Не раскрытая тайна сокровищ управляющего.

добавить в избранное
Не раскрытая тайна сокровищ управляющего.
8 июля 2017, 19:55, Алпей

Часть  шестая. Главная самогонщица


Как упоительны в России вечера. Как происходило спаивание народа в конкретном  взятом селе. 


Все в поместье шло, относительно спокойно. Создавались и работали артели.







Пявились местные кузнецы, а это не так уж и дешево. Одна наковальня чего стоит, а горн? Не нужно забывать, что голыми руками горячее железо взять не возможно, значит, нужно покупать на ярмарках и клещи (несколько штук), и зубила разных величин, пробойники…. В общем, не каждый сможет осилить такие расходы

У моих предков тоже была кузня, и я слышал про все эти хлопоты, в т.ч. и по закупке «курного» угля. Правда, не знаю, что это за порода такая.





 
Появились в селе и гончары. Тоже требовался большой труд. Нужно найти подходящую глину, нужно до нее добраться, сняв верхний слой земли.  Нужно накопать, вернее, надолбить эту глину (тот, кто пробовал добывать глину вручную, тот знает, как трудно ее долбить). Затем доставить эту глину в мастерскую, «заквасить» ее, потом размять. Только после подготовки глины до определенного состояния, ее можно уже использовать по назначении.



До сих пор сохранились следы ям, в которых добывалась глина. Ее добывали, в основном, добывали на правом берегу р. Орлик, в оврагах, где отпадала необходимость вскрышных работ, да и глина была более высокого качества, чем в других местах, что очень устраивало гончаров. 

Создавались новые артели валяльщиков сукна и прядильщиков нитей из шерсти, льна и крапивы. Причем, мешки, сшитые из холстов, так и назывались «крапивными» и по своей долговечности и крепости не уступали, а, скорее всего, даже превосходили льняные.



 
Все в поместье шло привычной чередой. С  появлением на некоторых подворьях ульев с пчелами, появилась и медовуха. Этот напиток больше напоминает брагу, только вместо сахара использовался мед. Пробовал однажды на даче у знакомого, у которого был один улей. Что можно сказать об этом напитке? Голова почти трезвая, а, вот, руки и ноги отказываются подчиняться.


 

Посевы сахарной свеклы занимали все больше площадей, сахаристость свеклы была очень высокой, пожалуй, одной из самых высоких в Черноземье и сравнивалась с сахаристостью Украинской свеклы.

Местные жители, поняв, что сладость в чае и компотах можно получать не из сахара в лавке, а вываривая свеклу, начали приворовывать. Компоты варились с запасом, чтобы экономить дрова, но они долго не хранились и через несколько дней (без холодильников), начинался процесс брожения. Так возникла брага.

Не удивительно, что эта технология была освоена в соседних поместьях, но экономическую выгоду быстрее всего оценили в поместье князей Трубецких.  Именно у них  появились первые винокурни. Особенно подробно это написано в книге А.П. Никулова «Оскольский край» 

 

Что изначально представляло собой оборудование этих  винокурен? Примитивные самогонные аппараты. Я не берусь утверждать, что Белгородчина является родиной самогоноварения. «Золотым  веком» самогоноварения считается 16 век. Просто пытаюсь объяснить,  как развивалось пьянство в конкретно взятом поместье.

 



Мои предки часто с упреком вспоминали и называли княгиню Трубецкую  «главной самогонщицей» Белгородчины, ведь ее винокурни (а проще говоря самогонные аппараты) создавались , практически, по всем поместьям, которых у Трубецких было немало, начиная от Чернянки и заканчивая селом Чуфичево.






 


В Орлике такой винокурни не было. Не разрешил управляющий. Но это мало что меняло. Семейка Трубецких умудрялась нагнать за неделю столько самогона, что   его хватало не только для жителей Орлика, но и Старого Оскола. Хотя сам Трубецкой и, будучи губернатором Белгородской губернии, сам не занимался самогоноварением, но, как я предполагаю, «крышевал» свое многочисленное семейство. Благо, что он просидел в губернаторском кресле всего около 2 лет и потом был изгнан из него по указу императрицы, возможно за слишком уж нецелевые расходы казны, но зарождение самогоноварения было уже при нем..

Самогон, который лукаво именовался, как «Хлебное вино», продавался ведрами а крепость его была 40 градусов. . Представляете, что это значит? 



Даже если три мужика купят только пару бутылок водки, то они уже начинают плохо контролировать свои действия. А что тогда говорить о ведре, в котором 12 литров? Так и происходило  привитие !культуры пития» на Руси.

Не удивительно, что в поместье участились пьяные драки, с поножовщиной и убийствами. В селе, все чаще начинали появляться приставы для разбора драк.


Пристава встречали, как дорогого гостя, с хлебом и солью, надеясь, что он помирит соседей, которые многие годы жили в мире и согласии, но по дрались "по пьяни"
 

Пьяные драки отличались от кулачных боев своей жестокостью и непредсказуемостью, ведь в пьяном угаре трудно соблюдать правила кулачных боев. В Орлике тоже проходили кулачные бои два раза в год: на День Ивана Купала, да в Святочные дни.






Причем, бились не просто берег на берег у р. Орлик, а, вопреки сложившимся традициям в других селах, «верхние» до моста через реку, против «нижних». Мои предки тоже принимали участие в подобных боях. А что поделаешь? Традиция есть традиция.

Богатырская Россия
У тебя желанье есть –
Люд честной потешить силой,
Душу русскую отвесть.

Свистни сочно, залихвасто,
В чисто поле позови,
Выводи сынов вихрастых
На кулачные бои.

Языкастая Россия,
Их покличь раным-ранО!
Выйдут ушлые, босые,
Подбоченясь озорно.

И пойдут стеной на стенку
Удалые мужики.
Кто под дых, кто под коленку
Раздавая тумаки,

По загривку, в упоенье,
Только слышно «э-эх» и «ох»,
И досадное пыхтенье
Вдрызг расквашенных носов.

Сыплют крошевом зубовным,
(Развлеченьице – под стать!)
Вспоминают крепким словом
Душу, Господа и Мать!

«Эх, ты, силушка родная,
Выручай, ядрёна вошь!» –
И молотят, подминая:
«Врёшь, вражина, не возьмешь».

Лепота – поднять героя
У девчонок на виду
И кружить над головою:
«Осторожней, зашибу!»

Бросить вниз, как сноп пшеничный,
Зыркнуть гордо, свысока,
И набычиться вторично
На встающего врага.

Разнимать бойцов не нужно,
Вот закончат обмолот,
И пойдут, обнявшись дружно.
Им не нужен укорот.

Только пришлые вздыхают:
«Ты попробуй их пойми,
Что за невидаль такая
Рукопашные бои?»

Не понять им, в чём охотка?
Горячат младую кровь
Пляска, водка да молодка,
Да к побоищам любовь!

Ольга Киевская

Но закончить я хочу другим стихотворением, вернее его отрывком:

На Руси народною борьбой,

Лучшей молодецкою забавой

Слыл всегда лихой кулачный бой,

Проводимый с соблюденьем правил.

 

Правил было в общем-то не много:

Драться можно лишь на кулаках,

Бить "лежачих" запрещалось строго

И не наносить ударов в пах.

 

Нет, не из корысти или мести

Мужики встречались там в бою,

Бились благородно, честь по чести,

Чтобы удаль показать свою.

Алпей

Специально для Кавиком

 

Добавить комментарий
 
+1
18
-1
 
Просмотров 957 Комментариев 9
Комментарии (9)
9 июля 2017, 14:49 #

Надо алкоголь запрещать под страхом смерти.Зубы вырывать однажды выпимшему.

 
+1
1
-1
 
9 июля 2017, 16:01 #

Лоббируете интересы стоматологов ?

 
+1
12
-1
 
9 июля 2017, 17:29 #

У кузнецов работы сейчас мало.Да они подешевле возьмут.

 
+1
0
-1
 
9 июля 2017, 19:23 #

GOS. У меня сосед работает в какой-то фирме (не удобно распрашивать) кузнецом, но он на отсутствие работы не жалуется.

 

 
+1
0
-1
 
9 июля 2017, 20:20 #

Ну так результат то с зубами у кузнеца будет быстрее.

 
+1
0
-1
 
9 июля 2017, 20:56 #

GOS. Может быть в чем-то ты и прав

 
+1
5
-1
 
10 июля 2017, 18:49 #

Вспомнилась небольшая история о работе кузнецов в Америке. Можно было бы и рассказать, но наш админ сказал, что ему неинтересны рассказы о загранице, да и другим, судя по просмотрам, не очень. Потому и не хочу больше их писать. 

 
+1
2
-1
 
10 июля 2017, 18:46 #

ГОС поэтому ты не приехал в баньку, побоялся что напоим?:-P

 
+1
2
-1
 
12 июля 2017, 15:05 #

Познавательно 

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии