Часть вторая.
В начальной, я постарался создать у читателей представление о графах Бобринских. Понимаю, что история – проигрышная тема, которая мало кого может заинтересовать, но мне хочется поделиться тем, что удалось найти в Белгородском областном филиале Госархива.
Постараюсь облегчить поиск сведений тем, кто захочет познать историю слободы Орлик и села Ольшанка.
И так. В поместье графов Бобринских создавались условия, которые значительно отличались от условий в других поместьях.
Во-первых, отличия начались с момента перехода слободы Орлик от князей Трубецких во владение графов Бобринских. Хотя в белгородской губернии того периода находились помещики, которые клеймили своих крепостных (в т.ч. это происходило в имении князей Трубецких).
Таких было порядка 4-6 помещиков. В каждом поместье хозяин мог издеваться над крепостными так, как у него срабатывала фантазия, возможно, что под действием хмельного. Иного предположения я не могу найти.
Мне довелось услышать, что помещик Бакреев однажды, в разгар лета приказал запрячь в сани женщин-крепостных, на другие сани приказал посадить свору собак и на двух санях поехал на базар в наш город.
Я засомневался в том, что реально был помещик с такой фамилией, но меня убедили в том, что, действительно, был.
Тот, кто ездил в середине 60-х годов на пассажирском поезде Старый Оскол-Белгород, тот проезжал мимо полустанка «Букреевка», где поезд совершал остановку на 5 минут.
Можно было приводить и другие примеры, когда «крыша ехала у помещиков, но моя задача не в бичевании крепостного права. Моя цель совсем другая. Именно с момента перехода слободы Орлик во владение графов Бобринских, там прекратились издевательства над крестьянами. Там вообще не стало крепостных.
Граф посчитал, что свободный труд гораздо производительнее принудительного. Далее, он на все руководящие должности начал нанимать тех, кто имел дворянские звания (они обладали знаниями, которые отсутствовали у крестьян, проживающим в слободе)
По указанию графа, была построена пятикупольная церковь.
О ее красоте вы можете судить по сохранившемуся рисунку в сельской школе
Хотя она и считалась как приходская т.е. построенная на средства прихожан, но каждый понимает, что мизерные средства, вложенные прихожанами не сравнимы со средствами, вложенными графом. Кстати, те кто смотрел художественный фильм Бондарчука «Судьба человека» вероятно может вспомнить эпизод о том, как немцы загнали наших военнопленных в пустующую школу на ночь , но среди пленных был один верующий у которого произошло ночью расстройство желудка и он начал стучать в ворота церкви, прося конвоира выпустить его за пределы храма «справить нужду» потому, что грех справлять ее в храме, хотя остальные пленные убеждали его сделать так. Конвоиры открыли ворота и два автоматчика начали в упор расстреливать пленных. Но об этом будет отдельный рассказ.
Я помню как начинался снос этой пустующей церкви. Стены у нее были такой толщины, что я, 12-летний подросток стоя на подоконнике, зацепившись за одну грань стены, не мог дотянуться до второу грани. Размах рук был коротковат. а в красивом, расписном куполе зияла, примерно, полуметровая пробоина. Это след от нашего снаряда, попавшего в купол при обстреле для того, чтобы уничтожить немецкого корректировщика огня. Иными словами, строили надежно, на века. Использовался известковый раствор, изготовленный из гашеной извести и яйца куриные. Мне удалось их увидеть на одном из кусков щебенки.
Удалось найти в архиве фото, на котором видно, как происходил снос. Это фото, скорее всего, относится к концу 60=х и началу 70=х годов прошлого века.
Следом началось строительство двух этажной школы.
Все учителя были дворянского происхождения и готовили в ней своих, местных, специалистов из наиболее способных детей крестьян. При этом, существовала и церковно-приходская четырех классная школа, в которой обучались все дети крестьян, давая им изначальные знания и навыки по письму и чтению. По моему мнению, это было началом всеобуча и ликбеза, хотя, конечно, базовыми предметами были «Закон Божий» и другие предметы религиозного характера. Мой дедушка обучался в этой школе, получая азы знаний.
На этом фото церковно-приходской хор при церки в с. Орлик
Параллельно строилась и производственная база.
Основные корпуса были капитальные, из красного кирпича. Мел, из которого готовилась известь, добывалась и отжигалась на хуторе Алпеевом. Хотя он и находился напротив слободы Орлик, но принадлежал князья Трубецким. Кстати, на добычу и отжиг получил подряд мой пра-прадел Осип и выполняли эти работы всем семейством и родственниками. Следы от карьера сохранились до сих пор.
Поскольку мел находился под слоем земли толщиной, приблизительно около полуметра. Возникла необходимость производства вскрышных работ. Эти работы подрядился выполнять Осип, а снимаемый слой земли вывозился для строительства прямой дороги через реку Оскол в село Орлик. Для этого использовались имевшиеся в его хозяйстве телеги с запряженными лошадьми породы «бугай». Эти тяжеловозы были способны таскать телеги, значительно большей массой, чем лошади обычных пород. Роль погонщиков бугаев поручалась детишкам (9-10 лет) Осипа и его родственников.
Граф посчитал, что дешевле лечить своих работников, чем заменять их новыми, которых еще нужно обучать всем технологическим приемам, даже если новые работники и обладали определенными навыками, Поэтому и была построена двух этажная кирпичная поликлиника по тому же проекту, что и поликлиника в Старом Осколе и барак больницы на тридцать коек.
Во время ВОВ этот комплекс использовался оккупантами в качестве полевого госпиталя. Захоронение умерших они производили, практически, во дворе больничного комплекса, со стороны реки Оскол. Это в качестве дополнения информации.
Работали там врачи, имевшие дворянские корни и уже имевшие авторитет, который был у тех, кто воспользовался услугами лекарей.
Продолжение следует.
Алпей
Специально для Кавиком