Эсэры в Старом Осколе

добавить в избранное
22 мая 2009, 13:30, sablon

В начале перестройки среди всеобщей демократизации общества партии плодились как грибы после дождя. Не обошли они и наш город. Помнится во дворце «Молодежный» в начале 90-х годов собрался народ (тогда мы были активнее и любопытнее) на сходку. На сцене один за другим менялись ораторы, но суть их речей сводилась к одному «Давайте объединяться в партию». Имелась ввиду очередная «партиюшечка» со словом «Демократическая» в названии и сгинувшая в неизвестном направлении спустя несколько месяцев.

Поневоле обращаемся к истории нашей страны революционного и после периодов. Кадеты, меньшевики, эсеры, анархисты, эсдеки и другие вспоминаются из школьного курса истории. Увы! По нашим многолетним меркам, спущенным сверху, все, кроме большевиков были непримиримыми врагами народа. Правда, с некоторыми оговорками и то, отдавая дань «ленинскому человеколюбию», упоминаются меньшевики, поскольку скрыть их участие в революции оказалось сложным. Они играли поначалу большую роль в первых Советах, много их было на местах, в провинции. Но, говоря о них, учебники все же давали понять, что новой власти их высказывания и дела в скором времени оказались не нужны. А эсеры, кадеты, анархисты, эсдеки – в нашей памяти навсегда остались враждебными элементам.

Партия Ленина делала ставку на рабочий класс и трудовое крестьянство, но больше работала в промышленных городах с развитой инфраструктурой. А эсеры специализировались преимущественно по крестьянам. Больше половины населения старооскольского уезда составляли государственные крестьяне, т. е. потомками служилых людей, имевших землю испокон веков от своих прадедов. Они, естественно, считали себя отдельно от помещичьих крестьян, привезенных сюда вместе с грамотами на землю. Понятно, что у последних почти не было прав, и первые никак не могли равнять себя с ними.

Разобравшись во всех хитросплетениях отношений, эсеры с успехом использовали всевозможные уловки. Будучи тонкими и гибкими политиками они начинали работу издалека, собрав предварительную информацию. Допустим, эсер направляется в уезд заготовителем, они, естественно, все были грамотными, слушает, запоминает, записывает фамилии - не придерешься. А самое главное - беспрепятственно проникает в глубинку.

Особое внимание эсеры уделяли ярмаркам, выставкам - всем событиям, где собиралось много мужиков со всей округи. Оперируя уже известными фамилиями и данными, они легко находили общий язык с мужиками. Зная, кто, когда и где завоевывал призы, они тонко льстили человеку, предлагали ему свою помощь, советовали что-нибудь. В те годы на выставках кустарного ремесла славились наши прялки, горшки - всевозможная утварь. Втираясь в доверие, выясняли как можно заключить договор, куда прислать людей и обычно действовали под прикрытием фиктивных обществ: земледельцев, кустарей и прочих – поди, проверь! Для вящей убедительности пользовались прокламациями, но большинство их тут же шло на самокрутки и в курятники, крестьяне не особо знали грамоту. Но главное все же достигалось: их замечали и о них говорили и спорили.

Как крестьяне реагировали на коллективную агитацию? К примеру, призывают в армию или идет агитация против войны, а эсеры разговаривают о восстании. Агитатор говорит: вот такой начальник плохой, такой-то - каналья. Мужики молчат, без конца курят и в споры не лезут. Но когда агитатор начал говорить о том, что Господа Бога нет - его тут же молча побили. На этом вся политическая подкованность независимых крестьян и заканчивалась. Параллельно велась работа среди интеллигенции, купеческих сынков, учителей, юристов, врачей.

Известно, что в Февральской революции эсеры сыграли большую роль, и первые Советы были заняты ими. Пример тому заместитель председателя уездного исполкома - Файнберг - левоэсер. Он был настолько левым, что верил в мировую революцию и в первую очередь в Германии. Для ее ускорения туда даже послали человека убить Вильгельма. А что же крестьяне? Они рассуждали просто: «Зачем мне твой лозунг «Земля - крестьянам!» - она у нас и так есть. Это нужно бедным, безлошадным и пролетариям».

Восстания или проще сказать волнения, в Старом Осколе были больше связаны с молодежью. Воспоминания «лидера» восстания... 17 лет: «... мы решили пойти поговорить, нас плохо встретили и когда стали нас разгонять, я прыгнул через забор». А что произошло на самом деле? Оказывается на праздник, когда при царе давали водку, им показалось мало, и они пошли добавить, а тут от ворот поворот. И, понятно, что государственные крестьяне не имели с ним ничего общего. Хорошей иллюстрацией к сказанному звучат слова неизвестного журналиста из курской газеты 1917г., комментирующего выборы в волостные Советы:

«Это неприкрытая демагогия, получают преимущества те, кто много обещает, заранее зная, что эти обещания не выполнит. Завоевывают места те, которые раньше никакого морального права на это не имели, болтуны, пьяницы, крикуны алкоголики. И даже сам искушенный российский крестьянин со своей российской мудростью ухмыляясь, говорит о выборных: «...хуже не нашли!» Не в том ли правда, что мы от них не ушли вперед, а все также беспечны и наивны. Неужели это никогда не кончится?

Последние выборы в городской совет показали вынужденно-приказную «сплоченность» работников ОЭМК, занявших в совете большую половину. Удивляет другое. Среди депутатов последнего созыва достаточно грамотных людей и непонятно почему они позволяют неграмотно действовать главе округа. Что-то бесконечно переделывать, перекраивать, делить, снимать и назначать своих людей. Прошел год, пора бы и успокоиться. Практически каждый месяц приносит нам какие-то новшества, большей частью, неприятные, непонятные и необъясненные слугами народа. Все играют в молчанку и добиться толковых ответов, по словам знакомых журналистов, крайне сложно. Большая часть депутатов, видимо, представляет «Единую Россию», а это как-то не красит партию власти. Интересно, что же напишут о ней через сотню лет?

Публиковалось ранее в "ОН" Переработано и дополнено для Кавикома

 
+1
0
-1
 
Просмотров 1340 Комментариев 3
Комментарии (3)
22 мая 2009, 15:54 #

А кавикомовцы молчат, курят и в разговоры не лезут...))

 
+1
0
-1
 
22 мая 2009, 17:57 #

Цитата
Но когда агитатор начал говорить о том, что Господа Бога нет - его тут же молча побили.

Да, наши никогда не умели принимать чужое мнение!!!

 
+1
0
-1
 
25 мая 2009, 09:17 #

По Едру уже и сейчас пишут немало. Но в Старом Осколе эта одна из запретных тем. В городе уже все поделено между этими медведями-недоучками, поэтому они и боятся даже намеков в их сторону.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии