От школы воскресной до открытой общеобразовательной - 1

добавить в избранное
От школы воскресной до открытой общеобразовательной - 1
5 мая 2012, 07:32, sablon

В 60-е годы XIX столетия впервые в истории русского просвещения были предприняты реальные меры для развития начального народного образования, для создания массовой народной школы, для проявления общественной и частной инициативы в организации народных школ. Также впервые в этот фундамент были заложены школы грамотности и воскресные школы.

 

Возникновение и этапы развития

 

Воскресные школы были особым типом начальной школы, и они впервые появились в 1859-1860 гг. в Петербурге, Киеве, Москве. «Положением о начальных народных училищах» в июле 1864 года воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами (городскими и сельскими) и частными лицами, были отнесены к разряду начальных народных училищ и открывались на равных с ними основаниях. «Положение» указывало, что воскресные школы могут быть организованны «исключительно для учащихся одного пола», руководители воскресных школ непременно утверждались училищным советом. Наблюдение за религиозно-нравственным направлением в школах, как и во всех других начальных училищах, возлагалось на местных священников.

 

Особым элементом были так называемые «неорганизованные» школы, к которым относились школы грамоты и Старооскольская городская воскресная школа.  Вопрос об открытии в Старом Осколе воскресной школы возник в 80-е годы. В 1888 году священником соборной церкви Андреем Иосифовичем Положенцевым открываются публичные церковные чтения, а затем Обществом пособия бедным открываются «публичные народные чтения» книг литературного и научного содержания с привлечением лекторов – Александра Петровича Синдеева, Николая Дмитриевича Шкарбанова и Наума Ивановича Шелудковского. В 1890 году впервые рассматривался вопрос об открытии в здании городского училища воскресной школы (РГИА. Ф. 733. Оп. 171. Д. 2459.) Непосредственным толчком, побудившим к скорейшему открытию школы, было народное бедствие – голод 1891 – 1892 гг. и связанный с ним эпидемии холеры. Народное бедствие вызвало, одновременно с оказанием материальной и медицинской помощи, широкую поддержку городской общественности вопроса об открытии воскресной школы, которая была организована при городском училище в 1892 году (РГИА. Ф. 733. Оп. 171. Д. 2459.) Наблюдение за религиозно-нравственным направлением в школе возлагалось на соборного священника и одновременно законоучителя А. И. Положенцева. Учителями утверждались Н. И. Шелудковский, А. П. Синдеев, Порфирий Автономович Лихачев и Федор Деомидович Дмитриев. Учебный курс определялся программой для начальных народных училищ первой ступени.

 

По сути, это были воскресные курсы для обучения элементарному чтению, письму и счету, а также объяснительное чтения по отечественной истории, популярной литературе. Из первых 100 учащихся большинство были девочки и их родители, не имеющие таковых навыков. Отсутствие женской начальной школы, вероятно, определяли и состав учащихся воскресной школы. В 1903 году, в связи с открытием городской четырехклассной школы из имеющихся в нашем распоряжении архивных материалов сведения о воскресной школе отсутствуют. Но это не может еще быть доказательством ее закрытия. Возможно, городское общество в какие-то промежутки времени не выделяло средств на ее содержание, но нами не изучены еще множество документов той эпохи, чтобы дать исчерпывающую информацию. Не подлежит сомнению факт организации особого элемента городской системы народного образования – воскресной школы и начала его функционирования – 1892 год. Таким образом, обоснованна также и правомочность 110-летнего юбилея школы. Нам необходимо лишь обосновать правопреемственность  школы № 35, на основе рассмотрения дальнейших этапов развития особого элемента Старооскольской городской системы народного образования.

 


 

Дальнейшее развитие дореволюционного опыта повышения общеобразовательного уровня населения было предпринято в годы советской власти. В конце XIX нач. XX в. по данным губернской статистики в Старооскольском уезде насчитывалось только 24,84 % грамотных мужчин и 6,02 % грамотных женщин. Однако в городе  процент грамотности составлял соответственно 49,94 % и 28,70 %. Естественно, что опыта массового обучения грамоте взрослого населения у городских и уездных властей не было. Государственные и общественные организации могли использовать из опыта прошлого лишь идеи и принципы воскресных дореволюционных школ: общедоступность, бесплатность, связь с жизнью и др. Уже  с 16 по 25 сентября проводилась запись на курсы для взрослого неграмотного населения города и уезда.

 

Запись проводилась на Курская ул. в доме купца Лихушина (музей) и в доме купца Игнатова на Верхней площади. Занимались организацией обучения внешкольные подотделы городского и уездного советов. Общую организацию осуществлял Негуляев Кузьма Лаврентьевич, народный учитель, имевший высшее специальное образование. Вначале он был зав. внешкольным подотделом, а затем зав отделом народного образования. На заседании Совета от 2 ноября 1918 года  Кузьма Лаврентьевич доложил об организации курсов и добился выделения 1500 рублей из национализированных сумм.. Занятия курсов проходили в здании женской гимназии, и по данным  зав. уездного агитационно-просветительского отдела Неробова Ивана Акимовича в открытой школе для взрослых обучаются 500 человек. Дальнейшие занятия были прерваны военными действиями. Негативных явлений гражданской войны не удалось избежать и нашему городу.

 

Продолжение следует...

 

Анатолий Павлович Никулов, историк

 
+1
25
-1
 
Просмотров 1319 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии