Инспектор мог выдавать провокационные задания, остановиться там, где запрещена остановка или развернуться в запрещенном месте.
Сейчас вот про некоторых говорят – купил мол права. Как это выглядит на самом деле не знаю, ибо как не сталкивался. Могу поделиться, как это происходило раньше, во время о котором сейчас говорят вспоминая, что еще в «Советское время» это было.
Учиться мне пришлось два раза. Первый, на категорию «А» в начале восьмидесятых, а второй на Категорию «В», в тех же восьмидесятых, только в середине. Останавливаться на первом обучении не буду, поскольку на мотоцикле я начал ездить лет с 10, а обучение и экзамен были как бы подтверждением того, что теперь я могу ездить на законных основаниях.
Подробнее остановлюсь на получении прав категории «В». Учился я зимой. Примерно через пару теоретических занятий пришла моя очередь первого занятия по вождению. Инструктор поинтересовался, ездил ли когда на машине, на что я ответил утвердительно, но то, что это был грузовик, ни он не поинтересовался, ни я не уточнил. Я думал, что сейчас поедем на какой-нибудь полигон и там будем учиться. Как я ошибался.
Минут через пять нашего знакомства, инструктор сказал:
- Заводи.
А после того как завел, последовала команда «Поехали». Через минуту я выезжал на проспект Губкина. Движение тогда было не такое, как сейчас, но мне все равно казалось, что машин и автобусов очень много и все они норовят повернуть в мою сторону. Первый час вождения мне показался кошмарным, но на втором часу я чувствовал себя уже увереннее. Занятие по вождению длилось 2 часа. Примерно на третьем или четвертом занятии инструктор меня похвалил, он сказал, что ездишь ты уже хорошо, поехали машину посмотрим.
Приехали на стоянку, где загнал машину на эстакаду, а инструктор стал показывать где нужно смазать, где подкрутить. Проделывать такую процедуру зимой на улице было не очень приятно, к тому же быстро дошло, что вместо занятий по вождению, выполняю работу, которую должен был выполнять сам инструктор. Но не хотелось портить отношения с дедом(инструктор был пожилым) и пришлось заниматься техобслуживанием учебного автомобиля.
На следующем занятии по вождению, после получаса езды, снова прозвучала фраза о том, что езжу я хорошо и надо позаниматься ремонтом машины. Я согласился, но тут же заложил такой левый поворот из правого ряда, что моментально превратился из хорошо ездящего в «дол…ба ни ..я не соображающего, которому и ишака доверить нельзя……………………………..». Точек можно ставить бесконечно много, поскольку этот монолог продолжался до скончания второго часа занятий по вождению. Потом еще раз была попытка привлечь меня к техобслуживанию, но подобный финт отбил охоту привлекать меня к этому занятию. Все положенные часы я откатал по городу и за его пределами.
Вернемся теперь к теоретическому обучению. Оно проходило 2 раза в неделю по 3 или 4 часа. После изучения теории пошли тесты по билетам. Какие это были билеты – черно-белые фотографии, не ахти какого качества. Причем как мне кажется перефотографировались они не с оригиналов, а тоже с копий. Был в автошколе и цветной комплект, но им пользовались только на контрольных работах и так называемых «промежуточных экзаменах». Несбыточной мечтой было достать «ГАИшные билеты». С этими билетами, для принятия экзамена, привозили из Губкинского РЭП ГАИшника. Вернее добыть нужно не сами билеты, поскольку вопросы в них были такие же как и на наших, только в другом порядке, а ответы, типа «Билет № 1, вопрос № 1, ответ 3».
Примерно недели за две до экзаменов, один мужичок похвастал, что ему, его «кум, сват, брат, друг, сосед» принесет эти ответы гаишных билетов и он ими воспользуется и может за скромное вознаграждение поделиться. Как хорошо, что все оказались жадными и никто не купился на эту халяву. Забегая вперед скажу, что этот мужичок стал рекордсменом на экзаменах – ни одного правильного ответа. Здорово ему помог его «кум, сват, брат, друг, сосед».
Экзамен проходил по следующей схеме. ГАИшник раздавал билеты и экзаменационные листы, куда нужно было вписать фамилию, имя, отчество, № билета и ниже номеров вопросов вписать номера ответов. На экзамен отводилось 15 минут. В экзаменационном листе допускались исправления, то есть написал ответ, а потом подумал, что неправильно, можно было зачеркнуть и написать новый ответ. За разговоры с соседом – удаление с экзамена.
Все, кто сдал теоретический экзамен, допускались к вождению, для не сдавших, экзамен в этот день заканчивался. По вождению было 2 экзамена – фигурное вождение, как то, парковка, въезд в гараж задом и разворот на ограниченной площадке с одним движением задним ходом и вождение по городу. Не сдавшие фигурное вождение, к вождению по городу не допускались. Забыл сказать, что в автошколе был и внутренний экзамен, не сдавшие который не допускались на экзамен в ГАИ.
Экзамен по городу проходил так. В машину, на которой ты учился садились инспектор, на месте инструктора, курсант за руль, а сзади еще три курсанта, которые будут следующими. Потом первый пересаживался на зад, его место занимал второй и так пока вся четверка не пройдет экзамен. Далее в машину садилась следующая партия.
Инспектор мог выдавать провокационные задания, остановиться там, где запрещена остановка или развернуться в запрещенном месте. Если курсант терялся и выполнял указания инспектора, это был 100% провал. Следовало сказать, что в этом месте данный маневр запрещено выполнять правилами, но с вашего разрешения я могу это сделать, вы разрешаете? Как правило следовал ответ, что не разрешаю, выполняйте маневр согласно правил.
Из двух групп, общей численностью 50 человек, экзамен сдали 35. Не сдавшим приходилось ездить в Губкин на пересдачу.
Не было в ту пору ни компьютеров, ни тренажеров, только книжки, тетрадки и реальная машина для вождения, на 50 человек три машины ВАЗ 2101, Москвич 412 и Москвич 2140. О сравнении качества обучения тогда и сейчас судить не могу. Могу только сказать, что получение водительского удостоверения не является доказательством того, что вы хорошо знаете ПДД. Читать эту книжечку нужно регулярно, поскольку правила время от времени меняются.
Удачи на дорогах. Как говорили раньше «Ни гвоздя ни жезла», а сейчас можно добавить «Ни гвоздя ни жезла ни письма счастья»
Странник, специально для Кавиком.