Все, кто знаком с содержанием «Повести временных лет», могут с уверенностью заявить: ни о каком изнасиловании Рогнеды монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своей летописи не писал.
Повествуя об истории взаимоотношений Владимира и Рогнеды, монах сообщает, что сближению предшествовал конфликт:
Рогнеда отказала Владимиру, когда тот к ней сватался, сославшись на то, что князь рабского происхождения.
Вдобавок, полоцкая княжна дала понять, что её избранник – киевский князь Ярополк, брат Владимира.
Оскорблённый жених собрал войско, штурмовал Полоцк и убил отца Рогнеды Рогволда вместе с его сыновьями. Рогнеду же Владимир сделал своей женой.
«Повесть временных лет» в очередной раз упоминает Рогнеду, уже как «мати Ярославля» (будущего великого князя киевского Ярослава Мудрого), рассказывая о 1000 годе – в этом году жена Владимира скончалась.
Откуда пошла весть
Современные историки выяснили, что впервые о случае с изнасилованием полоцкой княжны упоминается в Лаврентьевской летописи, датируемой 1370-м годом. Позже, в Радзивилловской летописи этот эпизод был воспроизведен в том же виде, а некоторые «факты» из «жития» Рогнеды даже проиллюстрированы красочными миниатюрами.
В этой летописи говорится, что Владимир после захвата Полоцка по совету дяди Добрыни унизил насилием Рогнеду на глазах родителей и братьев, а потом её отец с сыновьями были убиты.
В Лаврентьевской летописи существуют ещё два эпизода из биографии Рогнеды, которые прежде не находили отражения в иных трудах летописцев – несостоявшееся покушение «обесчещенной» жены на Владимира
и заступничество их общего сына Изяслава, когда князь решил покарать строптивую супругу за намерение убить.
Именно эти сюжеты рассказаны в Радзивилловской летописи (XV век).
Лаврентьевская летопись при внимательном изучении выглядит как частичная компиляция «Повести временных лет», в отдельных частях – практически дословная.
К примеру, фраза «не хочю розути робичича но Ярополка хочю» встречается и там, и там. В переводе на современный язык, княжна отказывалась «скидовать сапоги» с мужа, рожденного от рабыни (с «робичича») – обычай, к слову, переживший многие века – традиция, когда супруга помогает разуться главе семьи, бытовала в России (правда, в семьях низших сословий) вплоть до ХХ века.
Словом, создается впечатление, что автор Лаврентьевской летописи, взяв за основу реальный эпизод неудавшегося сватовства Владимира и взятия Полоцка с последующей женитьбой на Рогнеде, описанный задолго до 1370 года в «Повести временных лет», несколько «приукрасил» его, придав князю веса.
Так насильничал князь?
Известный русский историк Карамзин не стал помещать рассказ об изнасиловании Рогнеды в свою знаменитую «Историю». Однако его коллега Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» данному сюжету посвятил несколько страниц.
Специалисты отмечают, что этот труд Соловьева, особенно если речь идет об изложении допетровского временного периода представлен описательной частью: автор просто излагает содержание тех же древнерусских летописей и от случая к случаю «расширяет» повествование своими комментариями по тому или иному поводу.
Тем не менее критического анализа, сопоставления и противопоставления фактов в «Истории» Соловьева нет.
Древнерусские летописи довольно пресны для восприятия: в них практически нет драмы, страсти, эмоций и женских страданий, постельных сцен, крови и красиво описанной жестокости – этакой сериальной составляющей, которая так любима публикой.
Все эти детали по удивительному стечению обстоятельств присутствуют в истории с изнасилованием Рогнеды.
К сожалению, на подобную удочку клюют и многие историографы, которые вместо того, чтобы подвергать исследуемый текст вдумчивому анализу, сравнению и сопоставлению, бездумно тиражируют одну и ту же информацию, не подкрепленную документальной фактурой.
С исторической точки зрения Владимир пошёл на Полоцк не потому что хотел во что бы то ни стало овладеть именно Рогнедой.
На тот момент он уже был женат и имел сына (Рогнеда впоследствии стала одной из восьми жен киевского князя), более того у него было огромное количество наложниц.
Дело в том, что Полоцк достался бы сопернику, если бы брак княжны и Ярополка состоялся. Владимир хотел взять город добром (женитьбой), а пришлось силой.
В итоге Рогнеда родила Владимиру семерых детей. От этого союза пошел род Рюриковичей, к которому, к примеру, относился Иван Грозный.
Так что унижение княжны и всего ее рода после захвата Полоцка, когда город и так был в руках победителя – скорее легенда, чем достоверный факт.
Алпей
Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/nasiloval-li-kniaz-vladimir-rognedu-5af419acf031739aeef3bf6e
В фильме "Викинг" эта тема очень хорошо раскрыта. Можно сказать во всей красе.
Вот и всё. Если я сейчас «сделаю» кого-то своей женой, за мной приедет пативен.
Прям как в сказке.
Поймал Иван Царевич Василису Прекрасную и давай на ней жениться. Да! Прямо на ней!
У Карамзина как у псевдоисторика Пикуля такие сочные картины исторического вранья. Читать забавно, но верить в это себя не уважать.
Сольвьев , Ключевский, Погодин, Илловайский примерно так же , как и Карамзин описывают распутные действия князя особенно до принятия христианства.
Давайте, чтобы не распыляться, остановимся на слове особенно. А приведите-ка факты распутства св. равн.ап. кн. Владимира после принятия христианства.
Дайте как нам эти "исторические" перлы в студию пачками. Только от нормальных историков не "романистов" и не "норманистов". И уж не у того кого они все переписывали - Ключевского.
А при чем тут период после принятия Христианства?
Ну это самое интересное в "распутных действиях князя" . До крещения ладно язычники они творят что попало, так как мерок не знают, то биш Христианских заповедей и христианской морали.
Именно! Это же самое главное будет послущать всем особенно нашим родноверам, что после принятия "жыдовской веры" эти православные творят особенно это крестивщий Русь языческую.
Вы ж любите на православнутых и на попов гадости обнародовать.
Я люблю гадости обнародовать? Зачем вы вообще связываете данные значения. На Руси при выдачи девки замуж вообще считалось пороком худоба. Она ассоциировалась с болезнью и невозможностью родить и поднять на ноги ребенка в семье, причем не одного. Например наличие у девки ребенка в дозамужнем возрасте ни в коей мере не считалось минусом , а наоборот воспринималось , как огромный плюс . Уже родила, может по здоровью и еще нарожоает мужу.
Ну как бЭ, не только на Руси. Я встречал нечто подобное в Тыве и Монголии. Там при выборе невесты, большое внимание уделяют крепкому тазу и здоровью в целом. Ибо в этом случае жена родит крепкого и здорового малыша, и родит сама. Тем более это важно для аратов. Ибо рожают они не в больницах и роддомах а дома (в юрте). И кстати результат этого тоже на лицо - малыши рождаются действительно крепкими.)
Ну , как бы два века под монголо-татарским игом были если рассматривать исконно русские княжества на алаунской возвышенности . Что там у нас было : Киевское, Владимиро -Суздальское, Галицко-Волынское, Переяславское, Новгород-Северское, Муромо-Рязанское , Черниговское, Литовское и т д
Не думаю что иго имело какое-то значение в этом вопросе) Наши предки, именуемые ныне "язычниками", как впрочем и все остальные народы все-таки несколько иначе относились к этому. Вопрос сохранения рода был достаточно важен. Тем более при отсутствии медицины как сейчас. Они накапливали определенные знания тысячелетиями и следовали этим знаниям.
Я люблю гадости обнародовать? Зачем вы вообще связываете данные значения. На Руси при выдачи девки замуж вообще считалось пороком худоба. Она ассоциировалась с болезнью и невозможностью родить и поднять на ноги ребенка в семье, причем не одного. Например наличие у девки ребенка в дозамужнем возрасте ни в коей мере не считалось минусом , а наоборот воспринималось , как огромный плюс . Уже родила, может по здоровью и еще нарожоает мужу.
Вы от вопроса не уходите, пожалуйста. С нетерпением жду после ваших слов
многочисленных фактов этого ДИКОГО РАСПУТСТВА св. равн.ап. кн. Владимира после принятия христианства.
Вы в курсе, что творят (точнее, вытворяют) хорошо знающие "христианские заповеди" и "христианскую мораль"? Я Вас уверяю, язычники отдыхают....
Господа, как же скучно мы сейчас живем...
Зачем ему насиловать. У княза Владимира насколько помню было с десяток жен и еще куча наложниц. Это , как в песне Сектора Газа:
-Девок всех оттр...л он, сотни, тысячи, мильон....
Многолюб князь был и слаб на женский пол. Там только сыновей под два десятка насчитывалось и дочерей несметное кол во только от официальных жен. Не просто же так междоусобица началась после его смерти.
Если личность засветилась в истории, то насильник ты или нет, будут обсуждать на форумах. А если простой смертный - в зале суда.
Вы пытаетесь судить по современным меркам.