ВОЗРОЖДЕНИЕ ИМЕНИ НИКОЛАЯ БЕЛЫХ

добавить в избранное
19 октября 2009, 22:23, alexdrigaylo

Всё возвращается на круги своя», — гласит древняя мудрость. И то, что казалось выброшенным и забытым, может на новом витке истории неожиданно всплыть и заявить о себе. И ничего тут не поделаешь — всё действительно значимое, талантливое возрождается, как птица Феникс из пепла; ибо плоды, взращённые талантом, нужны новым поколениям.

Николай Никифорович Белых (1905-1997), уроженец деревни Лески Ястребовской волости Курской губернии, — наш земляк. Большую часть жизни он прожил в Старом Осколе (до 1963 года). Его помнят многие пожилые оскольчане, но сорокалетним и более молодым этот человек совершенно не известен, его творчество незаслуженно забыто.

А имя Белых достойно встать в один ряд с нашими знаменитыми земляками: Ерошенко, Эрденко, Крутиковым, Наседкиным, Балабановой. Его талант многогранен: писатель, журналист, историк-краевед, педагог. Но прежде всего, он был человеком честным, бескомпромиссным, всю жизнь беспощадно боровшимся с несправедливостью в быту и в творчестве. Будучи долгие годы депутатом городского Совета, постоянно окруженный незаслуженно обиженными простыми людьми, он защищал их, не думая о своей личной жизни, сгорая сам. Белых мешал жить людям сереньким, с воровской душонкой, негодяям, вступал с ними в борьбу с открытым лицом. Но в конце концов, эти маленькие люди, которые, в отличие от него ничего после себя не оставили ни в моральном, ни в созидательном плане, навалившись на него гуртом, выжили его, вынудили уехать из города.

Поражает трудоспособность Николая Никифоровича, он оставил после себе огромное литературное наследие. В начале 50-х годов им была написана солидная историко-краеведческая монография «Частичка Родины» — первый серьезный научно-популярный труд о Старом Осколе, к сожалению, до сих пор не изданный. Монография по достоинству оценена доктором исторических наук, знаменитым профессором Ленинградского университета П. И. Борисковским. (Во втором издании Большой советской энциклопедии статья о Старом Осколе также написана Белых.)

Кроме этого, всю свою жизнь Н. Н. Белых работал над огромным романом «Перекресток дорог» из девяти книг, все главы которого имеют документальный характер и непосредственное отношение к людям Оскольского края. Большая часть этих глав опубликована во многих газетах, журналах, сборниках разных городов страны. Белых называли мастером диалога, люди у него получались в рассказах очень естественными. Прекрасная зрительная память помогала с уникальной точностью передавать природу и окружавшие его предметы. Ценность его литературных произведений ещё и в широком охвате жизни Старого Оскола периода 1905 — 1950 годов.

Н. Н. Белых — по духу летописец своего времени, каждодневно вёл дневниковые записи происходящих событий. Он говорил: «Я хочу показать жизнь такой какая она есть. История конкретна — её не выдумаешь». Ещё он цитировал слова Пушкина: «... для потомков наступит пора, когда станет для них интересным любой клочок бумаги нашего времени, будь то хотя бы запись ежедневных расходов или письмо об отсрочке платежа. По этим документам будут потомки разговаривать с нами, судить о нашей правоте или вине, о нашем характере...»

Факты, излагаемые Белых, очень точны. Николай Никифорович не ошибался ни в одной детали, всё у него было сверено с документами и помогало защищать свои принципы, ставить многих в тупик, предъявляя неопровержимые доказательства своей правоты. Окружавшие Белых люди, их образы и поступки им подробно описаны и сохранены для потомков; большая часть его многочисленных папок находится в архивах Белгорода, Тима, Москвы, Батуми, Ставрополя, Владимира.

Николая Никифоровича почитали во многих местах бывшего Союза, переписка его не менее велика. Как ветерану Великой Отечественной войны, бывшему начальнику штаба 22-го Воздушно-десантного гвардейского полка ему было присвоено звание Почётного гражданина посёлка Солнечное Сумской области.

Исследование жизни и творчества Белых еще не началось, тот кто займется им, откроет для себя и читателей глубокий кладезь исторических фактов, иначе посмотрит на многие события в жизни города. Писатель безвозмездно раздавал свои накопления, прося лишь об одном, чтобы его материалы бережно хранились. К сожалению, старооскольцы не сберегли даже тех исторических документов, которые он передавал в краеведческий музей в 40-е-50-е годы. После его отъезда из города, материалы исчезли.

Лишь благодаря сыну Белых, подполковнику в отставке Евгению Николаевичу, который приезжает иногда в Старый Оскол из Владимира, горожане совсем недавно смогли прочесть в газетах некоторые военные рассказы и краеведческие работы его отца.

Оставленное же громадное литературное наследство крайне необходимо нам, его землякам. На мой взгляд, должен быть поднят вопрос о создании в Старом Осколе литературного музея Н. Н. Белых и издании его сочинений.

Областная писательская организация также должна содействовать пропаганде творчества писателя, профессионально и по достоинству оценить его уникальный талант, незаслуженно забытый белгородцами.

Александр ДРИГАЙЛО

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 2094 Комментариев 21
Комментарии (21)
Guest
20 октября 2009, 09:18 #

Александр ДРИГАЙЛО - Саблон №2?)))

Читать перед сном!

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 09:32 #

Саблон пишеть про историю интересно!

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 12:02 #

 
+1
0
-1
 
Guest
20 октября 2009, 12:11 #

а это точно только перед сном..

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 14:40 #

COMRADE, согласен. Слог живой хотя бы. Да и Русинские тексты мне очень нравятся

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 18:01 #

Читаю комментарии по статье и вижу почти такое же полупренебрежительное отношение к истории города и его людям, как и к моим выступлениям на эту же тему. Не всех, безусловно, но... И задаюсь вопросом, а где те орлы, что готовы "пасти порвать, перья повыдергать" приезжим. почему они не поддерживают славу своего города? Где вы, патриоты? Защитники "традиций" Старого Оскола? Мне по духу гораздо ближе любопытный абориген Дригайло, успевший и успевающий сделать многое для поддержания традиций без кавычек. Открыть глаза сотням и тысячам читателей и показать неизвестные страницы истории города.

Не зря "фанат истории" (откуда он взялся?) отождествил нас. Я, "понаехавший", как-то странно проникся интересом к местной старине и написал о ней достаточно.

Полагаю, что многие из вас, молодых, не догадываются, что многие статьи - своего рода тесты для неокрепших умом индивидуумов. По их ответам можно судить о состоянии ума и гражданственности, если говорить о patria. Треп ни о чем, типа мне не нравится, остается трепом ни о чем. Дригайло - трудяга. И его вклад в историю еще будет оценен. Пусть каждый, кто здесь выдрючивается попусту, если способен, разумеется, сам что-нибудь создаст, стоящее, увлекательное, исследовательское. Тогда посмотрим кто есть кто. И оценим, уж не обессудьте, по всем статьям. Есть смелые? Или как?

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 18:05 #

Забыл, память, однако. Текст о Белых не мог быть написан иначе, это не художественное произведение, а очень краткий экскурс в тему. Напомню: Критикуя- предлагай!

 
+1
0
-1
 
20 октября 2009, 21:04 #

Другу sablonу.

Пожалуйста, не обращай внимания на этих воришек-квазижурналистов, которым никогда не предлагали больших полос. Им тесно со своими заметками между рекламой Виагры и женских прокладок. Они ничего не знают, и знать не хотят. Виртуально «мыслят» в виртуальном мире. А значит — их реально в жизни не существует. Они ничего созидать не могут. И потому безвредны. Потрать своё драгоценное время на новые краеведческие изыскания. Лучший ответ дуракам — молчание.

 
+1
0
-1
 
21 октября 2009, 09:00 #

sablon, сложно рассуждать о том чего не знаешь - я о Белых в этой статье только узнал (может в силу возраста?)

мое предложение - оцифруйте и выложите в сеть произведения местных авторов которых считаете достойными, тогда с ними смогут ознакомиться все

 
+1
0
-1
 
21 октября 2009, 09:29 #

alex-drigaylo, не стоит поливать грязью других журналистов, даже если их мнение отличается от Вашего, будьте выше этого. и вообще - уже поднадоели ваши разборки внутрицеховые (кавиком прям ринг у вас для измерения журналистского достоинства), хотя конечно забавно бывает порой понаблюдать

 
+1
0
-1
 
21 октября 2009, 12:51 #

Svetov Давно все оцифровано и собрано. Только нужно ли это массам, вопрос? Я уже упоминал о количестве читателей в рубрике "История нашего города". Это показатель вашей заинтересованности и интересов. Никто вас нет винит в том, что вы чего-то не знаете, это нет вина, а беда нашего общества. Потому нам "гонят" желтую информацию, чтобы не хватало времени на зеленую, радующую глаз. Повторюсь. Что в Кавикоме получает высокие рейтинги? Скандалы и все, над чем не надо особо задумываться. Эдакая бесконечная жвачка. Что серьезное, информационное и добротно написанное, вы прочитали за прошедшие два-три месяца? Что вас удивило и поразило? Открывают новый ТЦ, регулярные ДТП, изредка Пожары, наезды на известных людей. Информация должна быть интересной, полезной и запоминающейся. Большинство на нее не тянет. Но мнит о себе. И бросается в драку, чуть что не так, не совпадает с их мнением. Удивительно и другое. Эти авторы не учатся писать и думать, не заглядывают в словари и не замечают редактора в Ворде. Значит им так на роду написано, смешить остальную часть читателей. Именно они и поливают грязью остальных, не разбираясь, где красные, а где белые.

Каждого из нас приветствует Кавиком "Рады Вас видеть,.." Это - администрация. А что мы? Мы рады появлению нового имени, или начинаем рассматриваать его со всех сторон, оценивать, пробовать на зуб, проверять кусается ли он и как больно, если кусается? Нет, не особо рады. Да, кто-то сразу оценивает, "нашего полку прибыло" и не позволяет себе ничего плохого (мягко сказано). Другая часть неизвестных, дравшаяся ранее за копейки на сотовый телефон, по идее должна отсеяться. Но пока сей процесс не наблюдается массово. Поднимите руки те, кто радуется появлению новых серьезных имен в Кавикоме, хотя бы за последние полгода! Хочу знать всех.

Коммент не адресован кому-то в частности и касается всех нас одинаково. Давайте жить дружно!

 
+1
0
-1
 
21 октября 2009, 13:24 #

sablon, это нужно - нам, нашим детям, потомкам. даже если кто-то не понимает этого сейчас, поймут потом, или оценят те кто будет после нас. без прошлого нет будущего. понятно что "скандалы, сенсации, расследования" привлекают и будут привлекать внимание толпы, от этого никуда не деться, но без истории, традиций мы все - "Иваны не помнящие родства", обреченные на вырождение (извиняюсь за пафос, но это так).

так что я хочу пожелать Вам и остальным "историкам" продолжать следовать своей миссии, и не обращать внимание на провокации и выкрики "умников" с задних рядов. это интернет, и никуда не денешься от этого - на 10 нормальных интересующихся человек всегда найдется 1 который захочет порисоваться, или "сострить".

 
+1
0
-1
 
Guest
22 октября 2009, 10:02 #

Текст Дригайло из газеты "Третий полюс", с небольшим добалением. А что-то новенькое о Белых?

Тексты Белых размещены в библиотеке Мошкова и на сайте проза.ру - желающие могут посмотреть.

В целом, безусловно, Белых - один из старооскольцев замоченных тамошними т.н. красными интеллигентами. Некоторые живы до сих пор и будут сопротивляться. Его имя надо восстанавливать, но понемногу и не спеша. краеведческий труд - заслуживает издания, но деньги и кто?

Роман отличный, эпизодами супер!, но длинноват и требует хорошего редактора и опять же денег и издателя. Кто, где? Пусть хотя бы на первых порах краеведческий музей сделает, например, выставку - хотя бы в качестве покаяния...

Ваша...

 
+1
0
-1
 
22 октября 2009, 21:33 #

Забыл(а) представиться_117

Предложение для музея неприемлемое, они не привыкли каяться. Белых действительно надо реабилитировать в глазах горожан, хотя они его вообще не знают. И подавать небольшими статьями. В библиотеку Мошкова полезут не все, а вот Кавиком между делом почитают.

 
+1
0
-1
 
Guest
23 октября 2009, 13:55 #

саблон. Так Дригайло же там председатель к-т Совета?...

 
+1
0
-1
 
24 октября 2009, 10:15 #

Забыл(а) представиться_117 Ага, председатель. Если на эту тему что-то написать и кое-что пояснить, то музей надо давно уже разгонять. ООО-чень сложная тема для Оскола. Потому Белых боролся с Ефановыми и ему подобными. Совет, как таковой нужен для чего, для галочки в первую очередь. А потом для пользы делу. Процентное соотношение того и другого не в пользу делу, я так понимаю.

 
+1
0
-1
 
24 октября 2009, 19:31 #

Забыл(а) представиться_117

Вопрос о творческом наследии Н.Н. Белых до сих пор для города очень больной. Евгений Николаевич, сын писателя и краеведа, последние 10 лет боролся за восстановление истины — признать коллективный сборник о Старом Осколе 1958 года плагиатом с книги «Частичка Родины» его отца. Суды (от Старого Оскола до Москвы) отказали ему в этом. Но он не отчаивается. Отношения с местной элитой испорчены. А в музей я передал всю информацию о Белых, которую они у меня попросили, так как их тоже таскали по судам. В самом творчестве Белых высоко ставлю его военные дневники и рассказы, в «Частичке Родины» отдельные замечательные куски, особенно 19-нач.-20 веков (автор пользовался записями Земских собраний). И интересны фото. Недавно Евгений Николаевич был у меня и передал ещё много неизвестных снимков того периода, которыми я поделился с В.Русиным. С сыном писателя поддерживаю регулярную связь, он мне передаёт многие документы и копии для хранения. Опубликовал обширное с ним интервью в «Газете города», два военных рассказа отца и те злополучные куски о родоначальниках старооскольского бизнеса, из-за которых и разгорелся скандал в KaviComе с Дёмой. Е.Евсюков опубликовал один рассказ Н.Н. Белых в коллективном сборнике фронтовиков к юбилею Победы. Спасибо, что помните мой материал и подняли конструктивный разговор по данной теме.

 
+1
0
-1
 
Guest
26 октября 2009, 12:03 #

Выставку о белых можно попробовать устроить не только в музее, но и в какой-нибудь библиотеке города. А что с изданием "ЧР"? И правда, почему бы не опубликовать статью на тему: краеведы и краеведение... краеведение и власть... почетные граждане и краеведы...

 
+1
0
-1
 
9 декабря 2009, 16:56 #

Svetov, спасибо за совет! Я давно оцифровал и разместил в интернете все произведения краеведа и автора Н. Белых, который в свое время не сходил с полос местной газеты ПУТЬ ОКТЯБРЯ и, реже, с центральных изданий. А потом - полное забвение. Я, как коренной староосколец, постараюсь это исправить...

 
+1
0
-1
 
9 декабря 2009, 16:56 #

Svetov, спасибо за совет! Я давно оцифровал и разместил в интернете все произведения краеведа и автора Н. Белых, который в свое время не сходил с полос местной газеты ПУТЬ ОКТЯБРЯ и, реже, с центральных изданий. А потом - полное забвение. Я, как коренной староосколец, постараюсь это исправить...

 
+1
0
-1
 
17 декабря 2009, 13:35 #

Большое спасибо Александру Дригайло! Именно с этой статьи его началось возрождение имени Николая Белых. Многие годы старооскольцы были лишены наследия старооскольского краеведа и писателя Николая Белых , в литературных поизведениях которого фотографически точно изложены события и показаны люди Старого Оскола и Оскольского края за большой промежуток времени очевидцами этих событий, современниками этих людей, которых больше никто и никогда не увидет и не услышит. Адександ не забывает никого, кто прославлял наш город, и хочу пожелать ему успехов в возрождении имен славных старооскольцев, людей, которыми богат наш край, но их имена почему-то незаслуженно забыты.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии