Где располагался древний Оскол?

добавить в избранное
Где располагался древний Оскол?
24 января 2022, 15:06, Liberator

Оскол и Яголдаево городище было одним и тем же населенным пунктом.

В своей статье "Все летописи, в которых упоминается Оскол до его официального основания" был поднят вопрос наличия летописей 15 века о существовании городища Оскол, который был центром Оскольской волости Путивльского повета Киевской земли Великого княжества Литовского и Русского. Летопись 1584 года написанная в Нижнем Новгороде указывала, что Оскол входил в Елецкое княжество, уничтоженное монголо-татарами в 13 веке. Эти летописи полностью меняют представления о возникновении нашего города, так как в 1593 городе не основывали, а восстанавливали после разрушения в начале 16 века. 

 

"Лета 7105-го года сентября в 1 день послал государь на поле.... .... на Оскол государь послал города же ставить на Волдаево городище воеводу князя Ивана Ондреевича Сонцова Засекина да голову Ивана Микитина сына Мясново. И они, пришод на Оскол, деть Оскола против Тюляфины Поляны город поставили" 

 

Разрядная книга (1475-1598) говорит о становлении нашего Старого Оскола на месте "Волдаева городища". Данное городище связывают с существованием в наших краях так называемой Волдаевой (Яголдаевой) тьмы. Это образование связывают с татарским мурзой Яголдаем Сараевичем (Еголтаем, Волдаем), принявшего православие и перешедшего на службу литовским князьям. Данный персонаж жил между 1400 и 1460 годами.Известно, что в 1408 яголдаева тьма участвовала в походе на Москву и увела много пленников. По мнению Ю. В. Селезнёва, Яголдай был сыном Сарая, служившего эмиром беклярибеку Едигею. Он откочевал в эти места после 1419 года. Некоторые польские исследователи считают, что Яголдай Сараевич был темником золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, поддержанного Витовтом в период внутриусобной борьбы 20-х годов XV века. Согласно их гипотезе, земли на юго-востоке Литвы были пожалованы самому Улу-Мухаммеду, и только потом перешли к Яголдаю. Большинство историков склоняется к тому, что переход Яголдая в литовское подданство произошёл в 1430-х годах, при правлении Сигизмунда. По иной версии, Яголдай Сараевич может быть тождественен беку Ягалтаю, который в 40-х — 50-х годах XIV века состоял при дворе золотоордынских ханов Джанибека и Бердибек.

 

Во второй половине XV века владельцем «тьмы» был Роман Яголдаевич (ум. 1493), приходившийся Яголдаю Сараевичу сыном (по другой версии – правнуком). Дочь Романа была выдана замуж за князя Юрия Борисовича Вяземского. Около 1494 года князь Вяземский бежал вместе с женой в Москву, и Яголдаевщина ненадолго стала частью домениальных владений великого князя литовского Александра Ягеллончика, а уже в 1497 году была поделена между киевскими боярами Дебром Калениковичем, Михаилом Гагиным, Федко Голенчичем и Кунцой Сеньковичем. 

 

В 15 веке на территории современных Курской и Белгородской областей конструируется так называемая “Яголдаева (Еголтаева) тьма”- территориальная единица, включающая города Мужеч, Милолюбль и Оскол, просуществовавшая до конца столетия. Однако подчинение Яголдаевой тьмы Великому княжеству Литовскому могло быть в этот период лишь номинальным, так как этот район был оторван от фактических границ государства, и никакой реальной администрации там быть не могло.

 

 

 Стефан Кучинский, подробно занимавшийся этой проблемой, считал, что князь Яголдай получил служебное имение, и владел им как собственной волостью, уделом, как и его сын Роман Яголдаевич. Это полноправное владение подтверждала передача земель в пользу дочки. А удел Яголдая был создан великим князем литовским защиты от набегов татар в середине 15 века.

 

 

Помимо ярлыка Менгли-Гирея 1507 года (смотрите мою первую статью) мы можем почерпнуть информацию от Яголдаевой тьме из документа великого литовского князя Александра от 19 марта 1497. В нем содержится ответ на “челобитие ” киевских бояр Дебра Калениковича, Михаила Гагина, Федька Голенчича и Кунцы Сеньковича на имения Мужеч, Милолюбль, Оскол (в Путивльском повете), Ядреевцы и Берково(В Киевском), в связи с отъездом Юрия Вяземского с женой, являвшейся дочерью князя Романа Яголдаевича, записавшего на нее свои имения.

 

пове­да­ли, штож дядь­ко жон их, князь Роман Ягол­да­е­вич, одну доч­ку в себе мел, и тая его доч­ка была за кня­зем Юрьем Бори­со­ви­чем Вязем­ским, и князь Роман запи­сал был той доч­це сво­ей име­нья свои отчин­ные в Путивль­ском пове­те – Мужеч, Мило­любль, Оскол, в Киев­ском – Ядре­ев­цы и Бер­ко­во…

 

Яголдай и его потомки - одна из тайн русской истории, так как некотрые исследователи, считают их и предками или родствениками рода Глинских. Если это так, то один из представителей это рода - Елена Глинская была матерью Ивана Грозного, в чье правление был поднят вопрос освоения Дикого поля и Поосколья в частности. 

 

В литовских источниках 15 века также описывается местоположение Оскола относительно Путивля. Путь должен был проходить по реке Сейм и составлял около 4 дней, что намекает на расположение Оскола в верховьях реки Оскол. 

 

Также интересен тот факт, что если в источнике упоминается Оскол, то не упоминается Яголдаево городище и наоборот, что наводит на мысль того, что это один и тот же город или очень близлежайшие населенные пункты. Так в опубликованной Д.И. Багалеем “Росписи польским дорогам (Времени Федора Ивановича)” содержится упоминание о Яголдаевом городище и его локализация:

 

“..Да отъ Ливенъ же до Оскола до Еголдаева городища черезъ Муравскую дорогу и черезъ речку Опоньки езду 2 дни.А отъ Еголдаева городища до Муравской дороги до верхъ Оскола езду верстъ съ 40 а верховье оскольское у Муравской дороги”. 

 

Речкой Опонькой звали тогда Апочку. 40 верст, причем это расстояние составляет  около 45 км, если сейчас рассчитывать расстояние от истока Оскола в селе Погожее до современного Старого Оскола составляет около 52 км. "до Оскола до Еголдаева городища" указывает на то, что это или совсем близкие городища, или один и тот же населенный пукт, по примеру того, как Петроград переименовали в Ленинград. Тем более с приходом Яголдая на Оскольскую землю политическая составляющая имела место быть. Причем название Оскол имело явно более древнюю историю, Яголдай как типичный восточный деспот просто переименовал город в свою честь, как Назарбаев Астану (судя по бывшим советским республикам и количеству переименованных городов в эту игру там играют до сих и пор). Весь 15 и 16 века город называют то Осколом (по старой памяти), то Волдаевым городищем. 

 

Согласно воеводскому отчёту 1639 года, в центральной части крепости Оскол локализуется как "Голдаиво городище"


 

Что касается существования Оскола до нашествия Батыя 1237-1240х годов, то ипатьевская летопись от 1185 года является единственным документом о нашем крае. И это неудивительно так как в то время наша территория тяготила к Киеву, Новгород-Северскому, Чернигову и Переяславлю и поэтому летописные источники об Осколе надо искать в этих древних городах. Современный Оскол расположен на перекрестке торговых путей из Киева в Булгар и водной системы Сейма в систему Дона. Но к сожалению на территории современной Украины и Белорусии не сохранилось ни одной летописи домонгольского времени (кто так постарался неизвестно, но зачистка была тотальной, не пощадили даже икон киевской, черниговской, галичской, полоцкой и иных иконописных школ). Все что мы знаем о домонгольской Руси, мы знаем благодаря сохранившимся летописям на севере современной России. Та же ипатьевская летопись была написана в Костроме. Эта территория была значительно удалена от врагов и редко подвергалась набегам, поэтому сохранила такой огромный пласт литературных памятников. По этой причине мы имеем крайне мало информации о городах и населении нашей местности, т.к. на севере Руси современное Подонье не представляло никакого интереса. Но в общем-то Оскол - счастливчик в этом списке безызвестных городов. Его существование в составе ВКЛ очень хорошо освещено и его существование фактически  доказано. 

 

Собственно восстановление Оскола на месте разрушенного монголо-татарами городища было вполне в стиле литовских князей, так как строить города заново стоило огромных средств, тем более в такой неспокойной и опасной местности. Причем времени на восстановление города было немного с 1387 по 1399, так как в "Списке городов дальних и ближних" был упомянут только "На Ворскле Хотмышль", а в 1399 войско Витовта было фактически уничтожено ордынцами в битве на Ворскле и освоение Черноземья было невозможно. В свою очередь проведение аналогии между Осколом и Холками не выдерживает никакой критики. Ибо Холки, согласно археологическим находкам угасло в 1200х годах (его никто не разрушал, люди сами оставили эту крепость). Когда информация об Осколе стала появляться с начала 15 века. При этом в центре Старого Оскола раскопок никто никогда не проводил. Собственно в областном центре этой тематике не уделяется абсолютно никакого интереса,  и даже наоборот ее пытаются замолчать и упорно не учитывать во внимание некоторые летописи (к примеру летопись про основание Оскола на месте Волдаева городища). 

 


Специально для Кавиком

 


Добавить комментарий
 
+1
17
-1
 
Просмотров 3710 Комментариев 55
Комментарии (55)
25 января 2022, 10:04 #

Теперь нашим краеведам придется переписывать книги и по всему городу менять таблички с датой основания). Интересно как отреагирует мэрия? 

 
+1
0
-1
 
25 января 2022, 10:21 #

Предки жили весело. Майданы устраивали, неугодных князей в Москву выгоняли))) Политическая жизнь била ключем))) Надо памятник в честь этого события поставить))) Как Вяземские бегут в Москву))) Киевские бояре хотели город захапать. Короче века проходят, а ничего не меняется) Как криминальные группировки хотели иметь город, так и имеют))) Это они еще про железную руду ничего не знали. 

 
+1
0
-1
 
25 января 2022, 13:24 #

Ну за писанину оценку поставил, но рассуждения напомнили это:

 
+1
6
-1
 
25 января 2022, 14:15 #

как вы меня любите) 

 
+1
0
-1
 
26 января 2022, 14:19 #

Либератор, как минимум - докторская! Может, и в академики изберут, если ещё чего нафантазируешь.

 
+1
4
-1
 
26 января 2022, 15:22 #

если ещё чего нафантазируешь.  

Почему, всега дела либератора вызывают ассоциации с чем либо. Дежавю одним словом.


 
+1
4
-1
 
26 января 2022, 15:36 #

Сходите к психиатру и расскажите все свои страхи о моей деятельности) 

 
+1
0
-1
 
26 января 2022, 15:27 #

Государственный музей на красной площади содержит такую карту торговых путей 10 века. Если присмотреться можно увидеть, чтона месте нашего города проходило перемечение таких путей:

image

 
+1
0
-1
 
26 января 2022, 16:46 #

Сместись немного в сторону и заметь, что "чтона месте нашего города проходило перемечение таких путей:" это район Курска.

 
+1
5
-1
 
26 января 2022, 17:11 #

у вас в школе по географии 2 стояла? пересечение прям в северном течении реки Оскол, где он с  мередиального направления поворачивает кочергой на северо-запад в 7 км севернее города, за Федосеевкой, фактически этот поворот сейчас находится на месте плотины водохранилища.  Курск находится в 120 км западнее от этого места

 
+1
0
-1
 
26 января 2022, 17:29 #

Где Курск там тоже 2 дороги пересекаются, одна идет вдоль Сейма а другая с севера как сейчас трасса на Москву, но на юг она не идет и продолжает идти на восток по Сейму до Оскола а потом на Дон. Красная точка-Курск, синяя-Старый Оскол, желтая-Воронеж, оранжевая-Костенки, везде перекрестки торговых путей

 

 
+1
1
-1
 
26 января 2022, 23:19 #

Красная точка-Курск, синяя-Старый Оскол, желтая-Воронеж, оранжевая-Костенки, везде перекрестки торговых путей


 
+1
5
-1
 
1 февраля 2022, 13:46 #

Ну путь идет мимо начала истока р. Оскол, городища были пониже, хотя есть некое укрупнение и неточность карты, возможно.

