Войны жестокое лицо

добавить в избранное
Войны жестокое лицо
4 апреля 2017, 17:37, Мирный атом

Каждый раз, проезжая мимо памятника строителям железной дороги Старый Оскол-Ржава, ловлю себя на мысли, что в этой скульптурной композиции не хватает мужской фигуры, пусть даже подростка, коих много участвовало в строительстве, и не только их.

Об этом подвиге жителей Курской (тогда) области я знаю не из газет и книг - мои мама и тётя (её сестра) принимали самое непосредственное участие в строительстве дороги и уже, скажем так, на склоне лет, когда это стало считаться подвигом, много рассказывали о тех годах, потому что я очень любопытен и когда им впервые, в год 50-летия Победы, вручили юбилейные медали как участникам, я, понимая, что время безжалостно, попросил их рассказать поподробнее, как всё было. Мы сидели за праздничным столом, бабушки выпили по рюмке вина, разговорились, вопросов я много не задавал, я только маму спросил: "Помнишь, ты как-то давно рассказывала, как солдат деревенского дурачка застрелил?" 

Тут надо немножко вернуться назад, в зиму 1942-43 годов. Село находилось под оккупантами, были составлены списки молодёжи для отправки в Германию, мама моя будущая и тётя были в этих списках, ждали, что вот-вот уже в район отправят, куда-то бежать и прятаться не было смысла - морозы стояли жестокие и в лесу не отсидишься. И вот в начале февраля глубокой ночью прибежал к ним парнишка соседский и сказал, чтобы ничего не боялись - в село вошли разведчики-лыжники, а немцы и мадьяры уже точно не вернутся. 

Дальше пишу, как мама рассказывала, редактируя, разумеется, но не искажая фактов.

- Господи, как освободили, так гора с плеч, перестали бояться, что увезут в Неметчину, а тут и весна пришла, сев в колхозе начался, семян из района подвезли, да и нам помогать начали, муки, сахара, масла выдали, а то мы просто уже загибались, ели то, за что нынче и говорить стыдно. Когда лето настало, собрание быстро собрали и объявили, что от шахты до Ржавы надо за два месяца дорогу железную построить, всем, кому предписали, с лопатами собраться там-то и там-то с утра на следующий день. Распределили нас по бригадам, каждой бригадой командовал военный, нам объяснили сразу, что объект секретный, поэтому болтать о том, где мы работаем, нигде не стоит. Народу было - тьма! Со всех сёл прилегающих мобилизовали даже инвалидов, их назначили лошадьми управлять. Да и не только инвалидов по каким-то физическим недостаткам, к нам в бригаду назначили Петю-дурачка из соседнего села. Лет ему было около сорока, инвалид с детства, головой - чистый ребёнок, но физически был очень сильный и ему поручили трамбовку насыпи деревянной "бабой" с ручками. По вечерам, уставшие, приходили домой, спешили обмыться и упасть поспать, потому что ночи летние короткие, а с рассветом - на дорогу! Петя всегда по утрам нас семечками тыквенными угощал, подойдёт, улыбается по-детски и говорит: "Мамка нажарила, мамка нажарила, возьми, возьми.". Работали с рассвета до заката, нас предупредили военные, что если будет сигнал "воздушная тревога" - всем прятаться в лесочке, что был метрах в ста от насыпи и не высовываться, пока не разрешат. Первые несколько дней самолётов немецких не было, но как-то после обеда военные скомандовали: "Всем в лес! Воздушная тревога!" Мы, бегом, спрятались в кустах, туда же возницы и подводы завели, на которых подвозили грунт для насыпи. Лежим, ждём. Слышно вдруг стало, что где-то гул нарастающий появился, через ветки смотрим и видим, как плывёт в небе самолёт, похож на раму и летит медленно. Рядом с нами, мной и сестрой,Петя лежал и вдруг как вскочит, как побежит вниз, к насыпи, а лесок на взгорке был, да не просто бежит, а снял с себя пиджачок, размахивает им и кричит; "Сюда, сюда летите, мы тут! Мы тут!" Ему вслед военные закричали: "Стоять! Стоять, идиот!" Несколько раз крикнули, но Петя продолжал бежать, приближаясь к насыпи и продолжая выкрикивать: "Мы тут! Мы тут! Сюда летите!" А самолёт уже над нами и тут слышим выстрел, нам показалось, будто пушка стрельнула - громко, аж в ушах зазвенело...

Петя будто споткнулся обо что-то, упал, дёрнулся несколько раз, даже, по-моему, на колени пытался приподняться, а потом затих. 

Когда самолёт улетел, первыми из леса военные вышли. Впереди командир шёл, за ним солдат с винтовкой на плече, они подошли к Пете, наклонились над ним, потом командир выпрямился и махнул рукой в сторону леса. Оттуда полуторка выехала и подъехала к ним. Петю погрузили в кузов, и машина уехала. Мы приступили к работе.

Когда вечером пришли домой, мама сразу поняла, что что-то случилось - настолько мы были подавлены. Мы ей всё рассказали. Мама подошла к святому углу, прочитала молитву, а потом повернулась к нам и сказала: "Блаженного убили, грех это большой." Утром, собираясь на строительство дороги и одевая свою кофту самовязную, я в кармане нашла несколько тыквенных семечек. Вдруг слёзы начали меня душить, я едва не зарыдала, но, застеснявшись чего-то, выбежала на улицу...

Петины односельчане рассказали нам, что привезли его в тот же день в родное село, матери во дворе выгрузили и предупредили, чтобы много не болтала, а тихонько схоронила. Гроб тем же вечером привезли. Помогли всё же...

 И вот, проезжая мимо этого замечательного памятника строителям железной дороги Старый Оскол-Ржава (хочу заметить, что строили в июне-июле1943-го дорогу от Губкина до Ржавы, а от Оскола до Губкина лишь восстановили участками), я ловлю себя на мысли, что композиция несколько не закончена. Или я не прав?

 

Добавить комментарий
 
+1
23
-1
 
Просмотров 1480 Комментариев 30
Комментарии (30)
4 апреля 2017, 17:38 #

Я отметил публикацию, как авторскую. Но не забываем подписывать публикации, так как догадываться и перепроверять мне некогда.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 2017, 18:53 #

Это чисто моё. Просто не отметил, виноват.

 
+1
5
-1
 
4 апреля 2017, 20:30 #

Насколько мне рассказывала бабушка, которая строила эту дорогу и еще жива, строили ее женщины. Мужчины все на фронте были. Так что, памятник " в тему", так сказать.

И если мне не изменяется память, эта дорога так и не пригодилась.

 
+1
1
-1
 
4 апреля 2017, 23:26 #

И если мне не изменяется память, эта дорога так и не пригодилась.    

 

Линия Старый Оскол - Ржава дала возможность разгрузить направление Касторная - Курск. Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию и выход на рокаду Курск - Белгород, а также на изолированный участок Ржава - Обоянь, В результате дальность подвоза снабженческих грузов автотранспортом сократилась на 120-150 км. Появилась возможность организации кольцевого движения поездов по маршруту Касторная - Курск - Сараевка - Старый Оскол, что резко повышало провозную способность железных дорог в полосе Воронежского и Центрального фронтов. Например, только Воронежскому фронту с 3 по 23 августа 1943 г. было подано около 3500 вагонов различных грузов, из них 52% - боеприпасы, 14,7% - горючее, 28% продовольствие и фураж. В армии фронта ежедневно подавалось до 160 вагонов воинских грузов. Подвиг строителей Дороги мужества не забыт на Курской земле. На восьми станциях от Старого Оскола до Ржавы в 1973 г. установлены мемориальные доски в честь строителей, внесших вклад в разгром врага на Курской дуге.

 

  14 июня 1943 г. курские областные организации (обком ВКП(б) и облисполком) приняли постановление о мобилизации на строительство линии 20 тыс. человек и 1000 подвод. В каждом районе области создавалась строительная колонна, в которую входили строительные отряды по 100 человек. Военный совет Воронежского фронта выделил в распоряжение начальника строительства два автомобильных батальона и 2000 красноармейцев. 

 
+1
21
-1
 
4 апреля 2017, 23:34 #

Ну попутала, значит)

Спасибо, просвятили.

Но бабуся рассказывала, что были "одни бабы, да дети...".

 
+1
0
-1
 
4 апреля 2017, 23:35 #

Согласитесь, что сами они никак не могли построить дорогу.

 
+1
8
-1
 
4 апреля 2017, 23:38 #

Хз...люди той эпохи были способны на многое. Может, на том участке, где она была, мужиков и были еденицы.

 
+1
4
-1
 
4 апреля 2017, 23:43 #

люди той эпохи были способны на многое.  

С этим нельзя ни согласиться.Будет время прочтите по ссылке в комментарии про строительство этой дороги с цифрами и раскладками, только цифры там.

 
+1
5
-1
 
5 апреля 2017, 09:00 #

Воронежский фронт ее проектировал -Дорогу Мужества и батальоны обеспечения там автомобильные выделены были если память не именяет, не на руках же там материалы женщины носили. Вспомогательная она была, дорога, основная шла по обслуживанию армий Центрального и Воронежских фронтов Курск-Льгов жд ветка.

 
+1
5
-1
 
5 апреля 2017, 00:05 #

ЕдЕницы - это первый класс средней школы.

 
+1
4
-1
 
5 апреля 2017, 00:17 #

Да-да.

Продолжайте.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 00:06 #

ПросвЕтили, Мария! Обещала записывать ошибки - записывай! Диктую в каждом комментарии.

 
+1
4
-1
 
5 апреля 2017, 00:16 #

Я с телефона пишу. Не все видно. Буквы мелкие.

Диктуй, диктуй. Шо тебе ишо делать)

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 00:04 #

же ...изменяется память... рано! Как у пенсионеров?

 
+1
4
-1
 
5 апреля 2017, 00:16 #

Я ж сказала, что имею пенсионное удостоверение.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 08:08 #

Женщинам так рано выдают пенсионное удостоверение?

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 11:37 #

По инвалидности можно в юности получить.

 
+1
3
-1
 
5 апреля 2017, 11:43 #

Она на госслужбе была, скорей всего. А теперича свободный человек с денежной крышей и могет себе позволить расслабиться и даже психологию изучать с рукоделием. ИМХО.

 
+1
4
-1
 
5 апреля 2017, 12:46 #

Ды не была никогда) Все намного проще, но эт мое личное дело.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 12:47 #

Ога. Во всем мужики виноваты - довели.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 2017, 04:17 #

Говорят ВВП тоже женщин подколол.Что то связано с родами до 25 лет.Если до 25 лет рбзавелась дитем то какой то бонус......не помню Гуглить надо.

Так вот У президента нашено еще больше требования к женщинам.После 25 лет уже считается пожившая.И ей бонусы не положены.Жесть как над вами издеваются гады мужики.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 2017, 20:45 #

Не знаю о каких бонусах Вы гутарите - мне никто таковых не давал. Да и по фигу.

Зато мы живем дольше.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 08:31 #

Мария, Государственный Комитет Обороны поставил конкретную задачу - за два месяца построить дорогу. На местах эту задачу поняли правильно, потому что "директором" ГКО был на тот момент Иосиф Виссарионович, а он за невыполнение спрашивал очень строго. Поэтому привлекли к работам всех, кто мог лопату в руках держать. Вам бы щас в офис такого "директора", как думаете, результаты улучшились бы деятельности персонала? :-)

 
+1
9
-1
 
5 апреля 2017, 12:47 #

Не надо мне таких директоров - весь коллектив перестреляет на рассвете. А они мне дОроги)

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 13:23 #

Да ладно вам.  Не все же любуются солнцем.

:-)

 
+1
0
-1
 
5 апреля 2017, 10:45 #

Как один бегающий человек мог раскрыть строительство ж\д дороги?  Зря убили, грех.

 
+1
5
-1
 
5 апреля 2017, 11:31 #

У солдата был Устав и инструкция, думаю, ему было без разницы, кто там выскочил в тот момент. Выполнил боец свой долг.

 
+1
4
-1
 
7 апреля 2017, 11:04 #

Каждый раз, проезжая мимо памятника строителям железной дороги Старый Оскол-Ржава, ловлю себя на мысли, что в этой скульптурной композиции не хватает

 

МОНУМЕНТАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ЗРЕЛОСТИ  , , ,

 
+1
10
-1
 
7 апреля 2017, 21:38 #

Знака "СО" там нехватает (созидать объединяя)...  Лепят его куда только можно и нельзя.

 
+1
7
-1
 
9 апреля 2017, 18:58 #

, , ,  ..."СО" - смердя, ограБлять...  , , ,

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии