ПРИЗНАННЫЙ СИНДЕЕВ

добавить в избранное
6 декабря 2009, 16:25, alexdrigaylo

У этой истории, случившейся более 100 лет назад, благополучные начало и конец. Середина же немного печальная...

15 января 1893 года коллежский асессор, личный дворянин, учитель городского училища и воскресной школы при нём, лектор публичных народных чтений, а также товарищ председателя общества пособия бедным, Александр Петрович Синдеев сидел на заседании городской Думы, как её полноправный член с прошлого 1892 года и слушал выступающих.

На кафедру вышел священник соборной церкви отец Андрей Положинцев и затронул мысль, коей он уже давно делился с осколянами — отпраздновать 300-летний юбилей города Старого Оскола, наступивший в этом 1893 году. Священник предлагал устроить празднование скромно, с затратою небольших средств. Он, например, считал, что открытие в городе общественной библиотеки будет достойным подаркам горожанам...

Идея Положинцева Думе понравилась и было решено избрать из шести гласных особую комиссию, под председательством городского головы И. И. Симонова для разработки более подробного плана празднования. Комиссия имела несколько заседаний и ровно через два месяца, 15 апреля, вынесла в Думу свои соображения. План проведения праздника был длинным, и первым пунктом предлагалось составление краткой истории города и указывался возможный автор — А. П. Синдеев. Дума постановила ассигновать на составление истории заявленному автору 100 рублей. А день празднование назначить на первое сентября.

Можно предположить, что творилось в душе Александра Петровича. Старый Оскол для учителя был родным и любимым городом. И теперь, ни кому-нибудь, а ему подвернулась удача — стать первым историком этого города.

Собирая материалы, выписки для будущего очерка, Синдеев просмотрел труды Карамзина, Соловьёва, Голикова, Забелина, Полевого, Беляева и нашёл у каждого небольшие куски так или иначе относящиеся к нашему краю и городу. Но наибольшее предпочтение Александр Петрович отдал Беляеву, научную концепцию которого решил применить в своей книге. Суть концепции состояла в том, что история Приосколья рассматривалась как неотемлемая часть истории Украины. И всё значительное, что происходило на Украине, так или иначе затрагивало и наш край.

Свой труд учитель решил разбить на несколько глав: небольшого вступления с рассказом о местности и происходивших на ней событиях до постройки крепости Оскол, о первоначальном населении самой крепости, о перемене в жизни города, когда он утратил своё военное значение в XVIII веке, о начале XIX столетия и его середины с периодом падения торговли и промышленности. Синдеева очень интересовал период Смутного времени, первых царей из династии Романовых — Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Петра I. Век XVIII же многими историками считается менее интересным и Синдеев его решил затронуть слегка. При описания XIX века для него большую ценность представляли местные старооскольские архивы: полицейского управления, городской управы, городского училища.

Синдеев уже сделал было нужные исследования и приступил к обработке собранного материала, торопясь управится к 1-му сентября, как случилось непредвиденное: 7 июля на имя городского головы пришло письмо из Москвы от библитекаря архива Министерства иностранных дел И. Ф. Токмакова, с предложением написать настоящую хорошую историю города, на основе архивных документов, которые у него есть под рукой, что де местные авторы не смогут написать настоящей истории... Токмаков предлагал за 300 рублей выслать к юбилею 1200 экземпляров книги, причём 200 экземпляров из них — на веленевой бумаге.

3 августа это предложение было доложено Думе, которая постановила, учитывая громадность материалов, которым может воспользоваться Токмаков, поручить ему написать историю независимо от заказанной А. П. Синдееву... и выслать аванс в размере 75 рублей.

Таким образом, у Александра Петровича появился конкурент, и какой — работник огромного архива документов, собранных с древнейших времён. Тягаться с ним было, конечно, сложновато. Токмаков обещал окончить свой труд к концу года, подписка на него уже заранее была объявлена городской управой. Вполне вероятно, что желание дальнейшей работы у Синдеева явно угасло. Тем более, что из-за раннего наступления осенней непогоды Дума перенесла празнование на 11 мая следующего 1894 года.

Обидней всего было то, что Токмаков в своих посланиях в старооскольскую управу открыто третировал Синдеева. Ивану Фёдоровичу показалось странным, что составление истории было поручено неспециалисту, никогда не работавшему в архивах. У него де материалов нет, он «не знает даже плана, по которому пишутся истории»; а хорошую книгу может написать только он, Токмаков, который отлично знает, как приняться за дело, ведь ему приходилось писать не первую подобную историю.

Но в декабре свой научный труд Токмаков не прислал, объясняя это тем, что у него нашлись не все материалы. Теперь уже он просил у управы выслать ему местные документы. Управа учтиво соглашается, шлёт ему церковные рукописи, отчеты учреждений и другие сведения. Но Токмаков просит прислать ещё историю Синдеева, того самого, которого он совсем недавно унижал как исследователя. Александр Петрович, под предлогом, что она ещё не окончена, отказался дать её москвичу.

Проходят ещё четыре месяца, до юбилея остаются считанные дни, а Токмаков так и не присылает своей «Истории». Что будет, если он вообще её не пришлёт?

И все взоры опять повернулись в сторону Синдеева. Ситуация тупиковая. Александр Петрович мог бы отдать свой труд в печать, но он боиться попасть впросак, вдруг завтра Токмаков пришлёт свою солидную книгу и его, Синдеева работа, будет выглядеть ничтожно маленькой и неинтересной. Он боялся опозорится. И принимается компромисное решение — опубликовать работу под чужим именем. 30 апреля книгу отдают в типографию за авторством ученика Синдеева — Д. Моисеева.

Но буквально через несколько дней, за неделю до торжества, на почту наконец-то пришла книга Токмакова. Она оказалась не книгой, а обыкновенной брошюрой из 39 страничек. Заказчики просто ахнули от удивления, старооскольская управа ещё никогда не попадала в такую плачевную ситуацию. Не заплати она Токмакову, она отказалась бы от его сочинения. Но Иван Фёдорович оказался хитрее старооскольцев: деньги взял заранее, а чего не добрал, то наложил на посылку. Управа ограничилась тем, что приняла с почты только один тюк с его «Историей»; другой же тюк, обложенный платежом в 70 рублей, предоставила самому автору.

Наступил юбилей города. Книга Токмакова ушла в небытие, вместо неё учащимся школ бесплатно выдавалась работа Синдеева, но под чужим именем. Александру Петровичу было досадно, он зря поосторожничал.

И пришлось Синдееву свой очерк переиздать, чтобы расставить всё по своим местам. Для его работы это пошло только на пользу. Александр Петрович дописал книгу: вернулся к темам, выпискам, расширил их по возможности, использовал идею Токмакова — написал о храмах города, вставив церковные летописи в отдельный большой раздел, добавил много страниц с описанием самого празднования 300-летия Старого Оскола, опубликовав речи губернатора, городского головы, свою собственную, священника Положенцева. Расширил и концовку книги (идея-то опять таки Токмакова) — вставил Адрес-календарь 1893 года, в котором очень подробно информировал читателей о всех должностных лицах города. В таком виде очерк принял более солидный вид и заимел своего настоящего автора. Первоначальная цель Синдеева была благополучно достигнута, он вошёл в историю Старого Оскола как его первый летописец.

Книга Синдеева читается почти как художественное произведение, большинству оскольчан пришлась по душе, ею пользовались в гимназиях как учебником. Она сыграла и продолжает играть огромную роль в изучении нашего края. На неё ссылаются многие краеведы, а стиль был перенят многими авторами. Ценность книги Синдеева для исторической науки в том, что в работе над ней использованы материалы впоследствии утраченные: церковные летописи, местные архивы. В советское время о книге старались умалчивать, но никогда про неё не забывали.

В начале 1990-х годов Евгений Николаевич Евсюков, будучи редактором «Октябрьских зорь», переиздал её на газетных страницах (к сожалению не полностью, отсутствует Адрес-календарь), и теперь у многих оскольчан в домашних билиотеках находится этот раритет.

И ещё есть достоинство у рассмотренной книги. В описании юбилея города мы можем прочесть живую пламенную речь самого Александра Петровича Синдеева. И вырисовывается личность этого человека — подвижника на ниве просвещения, гумманиста по своей сути. Людей с таким высоким уровнем культуры, любви к своему городу, его истории и людям, сейчас пожалуй не встретишь. Синдеев был настоящий патриотом Старого Оскола.

Александр ДРИГАЙЛО

 
+1
7
-1
 
Просмотров 2342 Комментариев 2
Комментарии (2)
7 декабря 2009, 21:34 #

Времена меняются, а люди все те же

 
+1
0
-1
 
Guest
10 декабря 2009, 10:56 #

ОТЛИЧНЫЙ ТЕКСТ

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии