Оскольские монастыри

добавить в избранное
10 мая 2008, 12:23, Ket87

В нашем крае в XVIII столетии находились 3 монастыря - Троицкий Тюляфтина Пустынь - мужской монастырь, Успенский Преображенский - девичий монастырь и Таволжанский мужской монастырь. Все они в разное время прекратили свое существование.

ТРОИЦКИЙ-ТЮЛЯФТИНА ПУСТЫНЬ

Возникший осенью 1612 г. монастырь с небольшим перерывом находился на пригородной территории Старого Оскола до 1765 г. До 1724 г. его настоятелями был черный поп Никодим и игумен Феофан. В описании ландрата Чирикова говорится, что "мужской монастырь Троицкой и Тюляфтинской Пустыни в версте от города. В нем церковь во имя Живоначальной Троицы, да церковь Введения Пресвятой Богородицы, деревянная". Игумену Феофану в то время было 50 лет. Кроме него в обители находились иеромонахи Иосаф Герасимов и Матвей Козлитин, протодьяконы Адам Исаев и Дионисий Никифоров. Рядовых монахов в монастыре было семеро, 1 дьячок и причетчик с семьей. В 1711 г. в 3-х верстах на своей земле монахи поселили 10 дворов малороссиян, образовав небольшую деревеньку. Подданные украинцы обрабатывали владельческую землю, занимались ремеслом и торговлей.

По Указу императора Петра I святейшего Синода и преподобного Епифания - епископа Белгородского и Обояньского в 1723 г. Троицкий монастырь был закрыт, а монахи переведены в Валуйский мужской монастырь. В 1727 г. 3 февраля еще при императрице Екатерине I в Указе, изданном Верховным Тайным Советом было предписано "маловотчинные и безвотчинные монастыри, которые питались своими трудами без жалованья оставить на прежнем основании". Далее предписывалось вернуть на прежние места монахов и возвратить им "все вещи и деньги и земли". В 1724 г. иеромонах Иона с монахами и 100 старооскольцев - канцелярист Василий Марков, помещики Иван Афросимов, Григорий Головие, однодворцы Данила Попов, Артем Деев, многие другие подписали прошение о возвращении в Старый Оскол монастыря на прежнее место. На что 3 июня 1728 г. последовал Указ: "... По прошению города Старого Оскола бывшего Троицкого монастыря строителя иеромонаха Ионы с братией и вкладчиков о бытие тому монастырю из приписки от Валуйского Успенского монастыря по-прежнему особно". Шесть десятин земли, 12 четвертей сенных покосов, 7 лошадей, 3 коровы, молодняк, 2 храма и хозяйственные постройки были возвращены монастырю. Настоятель монастыря Иона Григоров, назначенный преподобным Епифанием в 1740 г. "по старости лет от начальства по определению архиепископа Петра уволен. На его место 18 января 1741 г. из того же монастыря был определен иеромонах Иустин Гостериминский. В монастыре к этому времени находилось еще 4 иеромонаха, 1 протодьякон, казначей, эконом, управитель трапезной, хлебный управитель, 4 рядовых монаха, "3 служителя для всяких рассылок". Из находившихся ранее в услужении 32 душ мужского пола, положенных в оклад, осталось только двое. А выделенные монастырские земли по жалованной грамоте 1644 г., за неимением людей лежат в пусте".

Троицкий монастырь ни денежных, ни хлебных доходов не имел, и служители жили "от получаемого от доброхотные дателей подаянием и от своих трудов". При подготовке секуляризации Екатерина II использовала данные, полученные от разосланных по всем губерниям офицеров, которые составили подробные описи монастырей России. Описанием Троицкого монастыря в Старооскольском уезде занимался подпоручик 3 гарнизонного пехотного полка староосколец Михаил Лутавинов. К 9 мая 1764 г. такая опись им была составлена: "... в том монастыре 2 церкви - первая настоящая во имя Живоначальные Троицы, застроена каменная вместо разобранной деревянной старой церкви, и еще своды не сведены, а колокольня на ней только в половину построенная. Иконостас подлежит к одной церкви новой, старой за ветхостью поставить невозможно. На которую застройку надобна сумма тысяча пятьсот рублей". Вторая церковь была деревянная во имя Введения Пресвятой Богородицы с одним престолом, крыта тесом.

В монастырской усаде находилось две настоятельских кельи 3x6 саженей с тремя чуланами и сенями. Для рядовых монахов еще 2 братских кельи с чуланами и сенями и еще 3 кельи для монастырских управителей. Питались монахи в братской кухне с чуланом и сенями. На усаде находились также пивоварня, амбар с ледником и сараем в 22x2 сажени, конюшня рубленая с 4 лошадьми и вся усада была огорожена забором на 40x20 сажень. За оградой находились скотный двор, изба с сенями, крыта соломой размером 4x2 сажени, амбар 2x1 сажень с окнами, коров и молодняка 11 штук, все эти подсобные хозяйства были огорожены плетевым забором 34х15 саженей. Недалеко от монастыря также огороженный плетнем находился огород для овощей, общей площадью около десятины. От деревни, что в 3-х верстах от обители, остался только хутор, в котором жила всего одна крестьянская семья в черной избе в клетью и сенями.

Последним игуменим обители был Илларион Курдюмов, сменивший игумена Филарета. С ним находились иеромонах из украинцев Матвей Годищев, русский священник Илларион Конищев, Николай Евдокимов, Тихон Попов, Варлам Протопопов. Кроме того, к монастырю по штату приписаны иеродьякон Никодим Попов, да для послушания в обители располагались 3 души крестьян. За монастырем на ерике мельница в 1 камень, владельческие земли и небольшие лесные угодия. Вторая мельница в устье реки Гнилой, видимо, была скрыта от описи, ибо монахи ее в 1757 г. передали в аренду однодворцам из с. Нижняя Апочка сроком на 10 лет.

Упразднен монастырь был несколько позднее. Казначей духовной консиистории майор Мухин с 23 сентября 1765 г. по 14 августа 1766 г. также произвел опись ряда монастырей в том числе Троицкого и Успенского монастырей в Старом Осколе, описал все находящиеся в нем имущество. Пожалуй, все было по-прежнему и добавилось только 2 каменных амбара, да еще 1 каменный погреб. Из оловянной посуды необходимо упомянуть перечницу, бокал, кружку, солонку с крышками, уксусницу, чайник, шандал, горшок с крышкой и другие вещи из олова и меди. Для настоятеля в обители имелась коляска, обитая шкурой, на ременных марлевых рессорах, в эту коляску запрягали 2-х лошадей. Каменная церковь вероятно, уже была достроена, однако в ней не упоминается ни иконостаса, ни икон, а в описи значится только 15 воздухов и покровцов (покрывало для священных сосудов во время литургии), 12 риз, подризники, 3 пояса, 3 орария, (вышитая цветная лента, надевалась на плечо - знак дьяконского сана), 6 поручил, 15 епитрахилей (отличительный знак иерейского сана), серебряное кадило. Возможно, служба в новой кирпичной церкви еще не проводилась. В деревянной церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы, иконостас был с образами Спасителя, богоматери и Николая Чудотворца на полотне, сделанный рукой одного мастера. Царские двери деревянные еще с XVII в., расписанные апостолами. В церкви была икона Казанской Божьей матери в киоте в серебряном венце и ризе с бусами в ползерна и с жемчугом поверх венца. Икона Живоначальной Троицы с пятью серебряными с позолотою венцами. Икона Богоматери Владимирской в серебряном с позолотою венце. В алтаре Знамения Богородицы Рязанской в серебряном с позолотою венце. Евангелие в церкви "Московской печати серебряное, бархатом зеленым покрыто". Два напрестольных креста, один из которых серебряный с позолотою, а другой - кипарисовый, окованный серебром с позолотою. Серебряная и оловянная посуда для евхаристии и 2 антиминса (частица мощей вшитой в ткань), один из которых 18 декабря 1742 г. передан митрополитом Антонием, а другой 29 декабря 1750 г. епископом Иосафом. Майор Веревкин - казначей старооскольского Троицкого монастыря, все монастырские владения отдал но Указу фурштатской команде под штабную квартиру, а монахи монастыря "переведены в другие по способности места". Мы предполагаем, что часть священников и служителей обители перешли в деревянную соборную церковь в пределах крепости. Существовало предание о мужском Гурьевском монастыре и, вероятно, оно связано с деревянной соборной церковью, главный престол которой был освящен во имя Гурия. Самсона и Авива. По плану, утвержденному Екатериной II территория обители числилась на Курским Знаменским монастырем, но уже в планах 1785 - 1786 гг. монастырская уса да значится как владение Казенной палаты. В конце столетия упоминается монастырь только в прошедшем времени.

УСПЕНСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ

Сведения об этой обители довольно скудны. К сожалению не удалось установить и дату его основания. Монастырь не имел земель, подданных крестьян, не получал жалованья от государства и потому ни в оброчных, ни в платежные, ни в иные ведомости не был включен. В имеющихся материалах конца XVII в. упоминаний о нем также не обнаружено. Самые ранние сведения сохранились в старооскольских крепостных книгах за 1702 г., где воевода Семен Прокофьевич Карпов рассматривал дело "женского девичьего монастыря, девицы Анны в иску за грабеж ее". Предположительно он был основан не раньше 90-х годов XVII столетия. Небольшую информацию дают нам предварительные описи и ревизские сказки 1710 - 1719 гг. Согласно этим сведениям Успенский девичий монастырь на посаде в горной Рыльской слободе близ торгу огорожен в замет. В монастыре в то время располагалось две деревянные церкви - Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы, от которых и возникло двойное название обители. Настоятельницей монастыря была 50-летняя игуменья Евдокия. В монастырских кельях жили 42 монахини, в возрасте от 17 до 100 лет и "питались в миру подаянием". Службу в церквях проводил священник Прокофий Евдокимов. В 1707 г. монастырю была подарена икона Божьей матери всех скорбящих радость, изготовленная мастером иконописцем Михаилом Свинолуповым. Интересна судьба другой иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии. Это был резной образ на доске, переданный по прошению Евдокии с сестрами Митрополитом Епифанием из Рождественской церкви слободы Ездоцкой. Подданные князя Алексея Петровича Голицына украинцы атаман Данила Пелепенко и его товарищи написали челобитную о возвращении иконы на прежнее место, но старооскольские обыватели доказали несостоятельность их просьбы. Эта икона, изготовленная в середине XVII столетия сохранялась в Успенской церкви, по крайней мере до первой четверти XX столетия.

В 1725 г., в связи с переводом служителей Троицкого монастыря в Валуйский, монахини обосновались в Тюляфтиной Поляне, но лишь до 1728 г. По данным 174] г. Успенский девичей монастырь находился на прежнем месте "на площади возле торгу". Он имел по-прежнему 2 деревянные церкви, в коих служили священник, дьякон, пономарь, церковный служка. В кельях проживали игуменья, просвирница, 3 звонарки, 6 псаломщицы, 2 свечницы, 17 рядовых монахинь. Далее сообщалось, что "ничего у них нет, и питаются от подаяния и трудов своих". Последние обнаруженные сведения относятся к 1766 г. в упоминающейся выше описи майора Мухина. Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы уже кирпичная. Предположительно выстроена около 1765 г. ибо вместо иконостаса еще и находилась "завеса на тафте с золотом и серебром". Построена она была продолговатым кораблем, кирпич тяжеловесный и между стенами уложен был бутовый камень и залит известковым раствором, К тому времени церковь была одноэтажной, длиной около 24 м, а высотой 20 м. В церкви находился резной вызолоченный сосуд, с серебряной лжицей. 5 местных икон, большое медное пакадило, 3 ризы и 3 подризника, 3 епитрахилие, 2 пояса, 3 стихиря, 2 орария, 4 пары поручей, 20 печатных книг и некоторые другие вещи. В деревянной церкви Преображения Господня также находился серебряный с позолотою сосуд и серебряная лжица, 3 евангелия (2 из них с серебряными накладками), серебряный с позолотою крест, серебряное кадило, перед образом Богоматери серебряная лампада. 3 воздуха, 4 иконы, 4 железных и 2 медных подсвечника и другие предметы.

