ПМПК, ЗПР, УО.

добавить в избранное
9 мая 2009, 09:32, Блондинка

Каждый год, в мае, в одном кабинете в Психолого-педагогическом центре собираются 5 человек. Зовутся они ПМПК. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Цель ее работы - определить уровень развития и наметить так называемый "образовательный маршрут" определенной группы детей.

ПМПК, ЗПР, УО.

По сложившейся печальной традиции ПМПК используются преимущественно для отбора детей в специальные (коррекционные) школы или коррекционные классы. Поэтому так пугающе звучит для многих родителей сообщение о том, что их ребенка "отправляют на комиссию". Перед их мысленным взором возникают ужасные картины безрадостного будущего ребенка.

А зачем это нужно?- спросите вы. Ну, пусть учатся дети в обычной школе, ведь в школах всегда были двоечники, отстающие, второгодники. Были. Раньше были, а сейчас изменилось время, усложнилась школьная программа, резко ухудшилось здоровье детского населения. И в таких условиях ребенку, отстающему в развитии трудно, очень трудно адаптироваться в школе.

Вот мы и пришли к тому, чтобы выяснить, что это за дети, отстающие в развитии?

«Умственная отсталость» - так звучит «приговор», для тысяч семей, и тысяч людей. Что мы знаем об умственной отсталости?

«Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного)»: говорит учебник психологии под редакцией С.Я. Рубинштейна. Но там же мы можем узнать и о том, что умственная отсталость в некоторых случаях может быть не заметна для окружающих. Например, человек может быть выдающимся в какой-либо области, но заблудиться во дворах домов, т.к. у него было органическое нарушение, и как следствие этого - нарушение пространственного восприятия. Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.

Причины умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

-тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

-различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

-тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

-заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких - мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

-при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

-травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

-среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

-к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

-воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

-в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

Для этих детей существуют специальные коррекционные школы VIII вида. Есть такая школа и в нашем городе. В ней17 классов для 172 человек. Получается, что в одном классе количество детей не превышает десятка, а это значит, что учитель может уделять каждому ребенку больше времени, нежели в обычной школе, где в классах по 30 человек. После школы такие дети продолжают обучение в обычном училище, получают специальности столяров, цветоводов, маляров. Кстати, администрация училища отмечает, что выпускники специальной школы более ответственны и трудолюбивы, по сравнению с выпускниками обычных школ!

Кроме этого ПМПК направляет детей в коррекционные классы в обычных школах. В таких классах обучаются дети с ЗПР.

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Диагноз ЗПР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к школьному возрасту, лет в 5-6, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. А ведь при своевременной и грамотно построенной коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Проблема в том, что диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.

(Зная возрастные показатели нормы, Вы и сами сможете следить за психомоторным развитием крохи. Сегодня в Интернете и различных печатных изданиях можно найти множество описаний и таблиц, где подробно показано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, начиная с первых дней жизни. Там же можно найти перечень особенностей поведения, которые должны насторожить молодых родителей.)

В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка. В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

http://kavicom.ru/uploads/sub/8b16a307_P1020854-1.jpg

http://kavicom.ru/uploads/sub/ade99b7c_P1020850-1.JPG

http://kavicom.ru/uploads/sub/248621c5_P1020851-1.jpg

По словам председателя ПМПК г. Старый Оскол - Закировой Н.А, ежегодно на обследование направляется около 200 детей, неуспевающих по программе массовой школы. Из них около 50-70 детей направляется в классы ЗПР, остальные в школу VIII вида. Увы, часто, несмотря на профессиональное мастерство и ответственность специалистов, деятельность ПМПК оценивается родителями резко отрицательно. Например, когда ребенку с интеллектуальным недоразвитием рекомендовано посещать вспомогательную школу, хотя эта рекомендация оказывается, в конечном счете, решающей для его развития, обучения и всего дальнейшего жизненного пути.

Поэтому хотелось бы привести слова одной из родительниц, ребенок которой обучается в такой школе:

Цитата
«Мой старший сын заканчивает 5-й класс школы VIII типа (у мальчика олигофрения в степени дебильности). Конечно, каждая ситуация с каждым ребенком индивидуальна. Но: не пугайтесь коррекционных школ! Да, вы можете отдать ребенка в массовую школу и можете "протащить" его всю начальную школу. А что потом? Сейчас же такие адские нагрузки и требования в массовых школах... Вам нужен заученный ребенок? Думаю, нет... В нашей школе много детей, которых мамы вопреки всему записали в массовую школу, но дети просто не выдержали: нападки одноклассников и раздражение учителей. Не знаю, как в других школах, но в нашей очень хорошие и понимающие педагоги, работает множество кружков, дети часто ездят на разные экскурсии. Обучение в такой школе 9 лет, потом - ПТУ. Конечно, решать Вам...»

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 4306 Комментариев 9
Комментарии (9)
KUKU
12 мая 2009, 09:50 #

Самое страшное, что таких детей становится всё больше. И чаще всего они сидят в общеобразовательных классах, вызывая насмешки детей и раздражение учителей, потому что отправить на ПМПК можно только с разрешения родителей. Больные детки чаще всего растут в неблагополучных семьях, и их родители категорически не понимают что с ребёнком "что-то не так". Их позищия несломима. Ну и что, что не знает цветов, ну и что что не может запомнить простого стихотворения из двух строк, ну и что, что Даун, а вы научите, даже медведЕй в цирке учат!

 
+1
0
-1
 
12 мая 2009, 10:31 #

Не дай Бог с таким столкнуться.

 
+1
0
-1
 
12 мая 2009, 10:35 #

По теме не буду ничего говорить - неверно поймут. А по оформлению попрошу со шрифтами на будущее осторожнее

 
+1
0
-1
 
12 мая 2009, 19:41 #

Со шрифтом точно промашка получилась. Палец подустал матать, благо статья не большая

 
+1
0
-1
 
12 мая 2009, 23:57 #

Конечно, а таких случаях требуется полное взаимодействие с родителями...

 
+1
0
-1
 
13 мая 2009, 00:40 #

Думаю, что самое ужасное, это отношения ровесников этих детей к ним же. До сих пор с ужасом вспоминаю насмешки одноклассников над детьми спецшкол! Сейчас конечно мнение у всех поменялось. Но для детей из спецшкол это удар по психике.

 
+1
0
-1
 
13 мая 2009, 14:11 #

Граждане, на самом деле ситуация с такими детьми ужастна и за ними нужен особый контроль, на сколько я знаю в классах коррекции кол-во учеников в классах меньше чем в обычных, да и подготовка учителей немного другая... так что это не самое страшное. Страшнее другое : просто кошмарная фраза потом ПТУ... вот там действительно над такими будут издеваться.... Так что с одной стороны такие клаасы это хорошо, с другой стороны это приговор для жизни и развития ребёнка...

 
+1
0
-1
 
18 мая 2009, 00:15 #

Не говорить об этом нельзя. Таким детям нужно помогать, и, как правильно было замечено, прежде всего нужна помощь со стороны сверстников. У моей подруги тоже такое горе. Недавно звонит и говорит: У меня беда! Моей дочурке поставили диагноз - ДЦП. Я,конечно, стала рыскать в интернете, чтобы как-то помочь ей, но к сожалению 80% таких детей не поддаются лечению.

 
+1
0
-1
 
3 июня 2009, 23:12 #

На последней фотографии тетя похожа на старину мерлина мэнсона )

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии