
Две американские космические компании ссорятся из-за российского двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш», предназначенного для ракет-носителей среднего класса. Антимонопольные службы США подозревают United Launch Alliance в том, что она не дает своему конкуренту – Orbital Sciences – возможности покупать эти двигатели для своей ракеты Antares.
Федеральная комиссия США по торговле начала антимонопольное расследование в отношении совместного предприятия корпораций «Локхид-Мартин» и «Боинг» United Launch Alliance (ULA), которое занимается разработкой ракетоносителей и выводом на орбиту спутников для государственных нужд.
Оно подозревается в том, что незаконно лишает конкурентов доступа к критически важным комплектующим от подрядчика RD Amross, что, в свою очередь, лишает их возможности полноценно участвовать в тендерах. Об этом сообщает Reuters, в распоряжении которого попали документы Федеральной комиссии по торговле.
RD Amross – это совместное предприятие российского НПО «Энергомаш» и американской компании Pratt & Whitney Rocketdyne. Первая изготавливает двигатели РД-180, а вторая поставляет их ULA для их ракет-носителей «Атлас».
По оценке американских экспертов, эти российские двигатели по своим характеристикам являются единственной альтернативой для тяжелых ракетоносителей, способных выводить на орбиту американские военные, разведывательные спутники и спутники для нужд Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA).
ULA мешает RD Amross (и российскому НПО «Энергомаш») продавать двигатели РД-180 для ракет других производителей, в том числе для американской компании Orbital Sciences, которая пытается пробиться на прибыльный рынок запуска ракет в интересах правительства.
Компания Orbital Sciences является конкурентом ULA. В ней заявили, что без возможности использования РД-180, единственного жидкостного ракетного двигателя, оптимально подходящего по своим характеристикам для их ракеты Antares, они лишаются возможности выигрывать государственные тендеры и получать доступ к прибыльным заказам.
Сейчас первая ступень ракеты-носителя среднего класса Antares снабжена двумя жидкотопливными двигателями Aerojet AJ-26. Эти двигатели представляют собой модифицированные двигатели НК-33 производства СНТК имени Кузнецова, которые также были разработаны в советское время. Их создавали для сверхтяжелой ракеты Н-1, однако этот двигательный проект был закрыт в 70-е годы вместе с советской Лунной программой.
Таким образом, две американские компании используют российские двигатели для своих ракет-носителей. ULA использует для ракеты-носителя «Атлас» двигатель РД-180, собираемый НПО «Энергомаш» (Химки), а Orbital Sciences для своей ракеты-носителя Antares (созданной при участии украинских КБ «Южное» и «Южмаш») – российские двигатели НК-33, переоборудованные и переименованные в Aerojet AJ-26.
По данным Reuters, американский регулятор начал расследование из-за неудачных попыток Orbital Sciences приобрести двигатели РД-180 для своей новой ракеты среднего класса Antares.
Orbital Sciences разработала собственную ракету-носитель с российским двигателем для выполнения заключенного с NASА контракта на доставку грузов на околоземную орбиту Сумма контракта – 1,9 млрд долларов. До 2016 года Orbital Sciences должна обеспечить как минимум 8 запусков Antares к МКС с грузом в интересах NASА. Antares будет выводить грузы до 7 тонн на низкие орбиты. Первый демонстрационный пуск ракета-носитель Antares и космический грузовой корабль Cygnus осуществил в конце апреля этого года с космодрома на о. Уоллопс (штат Вирджиния, США).
«Двигатели Aerojet AJ-26 – это хороший и надежный двигатель, у которого только одна проблема. Эти двигатели больше не выпускают. Имеющихся двигателей Aerojet AJ-26 компании должно хватить для выполнения обязательств по обеспечению контракта NASA по доставке груза к МКС. Однако после выполнения этого контракта Orbital Sciences, конечно, хотела бы получить новые заказы на коммерческие пуски. Для этого ей больше подойдет двигатель РД-180», – говорит газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.
Понятно, что альянс ULA, который занимает господствующие позиции по предоставлению пусковых услуг, не очень радует перспектива появления конкурента, добавляет эксперт.
Отраслевые эксперты Reuters считают, что Orbital Sciences необходим доступ к двигателям РД-180 для ракет-носителей Antares, чтобы выжить на рынке. Orbital Sciences не собирается конкурировать с ULA в сфере запуска тяжелых ракет, однако компания хотела бы стать полноценным игроком на рынке доставки средних грузов в космос с помощью ракет Antares. Причем для правительства такое сотрудничество было бы выгодным, так как Antares стоит менее 100 млн долларов.
Пресс-секретарь ULA Джессика Рай подтвердила факт ведения расследования, добавив, что компания сотрудничает с антимонопольными органами. То же самое сказали в пресс-службе Pratt & Whitney. По словам Рай, контракты ULA на закупку двигателей РД-180 законны и соответствуют правилам конкуренции. В Федеральной комиссии по торговле отказались от комментариев.
Российский двигатель РД-180, из-за которого ссорятся американские космические компании, еще в середине 1990-х годов выиграл объявленный США тендер у двух американских и одной европейской фирм.
Соглашение с Lockheed Martin предусматривает поставку в США для американских ракет-носителей Atlas в общей сложности 101 двигателя РД-180 производства НПО «Энергомаш». Первый серийный двигатель РД-180 был поставлен в США 2 января 1999 года. На начало 2013 года в США было поставлено 63 двигателя. В течение следующих пяти лет НПО «Энергомаш» должен поставить в США еще около 30 ракетных двигателей РД-180 для ракеты Atlas-5. Такой контракт был подписан в декабре 2012 года. Подписание контракта позволит предприятию получить гарантированную загрузку производственных мощностей, отмечали в НПО «Энергомаш».
РД-180 спроектирован на базе двигателя РД-170, используемого на ракетах-носителях (РН) «Энергия» и «Зенит». В отличие от четырехкамерного РД-170 двигатель РД-180 имеет две камеры сгорания и новый турбонасосный агрегат меньшей мощности, приводимый в действие одним газогенератором. Тяга РД-180 составляет 400 тонн. Полная сборка РД-180 осуществляется на «Энергомаше». Камеры сгорания поставляются в Химки из Самары, специальные стали – из Челябинска. Технологический цикл сборки одного двигателя составляет в среднем до 16 месяцев.
Молодец, возьми бублик))
Не надо мне бублика от этого ботексного вора!
Это ты за Людмилу обижен?)
В чужих спальнях свечей не держу! Но девку зря бросил!
Дык не девку, а ради девки!)
One life, one wife! (английская пословица)
Мормонам расскажи. Или там мусульманам)
Тут тема про ракеты, про хождения в спальню со свечами к чете Путиных в новостях ниже! Давайдосвидание!
А если ракета в спальню влетит - по теме будет?)
Если с двигателем РД-180, то да!
А потом кречат, что нам гордитса нечем. Всё в хохмочки играем, а как дерьмо произходит все дружно кричат "рашка говно".
Абсолютный НОЛЬ! Ты об чем крЕчишь????
Ты спец по ракетным двигателям?
А ты я смотрю спец по всему, только везде прокалываешся
Как вам не стыдно, господа?! Мы с Автодедуктором категорически возражаем против такого фривольного тона и оскорбительных высказываний в адрес гаранта Конституции! Превращаете нам тут Кавиком в какую-то оппозиционную помойку!
Ой, ой! Очередной двадцатирублёвый комментатор Медведепута подкатил! Страна развалена, а они тут "категорически возражают"! Знаете куда идите со своим "категорическим возражением!? Идите в жо... в жосткий игнор!
В мемориз!
Миша, уже двадцать?
Миша, тебе поменяли легенду. Мельчает ФСБ, КГБ в данном случае не кровати бы переставляла, а содержанок меняла.
А у меня сегодня выходной! Пишу не по инструкциям, а то что сам думаю!
Маладес! Как говорил охранник Эдварда Герека: "Прихожу домой, идеологию вешаю на крючок вместе с фуражкой."
Да, я такой!
У миши сёдня выходной, а в личное время чел могет и своё мнение высказывать, а не конторы.
А вот у Демы этого уже не получится - ему чип вживили и он теперя пожизненно и круглосуточно .....
..и еще РД-180 в одно место вставили. Летат ако сокол.
Миша.
А шо это у тибя на картинке двигатиль с прыщиком на носу? Комар укусил?
Фурункул!
Мдааа..
А вопче-то ты колесо от телеги отличить могешь?
Чего... чего? Колесоо-о? Телегааа-а? Это что? Марочные вина? Или сорта пива?
Миш, ты проспался? И одну звездочку на погоне уже отодрали у тебя?
Смотри и запоминай. Так выглядит двухкамерный РД-180
А так он смотрится на амерской ракете
А то, что ты тиснул в начале своего поста - с "прыщиком" - это ракета, которую создали уже 50 лет назад и там стоят совсем другие двигатели и работают они на совершенно других компонентах ракетного топлива.
Вот ссылка , что-то звук из встроенного не идет
Странно Странник, Вы по теме двигателя с частушками влезли? Или спеть захотелось?
Все ухожу, коль не ко двору. А так ваще то гордость за нас обуяла
Мы то тут причем?
Модернизированная "керосинка" разработки 70-х годов для первой ступени Зенита и одновременно разгонных блоков Энергии. Все это еще советская эпоха и за счет неё еще и живем, однако.
Михалковская мигалка.
Да, точно! Мигалка! Только рассмотрел, наверное что бы по выделенки в космос сразу, что бы там всякие американо-китайско-французкие ракетишки дорогу уступали! Путин ваще охринел, даже ракетам мигалки раздал! Надоело, сколько можно терпеть! Все на Болотную!
Миша, я в панике.
Завтра на работу(службу) выйду, исправлюсь!
Хм... На какую интересно службу? А то как-то по известному адресу приезжал (по-твоему приглашению) - а тама такого и не знают))))
Срочная телеграмма:
Миша, бегом на работу, у нас аврал. Объясню всё позже.
Юстас.
Миша вернулся на рабочее место и..
Миша, можно опять домой. Ибо
Ложки нашлись, а осадок остался
Кроме ложек, там еще "ситечко чайное" ищут.
Ну как можно поверить,что президент колечко стырил? //
У нас, было дело, президенты целую страну стырили.