Мой друг – бывший преподаватель средней школы работал в то время, когда рождались классы для особо одарённых детей. Вёл он три предмета и заметил, что «математики» на его уроках заняты бесконечными решениями задач.
- По математике у вас будет один экзамен, - начал он проникновенную речь. – Я веду три предмета. При желании могу испортить ваши аттестаты, но делать этого не стану.
Класс насторожился и притих.
- Предлагаю «математикам» такой вариант. Даю вам простую задачу, и отвожу на её решение 15 минут. Если кто-то из вас не уложится во времени, учиться станем на моих условиях.
Будущие Эйлеры, Ньютоны и, чего уж там – Декарты и Лейбницы с Гауссами прикинули, чем может удивить их нематематик, и согласились.
Задачка действительно оказалась простой, мы их встречали на уроках не раз. Что-то вроде бассейнов, куда постоянно втекает и оттуда же вытекает вода. Зачем – непонятно!
Преподаватель, конечно, знал, что задачу решат все, но – одни быстро, другие – медленно. Обязательно кому-то не хватит отведенного времени.
Так оно и случилось – пять человек оказались в хвосте.
- Теперь играем на моих условиях, - зловеще, как показалось детишкам, произнёс преподаватель.
- Я решу такую же задачу за 15 секунд! Выбирайте любое задание.
Класс загудел! Интересно стало и нематематикам. Невиданно и неслыханно, как так можно? Все ждали продолжения спектакля. И он состоялся!
- Засекайте время, - скомандовал преподаватель и подошел к доске.
Класс не успел опомниться, вдохнуть и выдохнуть, как результат появился на доске.
- Шесть секунд, - растерянно произнес кто-то из ребят…
Все ждали объяснения – как обыкновенный гуманитарий обошел почти профессионалов.
- Вы мыслите образами, решаете задачи техническим путем, как вас учили и, как делают все технари. Но есть такая наука – логика и с её помощью можно свободно и быстро прийти к тому же результату.
Учебник Логики для средней школы 1954 года издания нашел на чердаке дедовского дома в 1957 году
Экскурс в историю СССР
ЦК ВКП(б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года признал совершенно ненормальным, что в средних школах не изучается логика и психология, и счел необходимым ввести в течение 4 лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза. В 1959 году преподавание логики в средней школе отменили. И зря.
P.S. Один из учеников моего друга поступил в Воронежский университет, и однажды продемонстрировал логическое решение задачи перед кандидатом физико-математичеких наук. Всё сделал быстро и правильно, но похвалы не заслужил.
- Нам нужны традиционные методы, - изрекла научная дама!
Sablon, специально для Кавикома
Фото из интернета