Последней настоятельницей была игуменья Мавра. Ее имя стало известно из следственных материалов Белгородской епархии. В Преображенской церкви 21 декабря 1754 г. монахини молились вместе со своей игуменьей, а священник Иван Догаев что-то не поделил с монахиней Анисией и ударил последнюю в грудь кулаком. Услышав шум, игуменья Мавра подошла и спросила Догаева, что произошло "... а Догаев и ее ударил в грудь, она упала и ударилась об аналой и ей монахини оттирали снегом грудь". Этот маленький эпизод позволил выяснить не только имя последней игуменьи, но и кое-что из взаимоотношений настоятельницы и местных священников. Показания свидетелей оказались весьма любопытны и многие из них говорили, что "... Мавра давно таила зло против попов". Несомненно, такой эпизод из жизни оскольчан той далекой эпохи заслуживает большого внимания при изучении как социально-экономических, так и нравственных сторон жизни наших предков. В этом плане очень интересно описание и монашеских келий (их было 28), которые во многом объясняют типы старооскольских построек. Здесь присутствуют 3-х камерные, 1-камерные строения и пятистенок. Лишь белая келья настоятельницы с комнатой была крыта тесом, а все остальные соломой, что также указывает на бедность описываемой обители. Дальнейшая судьба игуменьи с сестрами, к сожаленью, не известна.

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - ТОВОЛЖАННАЯ ПУСТЫНЬ

Недалеко от современного села Шмарное существует пещера, о которой известно много преданий, в разговорах часто упоминается, что очень давно, еще в домонгольскую эпоху здесь находился монастырь. Известно также, что в 1850 г. крестьянин с. Долгая Поляна Владимир Васильевич Костелев украсил пещеру иконами и отправлял здесь службу. Скорее всего эти предания в несколько искаженном виде, вероятно, имели в виду существовавший впервой четверти XVIII в. близ с. Коростово мужской монастырь Товолжанной Пустыни. По данным 1719 г. здесь находилась деревянная церковь во имя игумена Изосима и Савотея - Соловецких Чудотворцев. Настоятель монастыря игумен Самвоний и было 4 монаха - Сергей и Макарей Денисовы (вероятно, близнецы, ибо им было по 25 лет) Феодосии и Адам Дроновы, да белый дьякон Григорий Михайлович Гребенкин с женой Прасковьей. За пустынью было записано 20 четвертей земли, да поступной в Коростове и Песках 140 четвертей. Выше села Коростово за ними числилась мельница с одним камнем и амбарами, построенная на уступленной им владениях старооскольца Петра Попова. Монахи держали скотину и разводили пчел. Работали на полях обители подданные черкасы (всего 10 дворов), они же управлялись на мельнице, следили за скотом и выполняли иную работу. Время основания монастыря также не выявлено. Самые ранние сведения известны за 1709 г., но можно предположить, что он основан не раньше 1701 -1702 гг. Первые подданые черкасы прибыли на земли обители в 1709 г. из Корочи, а затем из г. Печенежь, Харькова, Урыва, деревни Слоновый Мост (Новооскольский уезд) в период с 1711 по 1714 гг. По спискам 1723 г. в районе с. Коростово значится деревня Товолжанная, однако это последние данные о монастыре. Очевидно, что он упразднен по императорскому Указу в 1721 - 1724 гг. В последующих переписях ни деревни, ни монастыря не упоминается.

 
+1
1
-1
 
Просмотров 4254 Комментариев 1
Комментарии (1)
10 мая 2008, 13:22 #

Простите, забыла источник. Исправляюсь ) Использованы материалы из книги А.П. Никулова "Оскольский край"

 
+1
3
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии