Оскол и Яголдаево городище было одним и тем же населенным пунктом.
В своей статье "Все летописи, в которых упоминается Оскол до его официального основания" был поднят вопрос наличия летописей 15 века о существовании городища Оскол, который был центром Оскольской волости Путивльского повета Киевской земли Великого княжества Литовского и Русского. Летопись 1584 года написанная в Нижнем Новгороде указывала, что Оскол входил в Елецкое княжество, уничтоженное монголо-татарами в 13 веке. Эти летописи полностью меняют представления о возникновении нашего города, так как в 1593 городе не основывали, а восстанавливали после разрушения в начале 16 века.
"Лета 7105-го года сентября в 1 день послал государь на поле.... .... на Оскол государь послал города же ставить на Волдаево городище воеводу князя Ивана Ондреевича Сонцова Засекина да голову Ивана Микитина сына Мясново. И они, пришод на Оскол, деть Оскола против Тюляфины Поляны город поставили"
Разрядная книга (1475-1598) говорит о становлении нашего Старого Оскола на месте "Волдаева городища". Данное городище связывают с существованием в наших краях так называемой Волдаевой (Яголдаевой) тьмы. Это образование связывают с татарским мурзой Яголдаем Сараевичем (Еголтаем, Волдаем), принявшего православие и перешедшего на службу литовским князьям. Данный персонаж жил между 1400 и 1460 годами.Известно, что в 1408 яголдаева тьма участвовала в походе на Москву и увела много пленников. По мнению Ю. В. Селезнёва, Яголдай был сыном Сарая, служившего эмиром беклярибеку Едигею. Он откочевал в эти места после 1419 года. Некоторые польские исследователи считают, что Яголдай Сараевич был темником золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, поддержанного Витовтом в период внутриусобной борьбы 20-х годов XV века. Согласно их гипотезе, земли на юго-востоке Литвы были пожалованы самому Улу-Мухаммеду, и только потом перешли к Яголдаю. Большинство историков склоняется к тому, что переход Яголдая в литовское подданство произошёл в 1430-х годах, при правлении Сигизмунда. По иной версии, Яголдай Сараевич может быть тождественен беку Ягалтаю, который в 40-х — 50-х годах XIV века состоял при дворе золотоордынских ханов Джанибека и Бердибек.
Во второй половине XV века владельцем «тьмы» был Роман Яголдаевич (ум. 1493), приходившийся Яголдаю Сараевичу сыном (по другой версии – правнуком). Дочь Романа была выдана замуж за князя Юрия Борисовича Вяземского. Около 1494 года князь Вяземский бежал вместе с женой в Москву, и Яголдаевщина ненадолго стала частью домениальных владений великого князя литовского Александра Ягеллончика, а уже в 1497 году была поделена между киевскими боярами Дебром Калениковичем, Михаилом Гагиным, Федко Голенчичем и Кунцой Сеньковичем.
В 15 веке на территории современных Курской и Белгородской областей конструируется так называемая “Яголдаева (Еголтаева) тьма”- территориальная единица, включающая города Мужеч, Милолюбль и Оскол, просуществовавшая до конца столетия. Однако подчинение Яголдаевой тьмы Великому княжеству Литовскому могло быть в этот период лишь номинальным, так как этот район был оторван от фактических границ государства, и никакой реальной администрации там быть не могло.
Стефан Кучинский, подробно занимавшийся этой проблемой, считал, что князь Яголдай получил служебное имение, и владел им как собственной волостью, уделом, как и его сын Роман Яголдаевич. Это полноправное владение подтверждала передача земель в пользу дочки. А удел Яголдая был создан великим князем литовским защиты от набегов татар в середине 15 века.
Помимо ярлыка Менгли-Гирея 1507 года (смотрите мою первую статью) мы можем почерпнуть информацию от Яголдаевой тьме из документа великого литовского князя Александра от 19 марта 1497. В нем содержится ответ на “челобитие ” киевских бояр Дебра Калениковича, Михаила Гагина, Федька Голенчича и Кунцы Сеньковича на имения Мужеч, Милолюбль, Оскол (в Путивльском повете), Ядреевцы и Берково(В Киевском), в связи с отъездом Юрия Вяземского с женой, являвшейся дочерью князя Романа Яголдаевича, записавшего на нее свои имения.
