«Дело о нетрезвой жизни села Толстого священника Иоанна Ильинского» (окончание)

добавить в избранное
«Дело о нетрезвой жизни села Толстого священника Иоанна Ильинского» (окончание)
18 ноября 2013, 07:55, sablon

1852 года Майя 3-го дня, по Указу Его Императорскаго Величества, Старооскольское Духовное Правление, слушав следственное дело, о нетрезвой жизни и отягощении села Толстой Дубравы прихожан при требоисправлениях излишнею платою, села Толстой Дубравы Старооскольскаго уезда священника Иоанна Ильинскаго, начавшем в сем Правлении по Указу Курской Духовной Консистории, от 28-го числа Июня 1849 года за № 6397-м, с приложением от прихожан прошения, последовавшему.

Обстоятельства дела сего таковы: 1-е Старооскольскаго уезда  села Толстой Дубравы Дмитриевской церкви прихожане: Государственные крестьяне и помещик Губернский Секретарь Павел Шетохин, двумя прошениями, первым 13-го Майя 1849-го и вторым 22-го Декабря тогож года Его Высокопреосвященству поданными прописывая, что приходский их священник Иоанн Ильинский ведет жизнь свою несвойственно своему сану, нередко бывает в питейном доме по пристратию своему к употреблению хмельнаго напитка потерял совершенно название наставника, изменил до последняго края поведение свое, так, что почасту бывает в питейном доме и в нем упивает допьяна производит буйства, бранные и едвали можно где слышать плошадные слова, иногда при отправлении мирских треб в домах, а иногда и в самой церкви будучи безчувственно пьяным падает на землю, иногда с подобным себе любителем хмельные напитки пономарем той же церкви Ефимом Лисицыным при публике прихожан производит шум, брань, драки урекая друг друга церковными ворами и драки и друг другу разные упреки, прихожанам делает произносят один другому похвалки на сожжение домов, прихожанам же делает сильные притеснения, при браках требуя в том особо платы от причта до четырех рублей серебром, а от того через то происходит и медленность исправления каждой требы.

В отношении богослужения, не только по обыденной нетрезвенности его священника в церкви небывает службы в воскресные и торжественные дни, но часто небывает богослужения и в дванадесятые праздники, как например в настоящем году1849 году небыло служения на Новый год и во всю светлую неделю (кроме одного перваго дня Воскресения Христова) на Вознесение Господне, на Сошествие Святаго Духа, на Храмовой престольной праздник, 6-го Декабря в день Светителя и Чудотворца Николая, да и многие праздничные дни остаются без богослужения, а церковь же а иногда и благовест церковный делается, но народ собравшись к церкви и недождавшись его священника отходят обратно без всего, чрез что как церковь Божия остается без дохода, так и а они без слушания слова Божия, разсеиваяев для слушания онаго по чужим церквам соседственных приходов, просят удалить его Ильинскаго из от их прихода и церкви и дать на место его инаго священника.

По сему вышеозначенным Указом Курской Д. Консистории сему Правлению предписано произвесть следствие и представить оное делопроизводство в Консисторию с мнением. 2-е  При производстве следствия священник Иоанн Ильинский объяснился, что водку он пивал, но не по пристрастию, а как случится; в питейный дом хаживал, иногда для найма рабочих и прочих домашних нужд, иногда по должности, потому что близ питейнаго дома всегда бывает сходка более, чем нежели в церкви, и там доставалось иногда укорять кого за что либо, как и чем следовало, это-то и названо ими прихожанами бранными словами; но на землю пьяным ни когда ни в церкви, ни в домах при исполнении треб и нигде никогда неупадал; пономаря Ефима Лисицына за похищение им, меднаго кувшина, ссор ни с кем он не производил, хотя случалось отражаться словами и слезами, против пономаря Ефима Лисицына, за причинение им, ему священнику разновременных обид побоями, равно и жене его, за отнятие его, у него Лисицына похищеннаго им из дома его священника меднаго кушина за что и не был.

 

А у него отнял того, о чем имеется особое в производстве по начальству дело, за что может быть и назвал его когда вором, но не церковным, ибо церковнаго похищения он как за собою, так и за пономарем Лисицыным ничего не чувствует, да и похищений из церкви небыло, так же и похвалок на сожжение чьих либо домов никогда и нигде не произносил; брать тайно до четырех рублей серебром за повенчание браков никогда он не имел наклонностей равно и не в каких требоисправлениях никаких притеснений прихожанам своим никогда и ни в чем не делал, а случалось иногда производить медленность при исполнении  треб терпимых треб и это не из притязания, но за то собственно, что другаго прихожанам не видно в год и одного раза в доме его, за невежественным укрывательством; что проходили некоторые воскресные, праздничные да и вообще торжественные дни без всякаго служения, это справедливо; но опущение оных происходило, за рановременными отлучками, до города Стараго Оскола, в 50-ти верстах от села Толстаго отстоящаго и в прочия места по должностным, а может быть и по домашним необходимым нуждам, чего припомнить не может; но что небыло Божественных Литургий, а отправляемы были им священником Ильинским утренния Богослужения и часы в следующие дни: на Новый 1849 год потому, что в эту всю ночь доканчивал он годовыя отчетливости, кои прежде того за разными отвлеченностями, не припомнит только за какими, небыли готовы; в Светлую неделю потому, что в оном приходе продолжается обыкновение служить молебны по дворам всего прихода, и каждому желательно служить на тощак; на Воскресение Господне потому, что в эту ночь поздно прибыл из города Обояни, куда ездил он к детям; на Сошествие Св. Духа потому, что в сию ночь прибыл пред зарею из Белгорода, куда отправлялся по тем же нуждам и за случившегося в дороге с лошадью болезнию, немог приездом ускорить; на храмовый Демитриевский праздник потому, что во всю эту ночь сопровождала его Ильинскаго рвота, на подобие халеры; под день Светителя Николая Чудотворца также он был нездаров и вообще всяки в опущении всяких Богослужений сам себя виноватым щитает потому только, что об отлучках своих неотносился он к местному начальству благочинному, по сим-то причинам он опущал Богослужения а не за пьянством, ибо пьяный человек ни к чему неможет быть способен.

 

А в его приходе ни кто из младенцев некрещеным и из больных без покояния ни кто неумирал но все таковыя обязанности сам исправлял, равно по постам ни кто из сторо всех прихожан ни кто из старонних кроме его неисповедовал и Св. Таин несообщал, а помещик Павел Шетохин в 3-х верстах от церкви жительствующий и в течении 5 лет за болезнию своею ни одного раза в церкви небыл, когда а всегда он исповедывал и Св. Таин сообщал в его доме, мог ли достоверно следовательно о поступках его священника и об опущениях знать он достоверно немог и знать; но что не желают его иметь прихожане иметь в своем приходе, то и сим он священник Ильинский необходимостию теперь поставляет просить Его Высокопреосвященство об удалении его от них. 3-е 54 человека при слетствие прихожан государственных разнаго крестьян звания показали, что действительно на все прописанныя в прошениях их поступки священника Ильинскаго, справедливы ли они или несправедливы, что явно на каждое обстоятельство в доказательство представить ни чего немогут, потому что все это отзывалось написано было по одной народной огласке на общественных сходках, где бывало человек до полутораста, но как они в обидах своих никогда жалоб не производили и теперь им не обижаются укоризнаго о нем священникеом ничего не имеют сказать не могут, кроме одного того, что он частенько испивает водку и опущает Богослужение, и как они вошли с ним в прозбы, по коим он благовосходлительным к ним уже быть не может, то просят удалить его священника от прихода их; тоже подтвердил и помещик Шетохин.

4-е Пономарь Ефим Лисицын во всем прописываемом на него прихожанами сознания не учинил. 5-е Тогож села и церкви Диакон Георгий Хорошилов по Священству, а дьячек Михаил Стефановский под присягою, показали, что за бра повенчание браков до 4-х рублей серебром получать на весь причт случалось, но невымогательно, а добровольно, но брал ли священник Ильинский с кого и когда таковое количество в тай, того не знают и неслыхали; водку он священник пивал и был даже выпивши навеселе, но чтобы упадал когда либо на землю в церкви или чьем либо доме при требоисправлениях никогда они не видали и ни от кого не слыхали; Литургии опущал иногда но почему доказать немогут, равно производил ли он священник где шум, брань и драку с пономарем Лисицыным или с кем либо или делали между собою они какие либо упреки или похвалки того никогда невидали и неслыхали и ничего из прочаго прихожанами в прошениях прописываемаго, кроме винопития, неподтвердили. 6-е По справке в правленском архиве оказалось: а) в Клировых ведомостях за 1849 год аттестован он священник Ильинский поведения довольно хорошаго; за 1850 год, временно бывает в нетрезвом виде, поведения довольно хорошаго, за 1851 год поведения хорошаго; в) Указом из Курской Д. Консистории сентября от 24-го Сентября 1849 года за № 10445 велено его священника Ильинскаго за дозволение себе явиться в Присутствие Духовное Правление в нетрезвом виде и издеваться над распоряжением онаго по предмету побуждения его Ильинскаго к исправлению Метрических книг послать и был посылаем на один месяц в Обоянский Знаменский Монастырь, для научения должному уважению Присутственнаго места; с) Указом же из Курской Духовной Консистории от 1-го Февраля 1851 года за № 515, велено бывшаго Новооскольскаго уезда в слободе Ольшанке при Троицкой церкви священника Феодора Попова допустить к должности в селе Толстой Дубраве, с выдачею половинной части доходов от кружки и земли подсудимому Ильинскому и д) Указом из Курской Духовной Консистории от 19 Марта 1851 года за № 2465 состоявшимся в силу резолюции Его Высокопреосвященства между прочим велено: как священник Ильинской был послан в монастырь за нетрезвую жизнь, и ныне состоит под следствием за притяжательность и нетрезвость, то безотлагательно удалить его от должности с выдачею семейству его половинной части доходов от кружки и земли.

 

Мнение полагает: Как прихожане Димитриевской церкви села Толстой Дубравы Старооскольскаго уезда, хотя ясных доказательств, для улики сея приходскаго своего священника Иоанна Ильинскаго в поступках в прошениями своими описываемых, непредставили; но поелику он священник Ильинский сам учинил сознание,

а) что действительно водку пивал но только не по пристрастию, а как случиться, что подтвердили Диакон Хорошилов по священству а дьячек Стефановский под присягою даже и в излишестве,

б) в питейный дом хаживал для найма рабочих, и различных надобностей для совещания с прихожанами о делах церковных и прочих надобностей

в) медленности при исправлении треб производил тем только из прихожан коих мог неодн по году или более не мог видеть в домах их за укрывательством,

г) опущение Богослужений в восресные, праздничные и вообще Торжественные дни происходило за разновременными отлучками, а под Новый год за окончанием годовой отчетливости,

д) благочинным за 1849 год аттестования довольно хорошаго в 1849-м году аттестования, от нетрезвой жизни за 1850-й год аттестования, что бывает Ильинский он Ильинский временно нетрезв, за что уже был штрафован посылкою на один месяц в монастырь и за тоже в последствии времени от должности с получением половинной чаот поступившаго на место его священника половинной части от кружки и земли;

е) прихожане, за нетрезвость его Ильинскаго и опущение Богослужений нежелают его иметь в своем приходе, равно и он священник Ильинский намерен просить инаго места, и как для сверх того исправление всех надобностей домашних или или должностных, должно иметь свое место, приличныя меры и время; то учинить следующее.          

 

1-е На основании 202 статьи Устава Д. Консистории послать его Села Толстой Дубравы Старооскольскаго уезда свяшенника Иоанна Ильинскаго послать на три на основании 198 стат. Устава Д. Консистории послать на три месяца в Монастырь в Клиросные труды, для научения трезвенности, благоснисхождению;

 

2-е в продолжении монастырских его Ильинскаго занятий, половинную часть из священнических доходов и земли выдавать семейству его Ильинскаго на пропитание по прежнему безостановочно и

 

3-е По окончании Монастырскаго эпитимии подначальства и по прекращении выдачи половинной части из священнических доходов, на основании 202 ст. того же Устава Д. Консистории, искать ему священнику Ильинскому с дозволения разрешения Епархиальнаго начальства, священническаго места в ином приходе, где его иметь пожелают; Но не приступать по сему к исполнению, предоставить следствию дело подлинное следствопроизводство с мнением сим предоставить при рапорте в Курскую Духовную Консисторию на благоразсмотрение и решение.

 

 
+1
7
-1
 
Просмотров 903 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии