«При отсутствии коррупции проблемы дорог уйдут сами собой. Их тупо начнут качественно строить по проекту, без откатов и однодневок.» (megavolt)
«…у нас социально ориентированный бюджет. На строительство и ремонт там денег не закладывают.» (lioka)
«…от этой грёбаной политики никуда не денешься даже в нейтральных группах социальных сетей.» (Владимир)
Политики в этой статье не будет. Голимая экономика. Впрочем, без пары абзацев с политикой, пожалуй, не обойтись.
Кроме тупой констатации того простого факта, что дороги в России скверные (и виноват в этом, естественно, сами знаете кто), ни один из либералов так и не удосужился на пальцах объяснить, как же следует исправить положение. Ни один из либералов так и не ответил, кто тупо начнёт качественно строить по проекту, на какие шиши, чем и из чего. Возможно, вовсе не потому, что не знают, а как раз потому, что прекрасно отдают себе отчёт в том, что нет рецепта моментального прыжка в дамки.
Ибо если начать говорить по существу и предлагать конкретные методы решения этой задачи (реальные, а не популистские, типа «надо расстрелять начальника «Росавтодора», и у нас тут же возникнут шестиполосные автобаны»), то окажется, что задача ускоренного решения проблем путей сообщения практически невыполнима при условии сохранения нынешнего общественно-политического устройства страны. Ускоренного, повторяю, а не монотонной, рутинной, постепенной работы, чем, собственно, и занимается нынешнее правительство. (Или кто-то думает, что наши дорожники в домино играют в рабочее время?) А буде кто заявит, что уж он-то за год решит эти проблемы, то его надо сразу гнать в шею.
Я сейчас попробую объяснить, почему, на мой взгляд, в ближайшие десять лет мы не будем избавлены от дорожных горестей, вне зависимости от того, кто будет у власти, а желающие пусть опровергнут.
Во-первых, деньги. Их, как известно, нет… «но вы держитесь» тут же хором добавят читатели. И так же хором воскликнут, что всё фигня, дескать, деньги найти можно. (В тумбочке, хе-хе…). И направление поиска укажут натруженным на клавиатуре пальцем – от «раскулачить богатеев» до «снизить расходы в других областях экономики», то есть раскулачить пенсионеров. Причём конкретных цифр не укажет никто. В лучшем случае найдут мутную ссылку в Интернете, где доморощенный аналитик как дважды два доказывает, что достаточно отобрать коттедж на Рублёвке у «нового русского», продать другому «новому русскому» - и на вырученные деньги можно построить десять мостов через Волгу. Зато все уверены, что в министерствах сплошь сидят дураки, не владеющие информацией и не способные составить простенькую смету на строительство трассы «Воронеж-Горшечное». Вот только любопытно, как дуракам удалось добраться до министерских кресел…
Ибо никто не принимает во внимание, что строительство дорог это не дорого, а о-о-очень дорого! Не зря эти слова звучат практически одинаково! Была на Кавикоме информация, что трасса от города до ОЭМК обошлась в миллиард что ли рублей. Какое там расстояние? 25 километров? Даже если половину рассовали по карманам, в чём я лично сильно сомневаюсь, всё равно сумма внушает. А теперь прикиньте в масштабах страны, сколько понадобится денег…
Во-вторых, люди. Те самые кадры, которые «решают всё». Ни один из критиков не скажет, сколько нужно грейдеристов, бульдозеристов, скреперистов, крановщиков, мостостроителей и прочих-прочих-прочих работяг, чтобы построить дороги в срок, устраивающий либералов типа Рыбакова или какого-нибудь Гозмана. А счёт, между прочим, идёт на десятки, если не на сотни тысяч специалистов. А теперь задайтесь вопросом – кто из Интернет-хомячков, постящих смищные картинки на тему «дураки и дороги», согласен променять уютный офис программиста или место менеджера среднего звена в «Эльдорадо» на жёсткое сиденье асфальтоукладчика? Причём не за сто тыщ в месяц (хотя и за сто никто не пойдёт, полагаю), а за идею, поскольку денег, как известно, нет.
Лично я с ба-а-альшим удовольствием понаблюдал бы за реакцией клерков и креаклов, объяви вдруг Путин (или Навальный) всеобщую мобилизацию под условным названием «все на бульдозер!» по примеру хрущёвского «все на целину!», не говоря уж о сталинской индустриализации…
В-третьих, техника. Те самые грейдеры, бульдозеры, скреперы, катки и прочие асфальтоукладчики. (Никто ж не будет вручную забивать сваи, возить тачками песок и щебень, как возили их предки, лопатами выравнивать будущую трассу.) Где их набраться? За кордоном закупать? Так ведь опять в деньги всё упирается. Свои делать? Но за неделю их не изготовишь в нужном количестве. И за год не изготовишь! Тем более, что и некому-то делать. Многие машиностроительные заводы порушили в лихие 90-е, а на тех, что остались, работать некому. Молодёжь норовит высшее образование получить, чтобы потом работать продавцами-консультантами в М-видео, а предложи ему к станку стать – в лучшем случае хмыкнет: «Я что, лох, на государство горбатиться?» Причём его не смущает перспектива горбатиться на дядю в М-видео.
В-четвёртых, материалы. Полагаете, асфальтовые заводы простаивают? Да нет, коптят вовсю! И их продукции не хватает! А представьте, что асфальта в одночасье понадобится на порядок больше. Это значит, что надо строить новые заводы, расширять производство битума, добычу песка, щебня… То есть опять деньги, кадры, техника! Кто согласится пойти работать в песчаный карьер экскаваторщиком или на асфальтовый завод оператором? На пенсионерах далеко не уедете…
В этот скорбный список можно многое добавить. Проектные организации, например, поскольку без проекта даже курятник не построишь, а уж про дороги и говорить не приходится.
А вот таперича малость политики, ибо, как ни крути, а экономика с политикой связаны крепенько. Туточки спор разгорелся по поводу одного из вероятных кандидатов на пост президента в грядущих выборах. Я задал парочку вопросов о его программе, и никто так толком и не ответил. И на сайте молодого, но перспективного политика тоже никакой конкретики, одни звонкие обещания. Ничего подобного плану, например, ГОЭЛРО, где группа весьма толковых учёных подробно расписала, где, какие, за сколько рублей и кем в стране будут строиться электростанции. (Кто не знает, что такое ГОЭЛРО- гугл в помощь).
Если бы господин Навальный объяснил, каким образом он планирует мобилизовать экономику на строительство хотя бы дорог, я уж не спрашиваю про медицину, образование, науку и так далее, то тогда, возможно, у него прибавилось бы сторонников.
kuzema5 специально для каvicom.ru