поведали, штож дядько жон их, князь Роман Яголдаевич, одну дочку в себе мел, и тая его дочка была за князем Юрьем Борисовичем Вяземским, и князь Роман записал был той дочце своей именья свои отчинные в Путивльском повете – Мужеч, Милолюбль, Оскол, в Киевском – Ядреевцы и Берково…
Яголдай и его потомки - одна из тайн русской истории, так как некотрые исследователи, считают их и предками или родствениками рода Глинских. Если это так, то один из представителей это рода - Елена Глинская была матерью Ивана Грозного, в чье правление был поднят вопрос освоения Дикого поля и Поосколья в частности.
В литовских источниках 15 века также описывается местоположение Оскола относительно Путивля. Путь должен был проходить по реке Сейм и составлял около 4 дней, что намекает на расположение Оскола в верховьях реки Оскол.
Также интересен тот факт, что если в источнике упоминается Оскол, то не упоминается Яголдаево городище и наоборот, что наводит на мысль того, что это один и тот же город или очень близлежайшие населенные пункты. Так в опубликованной Д.И. Багалеем “Росписи польским дорогам (Времени Федора Ивановича)” содержится упоминание о Яголдаевом городище и его локализация:
“..Да отъ Ливенъ же до Оскола до Еголдаева городища черезъ Муравскую дорогу и черезъ речку Опоньки езду 2 дни.А отъ Еголдаева городища до Муравской дороги до верхъ Оскола езду верстъ съ 40 а верховье оскольское у Муравской дороги”.
Речкой Опонькой звали тогда Апочку. 40 верст, причем это расстояние составляет около 45 км, если сейчас рассчитывать расстояние от истока Оскола в селе Погожее до современного Старого Оскола составляет около 52 км. "до Оскола до Еголдаева городища" указывает на то, что это или совсем близкие городища, или один и тот же населенный пукт, по примеру того, как Петроград переименовали в Ленинград. Тем более с приходом Яголдая на Оскольскую землю политическая составляющая имела место быть. Причем название Оскол имело явно более древнюю историю, Яголдай как типичный восточный деспот просто переименовал город в свою честь, как Назарбаев Астану (судя по бывшим советским республикам и количеству переименованных городов в эту игру там играют до сих и пор). Весь 15 и 16 века город называют то Осколом (по старой памяти), то Волдаевым городищем.
Согласно воеводскому отчёту 1639 года, в центральной части крепости Оскол локализуется как "Голдаиво городище"
Что касается существования Оскола до нашествия Батыя 1237-1240х годов, то ипатьевская летопись от 1185 года является единственным документом о нашем крае. И это неудивительно так как в то время наша территория тяготила к Киеву, Новгород-Северскому, Чернигову и Переяславлю и поэтому летописные источники об Осколе надо искать в этих древних городах. Современный Оскол расположен на перекрестке торговых путей из Киева в Булгар и водной системы Сейма в систему Дона. Но к сожалению на территории современной Украины и Белорусии не сохранилось ни одной летописи домонгольского времени (кто так постарался неизвестно, но зачистка была тотальной, не пощадили даже икон киевской, черниговской, галичской, полоцкой и иных иконописных школ). Все что мы знаем о домонгольской Руси, мы знаем благодаря сохранившимся летописям на севере современной России. Та же ипатьевская летопись была написана в Костроме. Эта территория была значительно удалена от врагов и редко подвергалась набегам, поэтому сохранила такой огромный пласт литературных памятников. По этой причине мы имеем крайне мало информации о городах и населении нашей местности, т.к. на севере Руси современное Подонье не представляло никакого интереса. Но в общем-то Оскол - счастливчик в этом списке безызвестных городов. Его существование в составе ВКЛ очень хорошо освещено и его существование фактически доказано.
Собственно восстановление Оскола на месте разрушенного монголо-татарами городища было вполне в стиле литовских князей, так как строить города заново стоило огромных средств, тем более в такой неспокойной и опасной местности. Причем времени на восстановление города было немного с 1387 по 1399, так как в "Списке городов дальних и ближних" был упомянут только "На Ворскле Хотмышль", а в 1399 войско Витовта было фактически уничтожено ордынцами в битве на Ворскле и освоение Черноземья было невозможно. В свою очередь проведение аналогии между Осколом и Холками не выдерживает никакой критики. Ибо Холки, согласно археологическим находкам угасло в 1200х годах (его никто не разрушал, люди сами оставили эту крепость). Когда информация об Осколе стала появляться с начала 15 века. При этом в центре Старого Оскола раскопок никто никогда не проводил. Собственно в областном центре этой тематике не уделяется абсолютно никакого интереса, и даже наоборот ее пытаются замолчать и упорно не учитывать во внимание некоторые летописи (к примеру летопись про основание Оскола на месте Волдаева городища).
Специально для Кавиком