкив и в течении 8 минут плавно крутили этот шкив против часовой стрелки. Минутная промывка и еще 15 минут ожидания, пока фиксаж закрепит проявившееся негативы. Эти 15 минут кажутся вечностью, но и они прошли. Фиксаж слит, можно открывать крышку и просмотрев несколько последних кадров, приступать к окончательной промывке.
Но что это, конец пленки был абсолютно черный. Еще несколько сантиметров, и там чернота. Вот уже вся пленка рассматривается на свет. Нет на ней обычных кадров, нет светлых промежутков между ними, предо мной просто мокрая черная лента с дырочками перфорации по краям. Надеясь на чудо, я вновь ее наматываю на катушку и промываю, промываю, поминутно разглядывая ее на свет. Чуда не случилось. Тогда мне еще было неизвестно, что светочувствительность пленки в сотни раз больше чувствительности бумаги. Отец эту мою ошибку записал на свой счет, ведь кроме него мне об этом сообщить было некому. Но зато, благодаря этой ошибке, у меня вскоре появилась такая книга.
Вот благодаря этой книге и всем тем инструментам, фото которых вы видели выше, с шестого по восьмой класс у меня не было проблем с просьбой денег у родителей на расходные материалы для фотографии, кроме этого еще и на другое хобби, радиолюбительство, немного оставалось. Свадьбы и похороны в деревне были не редки. Для справки - фото самого ходового размера 9х12 стоило 25 копеек, а вот 12х18 уже 50. Как помниться покупать бумагу большего размера было выгоднее, получалось дешевле, а порезать большого труда не составляло. После восьмого класса я надолго забросил фотографию. Ненадолго возобновил лишь с рождением детей. Тогда к уже упомянутому добавились вспышка, экспонометр, кадрирующая рамка, глянцеватель, струбцина и тросик, но это уже было только для себя. Да вот еще в последние три года, благодаря Кавикому, вновь чуток пристрастился к этому делу, но это только для собственного удовольствия. Тем более, что достаточно "цифровой мыльницы", компьютера, ну и штатив иногда.
Странник, специально для Кавиком.