Вы заходите в магазин за, допустим, пачкой соли. А выходите с опустевшим кошельком и двумя пакетами товаров, показавшимися вам крайне необходимыми, но без которых вы вполне могли бы обойтись. Картина, согласитесь, типичная. Регулярно повторяющаяся. Особенно в дни получки. К тому же все больше организаций прибегает к услугам банкоматов. А они, как правило, располагаются в холлах самых посещаемых супермаркетов.
И сам этот факт как бы подсказывает алгоритм действий: деньги – товар.
Нет, эта заметка написана не в защиту жадности и скопидомства, а в защиту человека, попавшего в заколдованный круг вещизма.
Купля, продажа и обмен – три кита, на которых стоит общество потребления, членами которого мы вольно или невольно оказываемся. Но жизнь человека к торговым отношениям и имущественным сделкам не сводится. Она куда многогранней. Однако мы расплющиваем свое бытие по плоскости быта.
Покупатель начал вытеснять в человеке человека намного раньше, чем магазины расставили на нас свои сети. Уже в старину, когда в деревне появлялся коробейник, весь люд спешил полюбопытствовать, чем полна его коробочка. А вспомним недавнее советское прошлое с его небогатым ассортиментом и острым дефицитом. Работник торговли в то время являлся культовой фигурой. Услышав магическое заклинание «я от иванываныча», он, подобно иллюзионисту, извлекал из-под прилавка то, что, казалось бы, навсегда сгинуло в красной книге советской торговли.
А очереди! Быть может, очереди, общий метраж которых резко увеличился в эпоху перестройки, были тем последним гвоздем, который утомленный народ забил в крышку гроба советской системы.
Общество потребления – это первобытное общество. Впрочем, можно выделить некоторое отличие нынешней первобытности от той, что была в глубине истории. Наши далекие предки за товаром чаще вели охоту. Мы же больше занимаемся собирательством – прогуливаемся по торговому залу и собираем с полок то, чего ВДРУГ захотелось. Желание купить в нас могут пробудить и красивая упаковка, и низкая (или недавно сниженная) цена, и сезонная распродажа, и рекламная акция, и банальное любопытство и т.п. Но стоит ли идти на поводу у любого своего желания? Ведь желания бывают и греховные. Может быть, имеет смысл научиться в чем-то отказывать себе?
Проблема невоздержанного поведения в магазинах не является лишь специфической проблемой состоятельных людей. Люди с ограниченными покупательскими способности так же подвержены страсти к приобретению безделушек. И жертвы магии магазина из малообеспеченных слоев общества еще острее переживают свои бессмысленные траты, так как впоследствии страдают от нехватки насущного и… зависти.
Психологи из гламурных журналов порой рекомендуют шопинг в качестве средства от депрессии. А медики все чаще сталкиваются с новыми видами зависимостей, от которых страдает современный человек. Из их числа магазиномания, которую называют каким-то звучным пока еще иностранным словом.
Человек, одержимый покупательством, даже храм воспринимает в первую очередь, как место, где можно что-то купить. Купил свечку – жизнь наладилась. А если не наладилась, будем верить в душе и ходить по бабкам. У них сервис попонятнее – всегда в продаже комплект услуг от сглаза-порчи с приворотом-отворотом и установкой на успехи по всем фронтам.
Вот и выходит, что необузданное желание покупать может исковеркать судьбу почти так же, как и всепоглощающее желание выпить. Оно отражается не только на состоянии семейного бюджета, но и на состоянии души.
Святой Серафим Саровский говорил, что главной жизненной целью для христианина является собирание благодати Святого Духа в свою душу. А благодать в магазине не купишь. Она приобретается путем праведной жизни. И любой праведник, прославленный Церковью в лике святых, умел довольствоваться малым. Святые князья и цари – не исключение. Мы же все собираем свои сокровища на земле на радость рже, моли и китайской промышленности.
Священник Владимир РУСИН, настоятель Покровского храма в селе Кунье
Все это преодолимо. Требуется лишь холодный расчет
да все манит блин!
Остается только добавить, что иногда человек, выбирающий воздержанность (некоторый аскетизм), по неопытности взращивает в себе другой порок — гордыню.
«Я вот отказался, а тебе слабо?».
А вообще Русин действительно прекрасно пишет. Я никогда не слышала его проповеди, но если он так же убедителен вживую, как и в написанных текстах, то ....
lanett, что касается первого, то я согласен - это есть. Что касается второго - у Русина огромный журналисткий опыт.
Я тоже не могу сдерживать себя при покупках.
Дема, а сейчас он пишет?
если што то понравилось и есть деньги то почему бы не купить
lanett, ну ты же читаешь)) Пишет. Но тематически
В магазин надо идти составив список, что ты хочешь купить.
А если идти в магазин не зная, что ты хочешь купить, то понятное дело накупишь всякого ненужного.
Поэтому ходи в магазин без денег.