Загадочное исчезновение сокровища управляющего имением

добавить в избранное
Загадочное исчезновение  сокровища управляющего имением
1 июля 2017, 11:44, Алпей

Часть  четвертая. Обычаи и традиции

Загадочное исчезновение  сокровища управляющего имением

Часть  четвертая. Обычаи и традиции

Теперь, о традициях. Их, насколько мне известно, со слов предков, было  несколько.

Например, для того, чтобы производить войлок, шерсти для шинельного сукна, обувь кожаную и валенок, нужно было сырье. Много сырья. Стоило это сырье даже по тем временам,  довольно ощутимо. Как снизить себестоимость?

Граф принял решение, что нужно увеличить объем закупок сырья непосредственно в поместье. Родилась оригинальная идея. Нужно не только стремиться к увеличению закупок, но и производству его на месте. Таким образом, его количество может заметно увеличиться. За счет снижения транспортных расходов, оно будет заметно дешевле завозного.

В поместье и его окрестностях производилась закупка молодняка, т.е. поросят, ягнят, козлят, жеребят и другой живности. Главное, чтобы была шерсть и кожи. Молодняк раздавали ВСЕМ желающим крестьянам поместья (может быть и прилегающих сел) на откорм  БЕСПЛАТНО, но при определенном условии. Как только молодняк достигал определенного возраста, производился его забой.  Крестьянам такое очень нравилось, и они охотно соглашались. Травы-то было очень много, соответственно и сена можно было заготовить на зиму столько, сколько можно.

Что же происходило далее? После забоя, семье крестьянина доставалась половина туши и потроха. Вторая половина сдавалась в поместье. Там были оборудованы огромные «ледники», где мясо и хранилось. Часть (определенная) уходила на питание семей специалистов производства, часть шла на питание рабочих (закладка основ ОРСов) за доступную плату.   Таким образом, сокращалось время обеда, восстанавливались силы работников, что повышало производительность труда.

Какая-то часть шла на питание тех, кто лежал в местной больнице, что способствовало сокращению сроков излечения и скорейшему возвращению работников в строй. Питание больных было бесплатным. Казалось бы, зачем такая благотворительность? Но, оказывается, даже в те времена экономисты были довольно грамотными,  и они понимали значение слова «окупаемость».

Оставшаяся часть мяса поступала в лавку и реализовывалась во время проведения ярмарок и ежедневных базаров.

Ярмарки проводились в день освещения церкви, возле которой на площади  и организовывалось подобные мероприятия, на которые приезжали купцы с товарами не только из Старого Оскола, но и из Харькова, Белгорода, Курска, не говоря уже о присутствии на ярмарках жителей поместья и окрестных сел.







Хотя ярмарки и считались однодневными, но фактически они продолжались гораздо больше, тем более что приезжие купцы, проделав длинный путь, хотели продать как можно больше товара. На такие ярмарки собиралось много однодворцев из всех соседних сел и поместий.



По рассказам моего дедушки, он помнит, какими богатыми были эти ярмарки. Здесь было все от мануфактуры, до посуды и возов овощей и фруктов. Мои предки тоже участвовали в этих ярмарках, привозя мед со своей пасеки (около 400 ульев), масло подсолнечное, крупы и муку, полученную на своей водяной мельницы в районе ст. Окуни.



Это ее остатки

Теперь о благотворительности.
Ежегодно, в день рождения графини, прощались все долги 10 самым беднейшим работникам. Все равно, эти долги были безвозвратными. Граф не был сторонником нового закабаления работников.


В День рождения Императрицы прощались долги  10 самым беднейшим семьям поместья.

Перед Пасхой развозилась по дворам по мешку  муки высшего сорта, называемой «вальцовка» для двух десятков беднейших семей имения, чтобы была возможность испечь высококачественные куличи для детишек и после окончания праздничной церковной службы  приступить к разговению, произнося молитвы Богу. 



Как правило, таких семей было немного больше, чем предусматривалось.  Было много инвалидов Крымской войны, а семьи в то время был многолюдными, и лишний рот был обузой.  Приходилось идти на более щедрый объем пожертвований.


Проводились и акции местного значения. Так, по инициативе управляющего имением, на день рождения своей жены во дворе устраивалось обширное чаепитие с медом и баранками, для детей из семей инвалидов, вдов и самых бедных.

Поставляли мед моими предками со своей пасеки из оставшегося количества, после продажи его Старооскольскому купцу, который считался медовым королем. Об этом человеке писал и А.П. Никулов в своей книге «Оскольский край».





Здесь была пасека
 
Продолжение следует.

Алпей
Специально для Кавиком

 
+1
17
-1
 
Просмотров 774 Комментариев 2
Комментарии (2)
1 июля 2017, 21:15 #

Каждому так написать о своём роде и собрать в книгу! Получился бы отличный справочник.

 
+1
13
-1
 
1 июля 2017, 23:11 #

К сожалению начинаем думать об этом слишком поздно, когда живых свидетелей мало остается.

 
+1
11
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии