Картины... серной кислотой, как Данаю в наше время

добавить в избранное
25 июля 2009, 17:11, sablon

Дядя мой, Илья Константинович Агеев, был по образованию художник, окончил Петербургскую Академию художеств в 1916 году, а в 1931-32 годах преподавал в педучилище рисование и черчение.

Однажды он выставил в актовом зале училища всю коллекцию картин старооскольских художников, бывшую у нас в доме. Ее начал собирать еще прадед и ценность состояла в том, что время уходило, город менялся, а картина оставалась доказательством той или иной натуры.

Илья Константинович сам добавил в нее свои картины. Старые писались на липовых, особо подготовленных сухих досках, клеенных метра по полтора. Но были, естественно, размеры и поменьше. С точки зрения профессионала они может быть, и не представляли большого интереса, но их писали местные мастера на местные темы.

В моей памяти остались некоторые из них, вряд ли кто их помнит. Вот, к примеру, «Курская застава» - ворота на выезде из Старого Оскола на Курск, место у тубдиспансера. Художник - это был Митусовис, рисовал, стоя на берегу озера.

Две деревянных квадратных башни, конусом кверху. К крышам башен привязаны площадки, а на них стволы орудий. На стене висит мешок с конским волосом - своеобразный амортизатор. Между башнями проезд, дальше ров, частокол в сторону города, метров 30 в обе стороны. Перекидной мостик и на башне видны ролик с канатом, внизу барабан. Рядом коновязь с крышей соломенной или камышовой на столбах. У коновязи две лошади. Неподалеку покосившаяся кузница. Около одной башни стоит здоровенный мужик в зипуне, лаптях и с дубиной в руке. Написана картина была в 1726 году.

Тот же Митусовис, из литовцев, много позднее его фамилию переделали на Митусова, написал «Крещение католиков 19 января 1631 года». На реке много народу, лежат на льду шубы и тулупы. Священник мочит в проруби кропило и им кропит новоявленных христиан. Два мужика в проруби с перекошенными от холода лицами. Изображен участок реки правее нынешней Кампанской мельницы, позиция художника - с западной стороны Троицкой церкви.

Представляла исторический интерес еще одна картина – «Водоподъемник на Мелентьевском подворье». Место подворья на территории теперешнего УПП ВОС (с правой стороны если ехать от путепровода). Позиция художника - это был Зиборов, внизу, у реки. Под берегом была расположена глубокая яма, и внизу в колодце барабан, наверху - тоже. Они соединены веревками с палками, получалось подобие веревочной лестницы. К веревкам приделаны рогульки, на верхнюю их часть надето кольцо из дерева и на все это сооружение натянуто матерчатое, видимо, просмоленной, ведро. Опускаясь вниз, ведро набирало воду и поднималось вверх. А нижняя часть рогульки цеплялась за специальную планку, ведро переворачивалось, и вода текла в желоб, оттуда - в емкость. Веревки были сплетены из конского волоса. Написана картина в 1803 году. Еще была картина этого художника, изображавшая городские ворота у подножия гуменской горы и теперешней железной дороги.

Был в коллекции портрет купца Макарова. Здоровый носастый мужик, борода расчесана на две стороны, большие руки, прилично одет. Писал ее Переверзев, из корабелов.

«Рыльская в коммерческом саду» - на картине - спуск по порожкам в сторону реки и аллеи из белой акации и беседкой. «Лицо Старого Оскола» - с позиции теперешнего магазина "Эльдорадо" представляла собой четыре церкви в ряд.

«Скачки». Когда-то давно начались и продолжались до 30-х годов скачки вдоль леса на Горняшке. На картине изображено пятнадцать колясок, летящих к финишу. Несколько из них вот-вот столкнутся. Художник - Переверзев.

Сам Илья Константинович был нрава отчаянного, и это видно по его картинам. Одна из них называлась «Нехристи» и представляла собой следующий сюжет. Накрытый стол. На нем разрезанный арбуз, из него выпалдве дольки. Рядом стоят бутылки. На скатерть лезет кот. Из дверей дома выглядывает женщина, смотрит на кота и судя по ее глазам, она видит черта.

Другая названа в том же духе «Ведьма». Вместе с мужиками скачет на лошади Игнатова Дуняша. Белый рысак запряжен в беговые санки, она стоит с вожжами в руках. Видно, как ветер поднимает хвост рысака. Та же Дуняша в картине «Кавалькада», летом. Впереди кавалькады на площади, в амазонке.

Было несколько картин Макарова-внука. Одна из них изображала опушку леса, на ней три здоровых мужика в лаптях и с дубинами в руках. То ли разбойники, то ли охотники.

Судьба картин оказалась весьма плачевной. После двух месяцев экспозиции в актовом зале, дядя забрал их домой. Через некоторое время пришли к нам Чаркин и Стульнев из ГПУ конфисковывать. Дядя, не долго думая, спустился в подвал, взял четверть кислоты и полил ею картины. Только и остались они в памяти его племянника.

Записано со слов Александра Агеева

 
+1
1
-1
 
Просмотров 1718 Комментариев 5
Комментарии (5)
4 августа 2009, 23:00 #

А кто записал? И когда записал?

 
+1
0
-1
 
6 августа 2009, 17:31 #

smprokhorov Вам фамилию или хватит ника? Если фамилию, то она уже крутилась на кавикоме. Когда записал - не столь важно. Важно, что донес до читателя. Можно назвать любую дату, до дня смерти Александра Ивановича Агеева, и она будет верна.

 
+1
0
-1
 
6 августа 2009, 23:59 #

Я не понял ничего. Это называется: не скажу, и фиг что ты со мной сделаешь!

Не беспокойтесь. Делать я ничего не собираюсь. Я профессиональный литературовед. Соответственно, хотел узнать - насколько достоверный источник передо мной. Как вижу - не достоверный. Ибо нельзя назвать ни кто записал, ни когда записал. Значит автор мог и сочинить, а Агееву приписать.

Доносят не до читателей, а до других товарищей, которые лично мне совсем не товарищи... Уж простите...

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 18:47 #

smprokhorov Если эту историю сочинил Агеев, то мы уже опоздали с вопросами. Как профессиональный "писака", я ничего, никогда не сочинял, считаю это подлостью по отношению к читателям. Бросаться словами ... совсем не товарищи..., наверное, рано. В кавикоме много чего интересного и надо понять, кто есть кто. Литературоведов нам не хватало, это точно. Я без излишних амбиций и обид с удовольствием пообщался бы лично. Тогда можно поговорить о первоисточниках и других. Дайте мне ваше "мыло" и поговорим конкретно обо всем, что вас интересует.

 
+1
1
-1
 
7 августа 2009, 23:32 #

Да обидно же, понимаете, когда материал классный. А из-за нестандартному оформлению использовать его и ссылаться на него нельзя! Так что простите, как раз очень высоко ценю то, что Вы сделали. О другом согласен и лично поговорить:

[email protected]

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии