Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь.
Первый раз я взял в руки фотоаппарат, когда мне было лет десять. В смысле, взял, это начал пытаться фотографировать самостоятельно. Тогда это несколько отличалось от того, как это делается сейчас.
Первые снимки я делал как бы потихоньку. Брал отцовский фотоаппарат и делал 3-4 снимка. Это естественно выяснялось, после того как отец проявлял пленку. Мои кадры заметно отличались, потому, что я знал, как перемотать пленку на следующий кадр, как навести резкость и естественно нажать на кнопку спуск. Для чего были остальные «крутилки», как говорится, понятия не имел, зато в деле печати фотографий, у меня был уже «солидный» опыт. Лет с шести, я во время этого процесса, всегда был рядом с отцом, а в десять уже принимал непосредственное участие. В мои обязанности входило быстро промыть снимок после проявки, опустить его в фиксаж, выдержать там 15 минут и затем переложить в чистую воду, где он и будет ждать процедуры глянцевания.
Это были 60-е годы, деревня. Что в ту пору снимал деревенский фотограф. Естественно, что свадьбы, маленьких детей и еще похороны. Однажды я выставлял здесь фото с деревенской свадьбы 60-х годов.
Свою первую свадебную фотосессию, запомнил навсегда. Это была свадьба моей двоюродной тетки, двоюродной сестры отца. К этому времени я уже немного освоил азы. Знал, для чего предназначена выдержка и диафрагма, ну и примерно как совмещать эти две величины. Фотоаппарат мой назывался «ФЭД-2», вот он на фото.
Кстати он до сих пор в исправном состоянии, если в него вставить пленку, то его вполне можно поставить в строй, но как вспомнишь, уж очень муторное это дело по сегодняшним временам, по сравнению с цифровиком так каторгой выглядит. А тогда самым трудным для меня занятием было зарядить пленку в проявочный бачок. Кто не знает, вот фото для наглядности.
Мой процесс зарядки выглядел так. Я шел в темную комнату, прихватив с собой все атрибуты: пленку в кассете, фотобачок и отцовский пиджак. Руки просовывались в рукава пиджака, но с обратной стороны, а сам пиджак с подвернутыми краями накрывал разложенные на диване кассету с пленкой и разобранный бачок. Далее для меня наступал кошмар. Требовалось уложить пленку в пазы катушки. Это потом, после многократных тренировок все это выполнялось на автомате, а пока был кошмар.
Отсняв на свадьбе всю пленку, а это, жутко подумать, 36 кадров, мне уж очень хотелось побыстрее увидеть то, что получилось. Это сейчас нажал на кнопку "спуск" на 3 секунды и вот эти 36 кадров, посмотрел – не понравилось, нажал на другую и нет их. Тогда между «нажал» и «посмотрел» проходило много времени, особенно если на одном мероприятии снималось всего несколько кадров, а мероприятий набиралось много, время могло растянуться на пару месяцев. Не выгодно проявлять пленку из-за нескольких кадров. Да и кроме уже упомянутых фотоаппарата и проявочного бачка был необходим еще один агрегат фотоувеличитель.
Примерно таким я пользовался. А вместо кадрирующей рамки, которая отсутствовала на его столе, использовалось прижимное стекло.
Но вернемся к моей свадьбе. Пленка была перемотана в кассету и извлечена из фотоаппарата, свежеприготовленные растворы ждали своей минуты в темном шкафу, оставалось заправить бачок. После многократных попыток пленка никак не хотела укладываться в пазы, я обратно смотал ее в кассету и отложил процедуру до вечера. Придет с работы отец, поможет. Наступил вечер, отец задерживался на работе, а мне уж очень хотелось увидеть плоды своего труда, поэтому была предпринята следующая попытка. Но все повторилось снова, то есть не получилось.
Немного подумав, я вспомнил еще об одном атрибуте фотографа – фонаре с красным стеклом.
Вот он родимый. Фотобумага то при красном свете не засвечивается, значит и с пленкой ничего не случится, подумал я, и быстро воплотил свою идею. Красота, никаких мучений, минута делов и пленка в бачке. Забулькал проявитель, исчезая в воронке, пальцы обхватили шкив и в течении 8 минут плавно крутили этот шкив против часовой стрелки. Минутная промывка и еще 15 минут ожидания, пока фиксаж закрепит проявившееся негативы. Эти 15 минут кажутся вечностью, но и они прошли. Фиксаж слит, можно открывать крышку и просмотрев несколько последних кадров, приступать к окончательной промывке.
Но что это, конец пленки был абсолютно черный. Еще несколько сантиметров, и там чернота. Вот уже вся пленка рассматривается на свет. Нет на ней обычных кадров, нет светлых промежутков между ними, предо мной просто мокрая черная лента с дырочками перфорации по краям. Надеясь на чудо, я вновь ее наматываю на катушку и промываю, промываю, поминутно разглядывая ее на свет. Чуда не случилось. Тогда мне еще было неизвестно, что светочувствительность пленки в сотни раз больше чувствительности бумаги. Отец эту мою ошибку записал на свой счет, ведь кроме него мне об этом сообщить было некому. Но зато, благодаря этой ошибке, у меня вскоре появилась такая книга.
Вот благодаря этой книге и всем тем инструментам, фото которых вы видели выше, с шестого по восьмой класс у меня не было проблем с просьбой денег у родителей на расходные материалы для фотографии, кроме этого еще и на другое хобби, радиолюбительство, немного оставалось. Свадьбы и похороны в деревне были не редки. Для справки - фото самого ходового размера 9х12 стоило 25 копеек, а вот 12х18 уже 50. Как помниться покупать бумагу большего размера было выгоднее, получалось дешевле, а порезать большого труда не составляло. После восьмого класса я надолго забросил фотографию. Ненадолго возобновил лишь с рождением детей. Тогда к уже упомянутому добавились вспышка, экспонометр, кадрирующая рамка, глянцеватель, струбцина и тросик, но это уже было только для себя. Да вот еще в последние три года, благодаря Кавикому, вновь чуток пристрастился к этому делу, но это только для собственного удовольствия. Тем более, что достаточно "цифровой мыльницы", компьютера, ну и штатив иногда.
Странник, специально для Кавиком.
Много лет назад решил попробовать самостоятельно пофотографировать. Взял у знакомого фотоаппарат, зарядил пленку, выставил средние значения выдержки и диафрагмы (по подсказке друга). За пару дней использовал все кадры, перемотал, вынул кассету и отнес в фотоателье. Попросил проявить и распечатать качественные кадры. К моему удивлению испорченными были всего 2-3 кадра. Заплатил я за несколько десятков фото буквально копейки. Потом регулярно делал такие фотосессии.
В 60-е - 70-е в Осколе тоже были такие услуги в фотоателье, но я то жил в деревне и поездки в город были не часто. Вся суть тогда была в процессе. Когда в 80-х попробовал делать слайды, на оброщаемой пленке, это вобще "адское занятие" не помню сколько точно, но 5-7 реактивов использовалось для проявления, плюс у них должна быть температура с точностью до градуса.
Эт точно.
А я свою фотолабораторию только в этом году в деревню отвез) Помню, за цветофильтрами аж в Киев ездил. Потом подгонял их стеклорезом под свой фотоувеличитель. Последний раз сам печатал фото в 94м. М-да, прогресс отнимает простые человеческие радости не только у детей, но и у взрослых)
Хорошая статья, спасибо. Похожий фонарь стоит в гараже, увеличитель благополучно скончался, но есть фотоаппарат "Зенит" лежит как памятник фотографии.
Молодежи это не понять. Раньше это было искусство. А сейчас только успевай на кнопку нажимать.
Каждый выходной обещаю себе разгрести терабайты фоток и видео и каждый раз откладываю.
А я все собираюсь с винта перенести архив на диски, а то вдруг чего, но тоже руки не доходят.
Когда винт рухнет, то потом могу посоветовать мастера который или сам с него что можно будет достанет или же подскажет к кому обратиться в Воронеже. Ну а если там не помогут (как у меня уже один раз было) - забудьте)))
Дорогое это дело, извлечение инфы с рухнувшего винта, но информация порой дороже. Придется взвешивать все за и против.
Да есть и копии... Одна на DVD-дисках, одна на blu ray дисках и еще копии на двух винтах.
Но это же писец какой, это всё перебирать.... Думаю, что может дочке всё оставить? Пусть сама выберет, что ей на память надо будет?!
Я уже помещал это фото в коментах но повторюсь
С месяц назад, ещё один винт крякнул, но там диск крутился а считывающая головка не двигалась...
Работал на цемзаводе у нас электронщик говорил: Хочешь еба...ся днём купи себе "Москвич", хочешь и днём и ночью, купи фотоаппарат.
Чуев, я давно ничего не обещаю себе разгрести, в смысле фото. Если их за один выезд собирается около двух тысяч успеваешь только сгруппировать по теме для статей.
Тоже палец к кнопке прилип?
Но ведь так хочется порядка!!!!
Потому нынче и ценится не искусство фотографии, а умение работы в фотошопе. По крайней мере, такой вывод можно сделать из комментов фотокритиков в фоторазделе)
Мне отец, видя мой интерес к фотографии, подарил "Смену", вот это был праздник! Пошла купила пленку и, считая, что я уже всё умею заочно, стала заряжать ее в фотоаппарат, это была мука, ничего ж не умела! в итоге первую пленку все же засветила...
У меня целый ящик всяких фотоаппаратов ибо мне их дарили на дни рождения
Давай у тебя музей организуем. Будем на экскурсии ходить. )))
А я только первый "ФЭД" оставил, все остальное ушло с "Молотка"
Да легко! Где ящик - там и два)))
Моя "Смена" до сих пор в рабочем состоянии. Зенитом я пользовался только на трезвую голову. А на выезды на всякие шашлыки-машлыки брал смену, ибо не требует четкой наводки резкости. )
Тоже первый "Смена" был.
В мои руки первым попал ФЭД. Лет в шесть разобрал его на запчасти)
Рано он вам попал))). ФЭД отличный дальномерный аппапрат был. У меня после "Смены" был "Зенит"-ТТЛ. Собственно с ним и жил до цифровой эры, ну перерыв был конечно. "Зенит" был основным, а рядом ещё были "Любитель"-166 (пробовал средний формат), "Киев"-4а: шикарный дальномер с прекрасным объективом, старший брат ФЭДа. Использовал для ответственных съёмок с отдельным экспонометром "Свердловск"-4, что давало отличное результаты, но по оперативности был ближе "Зенит", с которым я мог обращаться с закрытыми глазами.
Зенит купил году в 87-88м. Ни разу не менял в нем батарейки. Недавно нажал на кнопку - светодиоды в окошке исправно мигают!) И кто-то еще будет говорить, что в Союзе ничего не умели делать) Единственный на мой взгляд недостаток Зенита - маленький захват объектива на небольших растояниях. Может, с каким другим объективом и по другому, но Гелиос, например в комнате, захватывает меньше пространства, чем самая дешевая кенэновская мыльница.
Мне "Зенит" подарили родители в 1979 году. После "Смены"- буря эмоций). А "маленький захват"- это фокусное объектива. Поставите другой- будет или шире или уже, в зависимости от этого ФР. Это не недостаток самой камеры. А каждое фокусное для своих целей. А вообще техническое качество снимка складывается из двух составляющих: это объектив и качество плёнки (матрицы). Всё! Все приблуды на тушке для удобства.
Я-то любитель. Потому кроме гелиоса никаких других объективов к Зениту не знал. Сомниваюсь, что они были в Осколе в продаже. Мне даже за цветофильтрами для фотоувеличителя пришлось ехать в Киев. А цветные реактивы покупал в Харькове.
Я-то тоже любитель. На "Зенит" у меня было два сменных объектива: Индустар-50 (7 руб) использовался для пересъёмок книг и т.п. из-за высокого контраста и "Юпитер-21М"(покупал в Курске во время учёбы), это уже довльно дорогое стекло, но использовалось мало. А в основном "Гелиосом" обходился и как-то хватало), хотя всегда хотелось широкоугольный для пейзажей.
А в цветной фотографии я только слайды успешно делал на немецкой или чешской плёнке. Наша была никакая(. Цветную негативную проявлял- отсылал на печать по почте, но качество плохое было. А сам не печатал, хотя и фильтры, и бумагу, и реактивы прикупил. Сложно было в домашних условиях цветную печать делать, и ванночки с терморегулятором нужны были. Мало того, что стоят не мало, так и найти ещё надо, впрочем как и всё в то время.
Про ванночки с терморегуляторами я и не знал. Качество вполне устраивало. А вообще меня интересовал сам процесс. Времени естественно занимало гораздо больше, чем ч\б. При подборе цветофильтров на одну фотографию уходило около часа. Для этого приобрел пробную рамку с шестью открывающимися окошками, чтобы на одной фотке испытать сразу шесть вариантов. Интересно было. :)
Рамочка у меня тоже была, но так и не применил в цветной. Я её порой в ч/б использовал для подбора выдержки при печати. А фильтры были для аддитивной печати (синий, зелёный, красный). Даже два набора разного размера. Для них ещё фотоувеличитель со специальным лотком нужен был.
Я цветофильтры подрезал стеклорезом. :)
У нас в классе только я и мой одноклассник занимались фотографией. Поэтому , все школьные фото - только наши. Была "Смена", в институте -"Зоркий", после -"Зенит", "Москва". Сейчас - " CANON", все-таки наши партнеры..:) Пытался еще заниматься киносъемкой, была кинокамера "ЛОМО", но слишком много проблем было с проявлением пленки, не пошло...
У товариша был "шпиЁнский" фотик, кажись Киев. Размер точно не помню, но примерно как разрезать вдоль сигаретную пачку. Для него еще специальная узкая пленка продавалась.
Видел я такие, но качество- полный хлам.
У меня была мечта в школьные годы - купить фотоаппарат ЧАЙКА . Там пленки на 72 кадра хватало...:) У моего дяди такой был. Фотки вполне нормальные были. Другой дядя был редактором старооскольской газеты "Путь Октября", часто делал фото для газеты : пейзажи, посевные-уборочные, детишек и т.п. В принципе, от них тяга к фотографии появилась. Ну, и в пионерских лагерях всегда были кружки фотографии. Можно было чему-то научиться...
Именно там я впервые увидел, как на погруженной в раствор фотографии появляется изображение. К этому действу как нельзя более подходит определение "таинство". :)
Помню такой, взвод затвора и перевод пленки, прям как в шпиёнских фильмах.
Киев-вега
"Зоркий" тоже достойный аппарат был в соё время. А киносъёмка меня почему-то никогда не привлекала, хотя на "память" порой стоит снять. У друга была тоже "ЛОМО" (выбор был ведь не велик), снял он мою дочь (первые шаги) и плёнка до сих пор валяется где-то- смотреть не на чем было. Не покупать же проектор, "Русь" кажется были, из-за одной плёнки.
Как то в 80-е свояк добыл где-то большой рулон кинопленки. Он ее резал и заправлял в обычные фотокассеты. Зерно практически отсутствовало, даже при большом увеличении.
У меня был рулон фотобумаги. Уже и не помню, где вял. А еще были две коробки фотостекол. Реактивы для них использовались те же, что и для бумаги.
Дома у родителей под фотодело была выделена целая кладовка, но из всех в семействе фотографированием занимались только папа и я. Благодаря фотоаппарату ФЭД осталось очень много фотографий со школы и института. А потом я все забросила и только в критический момент своей жизни начала опять фотографировать, очень помогло мне это тогда.
Все написанное я тоже проходил. Но в Осколе несколько изменил химический процесс. Мне подарили лабораторные весы, и я стал самостоятельно готовить проявитель. Сразу увидел разницу.
Я тоже перешёл на самостоятельное изготовление растворов. Реактивы из Харькова привозил, здесь не найти было.
Это уже "высший пилотаж"!
Как всё знакомо! Только у меня отец не занимался фотографией и потому почти всё приходилось по книгам самостоятельно изучать. Моя первая книга Вендровского К. и Шашлова Б.:
До сих пор храню. Отличная книга.
Ещё помню как не получалось первый раз плёнку намотать на спираль бачка. Хорошо фотограф в ателье подсказал, что её надо немного под углом держать. А вот под фонарём плёнку не засвечивал. Читал внимательно.
У меня где-то должна быть книга(надеюсь) по фотографии еще про пластинчатые фотики на ножках, из которыз птичка вылетала) Еще мать в молодости приобретала)
Точно, под углом... Но и в этом случае нужна была определенная сноровка. Меня здорово выручала лента-коррекс с такими пупырышками по обоим краям...
Про ленту я знаю, но у меня её не было, и если не ошибаюсь она использовалась с другими бачками. В этом случае она наматывалась вместе с плёнкой одновременно, а пупырышки препятствывали слипанию слоёв плёнки. Ширина плёнки с лентой соответсвовало ширине бачка, и не было Уже как в нашем примере, указанном выше.
Ленты были разными: для узких пленок и для среднеформатных (если не ошибаюсь так назывались пленки пошире...). Хотя коррекс-пленку нужно было еще поискать по магазинам - редко она попадалась...
Широкая или узкая-это детали. Главное принцип: в этих бачках не было спирали.
Слышал тогда о такой, но не разу не видел.
Были бачки с двойной спиралью, говорят в них заправлять было проще, но не знаю, не было такого и никогда не пробовал.
У меня тоже не было.
К теме свадебных фото, в инете попалось такое:
Зато можно поручиться, что они кредит на свое торжество не брали... :))
Так чи в то время и не давали))
Да здравствует совок!
1) Не покупать западные товары, только Б/У или с рук.
2) Не ездить за границу (только в дружественные страны, которых уже нет).
3) Мыться только отечественными средствами и стирать..."кристалом", от которого белье через пару стирок станет серым.
4) Всюду и везде ругаться и орать...
5) Есть только "советскую еду", желательно в столовых и других "тошниловках".
6) Забыть, что такое "требовать", не качать права, перед чиновниками и ментами стоять по стойке смирно.
7) Лечиться только отечественными лекарствами.
8) Требовать убрать с фабрик и заводов очистительные системы для воздуха и воды.
9) Сдавать бутылки и банки после использования.
10) И....САМОЕ ВАЖНОЕ....ходить в БИБЛИОТЕКИ! Брать там книгу и не сдавать ее...