 
+1
-5
-1
 
26 января 2022, 18:10 #

Вождь племени охотников-собирателей, сидя на берегу безымянной речушки и обнимая за плечи одетую в звериные шкуры жену, говорил ей: "А представляешь, через десять тысяч лет здесь будет город стоять! Старый Оскол назовут."

 
+1
6
-1
 
26 января 2022, 19:03 #

 Как вы любите все утрировать...  про 20000 лет речи не идет. Идет речь о 13 и 15 веках, причем основанное на документальных доказательствах. Я вообще не понимаю, как местные краеведы, имея на руках все эти летописи, повторяют о том, что крепость Оскол была основана в 1593)))  А то, что он за 100 лет до этого центром фактически княжества полное молчание... 

 

 
+1
1
-1
 
26 января 2022, 20:53 #

 Вот ты вцепился в этот 13-й век, а наверняка туточки люди жили и 10 000 лет назад, и 20 000. И город мог быть основан в 10-м веке, например. Место-то удобное. А потом его спалили какие-нибудь проходимцы. И опять основан, и опять спалили.  Дался тебе этот 13-й век...

Да, отмечаем дату основания в 1593-м году. И чё? Ты ещё напиши что-нибудь в духе: "на месте Москвы жабы квакали, а мы в Старом Осколе уже колесо изобрели!"

 
+1
6
-1
 
26 января 2022, 21:22 #

20 тысяч лет назад люди почти уже везде побывали) 


на месте Москвы жабы квакали, а мы в Старом Осколе уже колесо изобрели!"

любимая сказка киевлян) ныне возведенная на уровень государственной идеологии. Правда заключается в том, что 12 тысяч лет назад все севернее Ельца было накрыто ледником и правильно говорить не жабы квакали, а пингвины за+ницу морозили)))

 
+1
0
-1
 
26 января 2022, 21:25 #

Пингвины, говоришь? Х-хехх! :-D

 
+1
6
-1
 
27 января 2022, 08:42 #

Либератор, историческая тема неисчерпаема была, есть и будет. Помню, на работе начали как-то рассуждать после обеда об истории нашего края. Лучше бы в домино, как всегда, сыграли. Едва не передрались. В бригаде было 8 человек, так вот и 8 мнений случилось, кстати, в том числе, и о дате образования Старого Оскола. Всех остудил и рассудил, как всегда, самый старший по возрасту. Просто мужик из местных сельчан высказался по поводу дат всяких:

- У нас в деревне на околице раньше четыре дома стояло с хозпостройками и возделанными огородами. Так вот года за четыре все съехали, бросив свои хозяйства. Там общая площадь гектара на три, но рядом хвойный лес и за 10 лет местность не узнать - сосновый бор!

А что можно выяснить через 400-500 лет, а, Либератор? Тут только британские учёные справятся.

 
+1
10
-1
 
27 января 2022, 09:47 #

Вы так рассуждаете, что я тут на кофейной гуще гадаю. Вы не сравниваете разговоры каких-то мужиков и реальное подтвержение существование города как минимум за 3 века, до официальной даты его стройки. Я  не как белгородские историки, которые в 1995 отгрохали тысячалетие Белгорода, не имея на руках абсолютно никаких доказательств того времени, кроме найденных осколков битой посуды борщевской культуры, отрытых на окрайне города и набравшись особой наглости поставили памятник Владимиру Красно Солнышко, как основателю Белгорода))). История с Осколом круче и интереснее, что он упоминается в документах различных государств того времени, в отличии от того же Белгорода. Белгороду не повезло и с летописью 1584 года, в котором упоминается Елецкое княжество с городами разрушенными в 13 веке, там он "Белгария" в отличии от Оскола и Валуек))) 

Поражает. просто поражает насколько в нашем городе "овощи" вся так называемая элита и интелегенция... которым настолько плевать на собственный город... Если бы такое нашли про Белгород, нам бы уже давно весь мозг "облюбили" этими историческими фактами)))

 
+1
1
-1
 
27 января 2022, 13:55 #

Ты думаешь, что только в древности Оскол был знаменит, он и сейчас огого. Во всем мире нет такого.

 
+1
5
-1
 
27 января 2022, 14:00 #

вы тут как бабки на лавочке))) Я вам про Васю, а вы мне про Петю))) Еще наш город знаменит конфетками Слаянки, рудой СГОКа, сталью ОЭМК и мордобойцами ММА)))

Я с вами тут общаюсь и понимаю, что такое старооскольский металитет во всей своей красе)))

 
+1
1
-1
 
27 января 2022, 15:12 #

Еще наш город знаменит конфетками Слаянки, рудой СГОКа, сталью ОЭМК и мордобойцами ММА)))  

Себя, то что забыл.:-D

 Вы не сравниваете разговоры каких-то мужиков и реальное подтвержение существование города  

Выдвинутое и реально подтвержденное либератором.

 
+1
5
-1
 
28 января 2022, 13:53 #

Я вам про Васю, а вы мне про Петю

Ты любишь Васю, а мы тебя хотим с Петей познакомить.

 
+1
5
-1
 
28 января 2022, 15:15 #

хотим с Петей познакомить. 

Он уже исправился, перешел с политики на историю. Мож и не будут привлекать.

 
+1
0
-1
 
1 февраля 2022, 13:51 #

Тут кроме 9 мая, 23 и 5 февраля, 8 марта и 31.12 никому ничего не надо, брат. Врубись почему

https://proza.ru/2015/11/19/834

 
+1
-5
-1
 
1 февраля 2022, 20:40 #

и красной нитью по всему тексту "христолюбивого и царелюбивого богоносного народа " и великолепный корнилов с корниловцами".  Единственно с Невяровичем спорить глупо, ибо прав он. Остальное, очередной опус, тоскующих по временам собственной былой исключительности. Ну а к 50 м годам РИ былабы круче не только СССР, но и планеты всей, это ваще шедевральный шедевр.  

п.с. Так вы милейший мышкин и до церковной десятины договоритесь.

 
+1
0
-1
 
1 февраля 2022, 13:49 #

Если Земле 8000 лет то какие где ледники 12 000 лет назад? Маркса-Энгельса-Дарвина-ленина начитался?

 
+1
-5
-1
 
27 января 2022, 16:00 #

МЕТАЛИТЕТ - производное от металла или металлизованных окатышей?

 
+1
5
-1
 
27 января 2022, 17:21 #

От слова "метать". 

 
+1
5
-1
 
27 января 2022, 18:53 #

А вам лишь бы подкусить))) 

 
+1
5
-1
 
28 января 2022, 09:22 #

Что за слово "подкусить"? Правильно будет под??нуть.=-O

 
+1
0
-1
 
28 января 2022, 13:55 #

Нет, правильно - попинадкусывать. Это когда всё сожрать сил нету, а оставлять москалям - жаба душит.

 
+1
5
-1
 
28 января 2022, 11:05 #

Вот еще одна забавная карта, как уверяют авторы на 1380 год, в самом низу карты увидим Оскол на месте Старого Оскола. Примечательно, что его существование не вызывает сомнений в отличии от Тулы

image

 
+1
1
-1
 
28 января 2022, 13:52 #

Вот еще одна забавная карта, как уверяют авторы на 1380 год,   

Ключевое слово ЗАБАВНАЯ. Можно найти скрины с оригиналов, но не эти, нарисованные в поинте. Все твои доводы основаны на; авторы уверяют, бабушка рассказывала и т.д и т.п.

 
+1
1
-1
 
28 января 2022, 14:24 #

Я насчет этой карты ничего не утверждаю, но сам факт наличия Оскола на этой карте дорогого стоит, так как о нем хорошо знают только жители ближлежайших регионов, в той же Москве если 10% жителей знают об нашем городе, то уже будет хорошо))) Карта вот именно, что ЗАБАВНАЯ И ИНТЕРЕСНАЯ. Отчего какие-то историки ВДРУГ вспомнили Оскол?!

 
+1
1
-1
 
28 января 2022, 15:11 #

Оставим современных историков в покое. Посмотрим карты, составленные европейскими картографами того времени. Нет на картах, датируемых ранее 1600 годом Оскола, а вот позднее есть, крепости Оскол и Валуйка. 

 
+1
0
-1
 
28 января 2022, 15:45 #

В России первые карты как раз в 16 веке и появились. А в Европе, все, что дальше Киева и Полоцка было покрыто мраком, может еще поляки, что там имели смутные представления. С той же Англией дипломатические отношения были установлены только при Иване Грозном. Отуда и все европейские мифы, что современная Россия не имеет никаких исторических связей с Русью и по-сути другой народ и государство, возникшее в 15 веке. 

До 16 века ограничевались письменным описанием расположения городов и рек, типа списка городов ближних и дальних или списка городов Свидригайла, в котором присутствует Оскол и был найден в архиве магистров Тевтонского ордена, то есть в 1432 году немцам в Прибалтике было известно о нашем городе. В Белгороде с невероятным упорством не желают мириться с фактом того, что этот Оскол находился на месте нашего города, прям как какая-то секта там сидит)))

 
+1
1
-1
 
28 января 2022, 17:48 #

Нет. Просто Савченко с 2017 года в контрах с Мишустиным, так как он выпер из области его человека - Гнедых. Как только Мишустин стал премьером, он такую бочку на Белгородчину и Савченко стал катить))) Весь 2020 год они воевали, Савченко в июле 2020 выгнал из области налоговых аудиторов из Москвы так как они оборзели. Потом понял, что много могут нарыть, сам решил уйти, чтобы быть в стороне. Собственно Гладков это человек Кириенко, так как он много лет был в тесной связи с росатомом. В такой стране, что зеленный цвет, чьим-то людям, но не профессионалам. 

 
+1
0
-1
 
28 января 2022, 17:58 #

Ну вот, взял и всё испохабил Либератор! А так приятна версия с заговором. Я ещё в 2020-м знал о контрах Савченко и Мишустина и было понятно, что Степаныч долго не продержится - Путину важнее Мишустин. 

 
+1
0
-1
 
28 января 2022, 13:58 #

Да какая там Тула?! Рима ещё не было, волчица не кормила Ромула и его брата Рема , а Оскол уже гордо стоял, блистая крепостными стенами на всю округу.

 
+1
5
-1
 
28 января 2022, 17:08 #

Либератор, тебя "Миротворец" забанит - где "Великое княжество украинское"?! Совсем умом двинулся.

 
+1
1
-1
 
28 января 2022, 17:12 #

"Великое княжество украинское" существует исключительно на страницах учебников незалежной и в голове ее элиты)

 
+1
6
-1
 
28 января 2022, 17:48 #

Да ну?! А вот редакторша Чащина считает, вслед за советскими псевдоисториками, что в 1654-м году сосотоялось воосоединение Украины и России. Понятно, что выдумка большевиков, но ведь как ласкает слух нынешних либерастов и укронацистов! Переяславская рада пришла за защиой от поляков, но кому это сегодня нужно?

 
+1
0
-1
 
28 января 2022, 18:03 #

Не было восслоединения это целенаправленное искажение истории, была присяга запорожского войска во главе с Хмельцким Русскому царю Алексею. Причем в 1654 году Хмельцкий был на грани разгрома после поражения в Берестейской битве и бегства его союзника крымского хана. Хоть Хмельцкий несколько раз с 1648 просил помощи Москвы, но после 1651 он просто о ней умолял, в свою очередь Россия не хотела войны с Польшей. В свою очередь во время своего триумфального вьезда в Киев Хмельцкий поклялся "освободить русский народ от польской неволи", а себя фактически объявил "киевским князем". То есть ни о какой Украине и украинском народе тогда речи не шло.

 
+1
6
-1
 
29 января 2022, 10:13 #

Хмельницкий в январе 1649 года стоя на паперти Софийского собора в Киеве сказал такое:

«Правда в том,  что я маленький, незаметный человек, но Бог выбрал меня и отныне я самодержец русский … Я освобожу из польской неволи весь русский народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную… … Польша сгинет, а Русь будет процветать… … Я хозяин и воевода Киева, это дал мне Бог… с помощью моей сабли»

 
+1
1
-1
 
18 апреля 2022, 02:34 #

Атом, тебя тоже "миротворец" на список натянет, какое "великое княжество украинское"? Сначала были укры, а потом ужо Бох "( тоже кстати укр, сын предтечи бандеры)" и слово и дни сотворения мира. И ваще, планету Земля москали переименовали, изначально она называлась "укрзалупница".

 
+1
0
-1
 
18 апреля 2022, 07:24 #

Пользователь "Мирный атом" уже не сможет ответить.

Подробности тут 

 
+1
0
-1
 
11 февраля 2022, 21:13 #

Статья интересная!

 
+1
6
-1
 
17 апреля 2022, 17:25 #

История Оскола гораздо интереснене, чем принято думать на самом деле... 


Существует гипотеза о том, что название Оскол является производным от имени киевского князя Аскольд который ушёл из Новгорода вместе с князем Диром и родом варягов под названием Холки (в переводе со староскандинавского - опытный воин) в Киев. В Новгороде они были дружинниками князя Рюрика, в Киеве основали своё отдельное государство. В 882 году Аскольд и Дир были убиты новгородским князем Олегом (воеводой Рюрика), который переместил столицу Руси в Киев. Варяги из рода Холки отказались служить новому князю и ушли на восток в земли племён Северян и донских славян. На реке, которую они назвали в честь убитого князя Оскол ими была обжита существующая на тот момент крепость, которую назвали Холки, позднее после ухудшения ситуации с кочевниками, севернее Холок была основана крепость Оскол, которая располагалась на месте нынешнего Старого Оскола. Никаких летописных доказательств этой гипотезы нет, но косвенно её подтверждают названия реки Холки и одноимённого села на месте древнего городища, а также схожести названий Оскол и Аскольд. Существует версия того, что в древности Аскольд читалось как Аскол. На белорусском языке до сих пор Оскол называется как "Аскол". Что-то подобное происходило в данной местности в более позднее время, так князь Святослав в Х веке в верховьях Северского Донца основал город Святославль, В 1599 году по приказу царя Бориса Годунова на реке Оскол был основан город Царёв-Борисов, а в 1637 по приказу царя Алексея Михайловича основан Царёв-Алексеев, известный сейчас как г. Новый Оскол. С чем была связана традиция у царственных особ строить города в собственную честь в данной местности неизвестно.

 
+1
0
-1
 
25 мая 2022, 10:54 #
<!--[if gte mso 9]><xml> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 </xml><![endif]-->

Но к сожалению на территории современной Украины и Белорусии не сохранилось ни одной летописи домонгольского времени (кто так постарался неизвестно, но зачистка была тотальной, не пощадили даже икон киевской, черниговской, галичской, полоцкой и иных иконописных школ).


А тут только один вариант, если тотальной...

<!--[if gte mso 9]><xml> </xml><![endif]--><!--[if gte mso 10]> <style> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} </style> <! endif]--><div absolute; left: -99999px;">Но к сожалению на территории современной Украины и Белорусии не сохранилось ни одной летописи домонгольского времени (кто так постарался неизвестно, но зачистка была тотальной, не пощадили даже икон киевской, черниговской, галичской, полоцкой и иных иконописных школ). Подробнее на KaviCom.ru https://www.kavicom.ru/pages-view-11848.html#comments
 
+1
0
-1
 
25 мая 2022, 22:51 #

можно ссылку по-внятнее

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии