ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых

добавить в избранное
ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых

 Книга ЧАСТИЧКА РОДИНЫ Николая Белых, над которой автор трудился более двух десятков лет, была представлена старооскольцам 16 мая 1953 года на Юбилейном заседании исполкома городского совета, где общественность города отметила 360-летия со дня основания Старого Оскола. Накануне этого события, 14 мая 1953 года, автор передал в Старооскольский краеведческий музей "Литературно-краеведческий журнал" № 4 за 1952-53 учебный год, издаваемый Старооскольской средней школой рабочей молодежи с приложением к нему книги ЧАСТИЧКА РОДИНЫ. С сегодняшнего дня книга ЧАСТИЧКА РОДИНЫ 1953 г. будет размещаться в Кавикоме отдельными главами практически без сокращения. В последующие годы автор дополнял книгу, а после определенной переработки подготовил книгу ЧАСТИЧКА РОДИНЫ 1960-го года, которая имеет несколько измененный план и текст. Ниже помещена фотография передней обложки книги. Книга ЧАСТИЧКА РОДИНЫ иллюстрирована. Все иллюстрации будут размещены на своих местах с полной текстовой характеристикой.

 

http://kavicom.ru/uploads/sub/ce2a841e_Foto_0_Oblozka.jpg

 Ниже помещена статья в газете ПУТЬ ОКТЯБРЯ от 20 мая 1953 г с сообщением о Юбилейном заседании исполкома Городского Совета Старого Оскола, на котором краевед и автор Николай Белых выступил с докладом о 360-летии со дня основания Старого Оскола и представил старооскольцам свою рукопись (машинопись) своей монографии ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (из истории Старого Оскола и края):

 ЧАСТИЧКА РОДИНЫ     (Из истории г. Старого Оскола) 

 Очерк

посвящается 360-летию города

 Приложение к Литературно-краеведческому журналу № 4 Школы рабочей молодёжи

 Старый Оскол - 1953 г.

http://kavicom.ru/uploads/sub/756a4b38_Foto1.jpg

 Фото 1. (Н. Н. Белых с "Частичкой Родины" в руках), 1953 г.

 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 В январе 1941 года М.И. Калинин на Всероссийском совещании руководящих работников народного образования подчеркнул, что воспитание советского патриотизма начинается с углублённого познания своей Родины, своего родного края. Любовь к Социалистическому Отечеству не может быть умозрительной. Она является конкретным выражением любви и знания советским человеком своих полей и лесов, фабрик и заводов, колхозов и МТС, местной истории борьбы народа за свободу и счастье...

У миллионов советских граждан проявляется поэтому неуёмная жажда к знанию истории своего города, села, края, являющихся частичками Великого Советского Союза.

Выражение этой жажды людей к краеведению мне приходилось и приходится ощущать в разных формах на протяжении многих лет своей общественно-педагогической деятельности: на краеведческих лекциях всегда многолюдно и много вопросов, легко и естественно превращающих лекцию в занимательную живую беседу. Включение краеведческих вопросов в материал уроков по любому предмету вызывает повышенный интерес к предмету и неизменно обеспечивает более высокую дисциплину и успеваемость учащихся.

Тысячи и тысячи людей всех возрастов и профессий охотно посещают краеведческие музеи и музейные государственные заповедники, черпая там сведения по истории края, его растительного и животного мира, недровых богатств и т. д. с целью познавательной и с целью наиболее успешного применения этих знаний в повседневной практике коммунистического строительства, в практике великого преобразования природы.

Великий ледник не затронул нашего края и не повредил его тогдашней флоры и фауны. Этим и объясняется наличие здесь остатков реликтовых (редких) остатков прошлых эпох растений третичного и четвертичного (ледникового) периодов. К числу таких реликтовых относятся мохнатые проломники, "стреляющие" ковыли, дафния Юлия, алаунский златоцвет, меловая приземистая берёзка и др. Академики Комаров, Козополянский, Келлер бывали в наших краях и обогатили мировую ботаническую литературу научным описанием мира реликтовых растений, единственным местом произрастания которых на всём земном шаре является наш Пооскольский край. Академик Козополянский даже назвал Поосколье "Краем живых ископаемых".

Изучение реликтовых растений нашего края облегчает советской науке понимание законов эволюции известной сейчас травянистой и древесно-кустарниковой растительности края и страны. А ведь это очень важно для успешного решения ботанико-географических вопросов нашего социалистического хозяйства.

Многие находки остатков животных доледникового и ледникового периода, каменных орудий человека и людских становищ в нашем крае даёт нам основание назвать его краем-хранителем живых и мёртвых остатков флоры и фауны доледникового периода и периода человеческой предыстории, уходящей в глубь минувших тысячелетий. Интерес к краеведению проявляется и в том, что люди приходят в музей за десятки километров, приносят сюда различные находки (каменные топоры, молотки, кости диковинных рыб и животных, предметы утвари древнего человека, исторические документы и т. д.), просят дать им объяснение найденных предметов, списывают в тетради и блокноты тексты к экспонированным на стендах музея предметам, зарисовывают экспонаты, фотографируют их. Они желают знать как возможно больше о родном крае.

Выражая общее мнение граждан страны, особенно юного поколения, о краеведческих материалах, Валентина Гайдамака писала в "Пионерской правде" за 6 января 1950 года следующее: "Знал бы кто, как мне хочется прочесть книги о моём родном крае, о родном селе, родной школе".

И вот, зная силу желания моих сограждан прочесть книгу о родном крае, я решил написать её хотя бы в самом сжатом виде и осветить лишь часть посильных мне вопросов краевой истории, побудить других специалистов заняться изучением и освещением иных сторон жизни края в далёком прошлом и сейчас.

Ведь совершенно неправомерно, когда, скажем к слову, обработанные автором "Частички Родины" материалы Ленинградского Института Истории Материальной культуры Академии Наук СССР об Оскольской экспедиции К.Г. Болтенко с 1934 года лежали без движения, до сей поры неведомые моим землякам. До сей поры неведомы старооскольцам истины об обвалах "тайников" древней Оскольской крепости, хотя церковники в 1923 году объявили верующим людям, что обвалы являются "божеским знаком". О событиях в нашем крае в годы гражданской войны по сей день имеется путаница, хотя в "Частичке Родины" данный вопрос обстоятельно и ясно исследован. Об истории культуры края бытует настолько наивное представление, что даже в № 21 журнала "Огонёк" за 1952 год был напечатан совершенно ошибочный очерк Ф. Береза "Молодеет Старый Оскол".

Советский период истории города и края дан в этом очерке искаженно (утверждается, например, что в 1922 году не имелось в Старооскольском крае ни одного агронома), а предреволюционный период совсем оклеветан (при помощи фальсификаторской ссылки на земский отчёт по народному образованию за 1912 год, Ф. Береза низвёл Старый Оскол до уровня Абиссинии средних веков и утверждает, что будто бы всё образование в городе исчерпывалось двумя земскими школами, выпускавшими в год... 4 мальчиков и 18 девочек. (В тексте книги мы вернёмся к этому вопросу и восстановим истину в истории возникновения и развития школы в Старом Осколе).

Старооскольцы желают прочесть правдивую историю родного города и края. На суд этих взыскательных земляков-читателей представляю книгу "Частичка Родины", над собиранием и обработкой материалов для которой израсходовал я почти два десятилетия своей жизни. Книгу посвящаю 360-летию города Старого Оскола, основанного в мае 1593 года правителем Борисом Годуновым от имени царя Фёдора Ивановича.

Автор.

 

 ГЛАВА 1

 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, КЛИМАТ И  РАСТИТЕЛЬНОСТЬ СТАРОГО ОСКОЛА

 1. Географическое положение

 Старый Оскол - город областного подчинения и районный центр Белгородской области - расположен на огромном меловом холме у слияния рек Оскола и Оскольца. Географические координаты его центра: 51 гродусов 17минут 18 секунд Северной широты и 37 градусов 50минут 18 секунд Восточной долготы, почти у самой границы лесостепи.

Окружающая город местность - холмистая равнина, изрезанная долинами рек, логами и некоторым количеством оврагов. Почвы представляют собой комплекс мощного и выщелоченного чернозёма. Встречается серая лесная земля, супесчаные и хрящеватые почвы (образованные на меловой и других твёрдых подпочвах).

На территории города преобладают меловые породы и делювиальные (рыхлые отложения продуктов выветривания), а в окрестностях - по левому берегу Оскола встречается, кроме того, древний аллювий (наносные пески и песчаные дюны), по правому берегу - третичные горные породы - цветные пески, глины.

Уровень реки Оскол в районе города - 124 метра над уровнем моря, а основание водонапорной башни на Красноармейской площади - высшая точка городской территории - находится на 189, метра выше уровня моря.

 

 2. Климат и флора (растительность)

 Климат Старого Оскола умеренно-континентальный. Среднегодовая температура +6,4 градусов по С, среднегодовое количество осадков - 498,7 миллиметров. Продолжительность снегового покрова, в среднем, 88 суток. Глубина снегового покрова - 30 сантиметров. Преобладают ветры западных румбов (направлений).

В районе Старого Оскола оказались очень хорошими условия для акклиматизации растений различных широт. Так, например, в дендрологическом парке произрастают лимоны и самшиты, китайский ясень и грецкие орехи, красный дуб и бархат амурский (пробковое дерево), веймутовая сосна и можжевельник (карандашное дерево), сибирская лиственница и айлант, съедобный каштан и скумплия, катальпа и маньчжурские абрикосы, эльдарская сосна и лавр, каспийская акация и виноград и пр. Всего в парке 250 различных пород растений земного шара.

В районе города и прилегающих слобод много фруктовых садов, живописных мест, естественных пляжей, почему и часто даже москвичи и ленинградцы проводят здесь летний отпуск.

 

 ГЛАВА 2

 ОТЗВУКИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

 Для нас теперь ясно, что территория нашего Приоскольского края не подвергалась "великому оледенению" (Посмотрите на конфигурацию распространения великого ледника, отражённую на карте "распространения великого ледника в четвертичный период" и вы увидите, что от района современного Ельца льды обошли Поосколье двумя большими языками - с Востока в направлении современного Сталинграда, с Запада - к современному Днепропетровску).

Да и вряд ли вообще имело место оледенение земли в том виде, в каком оно обрисовано и вошло было в науку с лёгкой руки французского учёного Кювье в начале XIX века и Петра Алексеевича Кропоткина на рубеже XIX-XX веков.

В данной работе мы не ставим задачей исследовать состоятельность или несостоятельность "теории оледенения", но утверждаем, что наш край не подвергался оледенению.

Имеется много доказательств этого в виде различных отзвуков истекших тысячелетий и миллионов лет жизни земли: нет у нас, например, принесённых будто бы со Скандинавских гор больших валунов и морен, которые в "теории оледенения" считаются верными признаками движения великого ледника, не поцарапано лицо нашего края чудовищными глыбами льда. Зато сохранилось здесь, может быть, единственные на земном шаре живые представители доледниковой флоры. Они также доказывают, что великий ледник не проходил через наш край, иначе бы он стёр всё с лица земли.

Правда, северо-восточнее города Старого Оскола, у истоков реки Убли, встречаются небольшие валунчаки до 12-15 сантиметров в диаметре, равно как и обнаружены геологоразведчиками некоторые остатки занесённых в наши края горных пород (шокшанский песчаник, финляндский гранит, галька, зёрна гравия), не свойственных геологии нашего края. Но это ничуть не нарушает того факта, что сам ледник не бороздил лицо нашей местности. Наоборот, такие находки подтверждают, что по лицу нашего края в далёком прошлом проходили воды морей и океанов, бурные потоки которых при содействии ветра принесли сюда замороженные во льдах вышеуказанные остатки разрушений далёких гор, почему и, осев, они создали здесь не свойственные для нашего края геологические образования.

Температурные изменения, вызванные наличием закрытого с юга полярного бассейна и ледового мешка от современного Белого моря до Балтийского, повели к изменению теплолюбивого растительного и животного мира края долгим эволюционным путём. При этом наиболее устойчивые свои качества растения пронесли от третичного и четвертичного периодов до наших дней, что и позволило учёному Козополянскому назвать наш край "Краем живых ископаемых", а также привлекло внимание многих учёных обилием реликтовой растительности в нашем крае.

http://kavicom.ru/uploads/sub/39dc4610_krt1.jpg

Карта 1

распространения великого ледника в четвертичный период

(Европейская часть СССР)

 О животных и людях, обитавших на просторах нашего края в ледниковый и доледниковый периоды, мы теперь знаем по многочисленным находкам костей и этих вымерших представителей первобытной фауны, по предметам домашнего обихода человека, остатков его жилищ и т. д.

На стендах Старооскольского музея экспонированы для всеобщего обозрения зубы, кости и бивни мамонта и носорога, кости и рога оленей, барано-бизонов и других животных, найденные в различных местах края: южнее деревни Атаманское, у села Сорокино, на Тереховских торфяных болотах, в районе Тёплого колодца, в Лукьяновке и других местах.

Многие находки стали возможными в связи с великими работами по преобразованию природы нашей Родины и края. Так, например, во время строительства оросительной системы в районе между сёлами Ястребовкой и Стужнем рабочие натолкнулись при отрывке котлована на 4 зуба мамонта, на осколки костей этого животного и на грубо оббитые кремниевые орудия человека. Видимо, судя по находкам на территории Старо-Оскольского края, была здесь поблизости стоянка палеолитического человека, жившего тысяч сорок-пятьдесят лет тому назад.

В 1951 году снова рабочий Ястребовской оросительной станции Фёдор Сотников доставил в Старооскольский музей обнаруженные им в Старом русле реки Стуженёк кости мамонта: две нижние челюсти и берцовую кость.

В прилегающих к Поосколью районах также часто находят остатки скелетов доисторических животных. В частности, одним из работников Прохоровского птицесовхоза найден в 1949 году недалеко от хутора Грушки в глинистом слое на глубине 3 метров целый скелет мамонта, перевезённый потом в Курский областной музей.

В июле 1952 г. учитель Федосеевской школы А.В. Верейкин обнаружил у большого Барановского моста через реку Оскол, в полутора-двух километрах западнее деревни Геросим, у песчаных холмов остатки скелета и зубы давно вымершего вида носорогов, обитавших в Поосколье в доледниковый период и в период великого ледника, который не затронул наш край и не повредил его самобытной флоры и фауны. Над экспонированными в витрине музея костьми носорога доледникового периода подвешены на шнурах картина с изображением носорога, большая этикетка и плакат с пояснительным текстом: "По соседству со стадами мамонтов бродили в одиночку или небольшими группами волосатые носороги, кости которых, как и кости мамонтов, часто находят в пределах края".

Ниже мы помещаем фотоснимок этой иллюстрации.

http://kavicom.ru/uploads/sub/0499ed0c_Foto2.jpg

Фото 2.

 Но особый интерес людей вызывает к себе реликтовые растения, являющиеся живыми остатками того, что произрастало на земле сотни тысяч, если не миллионы лет тому назад.

По вопросам доледниковой флоры в нашем крае в годы предвоенных пятилеток работали крупные советские учёные - Комаров, Келлер, Козополянский. Они создали обогатившее мировую науку описание реликтовых растений и объяснение их природы, географии размещения.

По этому описанию, в окрестностях деревни Меловое Мантуровского района Поосколья значились обширные массивы алаунского златоцвета и волчьеягодника Юлии - важных реликтовых растений Поосколья, нужных для нашей отечественной науки, для нашего социалистического хозяйства.

К сожалению, общественность и власти деревни Меловое легкомысленно отнеслись к реликтовым растениям и допустили выпас скота на склонах урочища "Букреевы бармы", в результате чего нанесён непоправимый урон советской науке: где до Великой Отечественной войны зеленел ковёр реликтовой растительности, теперь белеют голые меловые отложения.

Этот случай обязывает нас более усердно охранять и изучать реликтовые растения, имеющиеся и в других местах Поосколья. В урочище "Лог Сурчины", например, на землях колхоза "Путь Ленина" Горшеченского района произрастает единственная в мире меловая-приземистая берёзка.

Карликовые берёзки ледникового периода обнаружены в районе деревни Ржавец Ястребовского района и в рощах Нижней Дорожни, Головища, а также вблизи станции Роговое на Москва-Донбасской жел. дороге, севернее Старого Оскола.

В урочище "Лысые горы" у села Сергиевки Боброво-Дворского района имеются сплошные заросли мохнатого проломника и других редких растений, произрастающих на склонах гор.

Недалеко от города Нового Оскола, на северной стороне "Жестовой горы", обнаружен реликтовый кустарник-волчьеягодник Софья, произрастающий под сенью 16 сосен - остатка могучих сосновых лесов на меловых горах третичного, то есть доледникового периода.

Специалисты не без основания утверждают, что семена этих реликтовых сосен урочища "Стенки взгорья" могут быть с большой пользой употреблены для облесения меловых гор, распространённых в Поосколье. Да и, кроме того, использование семян реликтовых сосен позволит восстановить натуральные сосновые боры третичного периода и даст возможность советскому человеку своими глазами посмотреть леса, произраставшие в нашем крае тому миллионы лет назад.

Дафния Юлия, мохнатый проломник, своеобразные "стреляющие" ковыли и другие реликтовые произрастают также в Баркаловском государственном заповеднике по склону гор урочища "Подгорное" на землях колхоза имени Ватутина Ястребовского района. Много интересных растений, в том числе лекарственных, в Ямской степи, воспетой местными поэтами и прославленной в народных легендах.

В Ямскую степь часто отправляются экскурсии учителей и учащихся, местных краеведов, вообще любителей края и его достопримечательностей. В музее собраны и обработаны краеведом Д.М. Рождественским различные гербарии растительности Баркаловского заповедника и Ямской степи (в 25 км юго-западнее Ст. Оскола, в 5 км юго-западнее с. Александровки).

В нашем распоряжении оказались два фотоснимка отдельных эпизодов работы краеведческой экспедиции, организованной в Ямскую степь 24 июня 1948 года. На помещаемом здесь первом фотоснимке запечатлён момент, когда одна из групп участников экспедиции приступила к предварительной обработке собранного ею растительного материала и к упаковке его для доставки в музей.

http://kavicom.ru/uploads/sub/38a6ca97_Foto3.jpg

Фото 3.

 На втором фотоснимке дана группа участников экспедиции, развернувших своё знамя перед отъездом из Ямской степи в город. Готовая к движению, слева стоит грузовая автомашина, предоставленная музеем в распоряжение участников экспедиции.

http://kavicom.ru/uploads/sub/3aba9870_Foto4.jpg

Фото 4.

 В настоящее время в Ямской степи рядом с девственной растительностью шумят колхозные хлеба, плещется ржаной океан, золотятся пшеничные моря, зеленеют свекловичные плантации, а несколько веков назад курские порубежники сторожили здесь южную границу Московского государства и в кровосечных боях отражали вражеские набеги.

Вдохновлённый романтическим прошлым Ямской степи, народными былинами и песнями о ней, а также её сверкающим настоящим и запахом зреющих пшениц, местный поэт Виктор Федотов, ныне студент Харьковского инженерно-строительного института, написал стихотворение "Ямская степь".

Это стихотворение, опубликованное в № 2 "Литературно-краеведческого журнала" Старооскольской средней школы рабочей молодёжи за 1951 год, помещаем ниже.

 

 ЯМСКАЯ СТЕПЬ

Наш древний край - размах степей,

Раздолье удали мятежной,

И быстрый бег коней

По дороге белоснежной...

Ах, степь Ямская!

- Природы русской воплощение,

Соками цветов и трав

Ты ранам порубежников давала исцеление.

Потом не раз в час ночной,

Когда сны витали у постели,

Ямщик от бедности хмельной

Тебе, как деве непорочной,

Песню пел скорби и тоски,

И ты ласкала ненарочно

Его на девственной груди.

Бедняга, сладость неги предвкушая,

Впадал на век в объятья сна,

Спокойно, тихо умирая.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ах, степь Ямская - седая старина,

Ты молодо шумишь теперь пшеницей золотою,

Где веками лежала дрёма-целина.

Шуми и радуй человечий взор:

Колхоз великою семьёю

Прекрасный, с т е п ь , занял твой простор.

В. Федотов

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 Часто возникает вопрос о причине, в силу которой реликтовые растения могли сохраниться до нашего времени и не были уничтожены животными или человеком в прошлом.

При ответе на этот вопрос следует обратить внимание на тот факт, что большинство сохранившихся реликтовых произрастает в местах неудобных для распашки и выпасов скота. Это обстоятельство, несомненно, как бы оберегало первобытную растительность от уничтожения. Ведь и становищ первобытного человека почти не встречается в местах современного произрастания реликтовых растений.

В более же позднее время, когда бродивший в поисках пищи человек-собиратель, возможно, проникал и в места нынешнего произрастания реликтовых растений, но вреда им не имел основания нанести: они не давали съедобных корней или ягод, почему и были для человека-собирателя совершенно безразличны.

Кроме того, надо иметь в виду, что человеческое население в нашем крае до самого XVII века было редким, так что для природы имелось много возможностей в ряде мест сохраниться в первобытной девственности. В пору же развития наук на Руси, реликтовые растения вызвали к себе интерес, были взяты под защиту государства, а места их произрастания объявлялись заповедниками.

Что же касается животных, которые могли ликвидировать растительность, как "козы в Греции... оголили все горы страны" (Ф. Энгельс, Диалектика природы, ОГИЗ, 1946., стр.138), то против них иная степная и лесная растительность не так уж всегда беззащитна, как это кажется на первый взгляд: одних животных она отгоняла своей несъедобностью и ядовитостью, других - специфическим запахом, вызывавшим у животных безграничное отвращение, третьих своеобразной формой "нападения" на животных, что воспитывало у последних наследственный инстинкт страха перед данными видами растений.

Известны, например, такие остаточные от третичного периода ковыли, которые почти несъедобны для животных и сами собой "стреляют" в них своими семенами, причиняя при этом животным мучительную боль и вызывая у них страх.

Страх животных объясняется тем, что обломленные их ногами чрезвычайно упругие и по-особому пружинящие в суставах стебли реликтового ковыля быстро взлетают в воздух и машут при этом пушистыми метёлками перед глазами вторгнувшегося в ковыльную заросль животного. Последнему кажется, что его кто-то хлещет по глазам и порошит их пылью, вызывающей резь и даже воспаление глаза.

Боль же проходит потом, вслед за возникновением чувства страха у животного. Почему же возникает боль? Дело в том, что семя реликтового ковыля напоминает по форме конец буравчика и находится на самом конце семенникового стерженька, как наконечник стрелы. Только "стрела" здесь походит на спираль и поэтому немедленно ввинчивается в кожу "обстрелянного" животного под действием тепла и испарения его тела.

Даже длинношерстным животным, как овцы, не спастись от возмездия семени ковыля: упав на животное и подвергаясь воздействию тепла и испарения, исходящих из тела, спиралевидный стерженёк приходит во вращательное движение. Прикреплённое к нему буравцевидное семечко также начинает вращаться и вбуравливаться в шерсть, пока достигнет кожи и ввинтится в неё. Там семечко набухнет от крови, может дать росток. Конечно, боль при этом примет невыносимую остроту.

Тысячелетний опыт животных научил их инстинктивно остерегаться ковыльных зарослей и обходить их подальше. Вероятно, и другие реликтовые растения спасли себя от уничтожения животными подобными средствами обороны.

Один из слушателей краеведческой лекции бросил реплику: "А почему же не защитили себя от животных реликтовые растения на склонах урочища "Букреевы бармы" в районе деревни Меловое Мантуровского района?"

Это совсем другой вопрос. Во-первых, реликтовые росли здесь в вперемешку с современными вполне съедобными травами, так что последние привлекли к себе животных, а реликтовые были не съедены, а просто снесены с лица земли копытами животных, которые ходили взад и вперёд в поисках травы.

Во-вторых, наши современные животные столь отличны от животных третичного или четвертичного периодов, что некоторые охранные качества реликтовых растений (запах, например, или ядовитость) не могли повлиять на них в такой степени, как влияли на первобытных животных. У Энгельса на этот счёт мы находим очень справедливое замечание: "хищническое хозяйство" животных играет важную роль в процессе постепенного изменения видов, так как оно заставляет их приспособляться к новым, необычным для них родам пищи, благодаря чему их кровь приобретает другой химический состав и вся физическая конституция постепенно становится иной, виды же, установившиеся раз навсегда, вымирают. Не подлежит сомнению, что это хищническое хозяйство сильно способствовало превращению наших предков в людей..." (Ф. Энгельс, Диалектика природы, ОГИЗ, 1946 г., стр. 138-139).

Но в наше время человек не имеет права вести "хищническое хозяйство" и не может передоверить пастьбу своих стад реликтовым растениям, как это сделали граждане из деревни Меловое в наивной надежде, что реликтовые и сами не дадут животным повредить их. Люди обязаны охранять все реликтовые, даже и "стреляющие" ковыли, попадать в заросли которых животные добровольно не желают, но могут быть загнаны туда по обстоятельствам и снесут их с лица земли своими копытами.

А беречь нам есть что. В нашем крае существуют многие "загадочные растения", резко отличные от обыкновенных степных и дубравных растений. Интерес к ним проявился давно, но нельзя ещё сказать, чтобы все они были полностью изучены. Возможно, некоторые из этих растений значатся в числе просто "дикорастущих" или даже сорняков.

По архивным документам уездного и губернского земств, по запискам Московского Университета Петербургского ботанического сада известно, что в Старооскольском уезде бывшей Курской губернии в 1900 году было создано Богородицкое опытное поле на площади в 30 десятин. Не касаясь здесь всей его другой деятельности, внесшей в своё время существенный вклад в мировую агрономическую науку, скажем лишь, что работой этого поля живо интересовались Петербургский ботанический сад, Московский Университет и ряд заграничных Университетов и институтов.

Славу этому полю принесло не только то, что работники опытного поля И. Пульман, Н. Тарасов, студент-ботаник Московского Университета Б. Гальянов, специально рекомендованный сюда профессором А.Н. Сабаниным, и др. добились высоких для того времени урожаев зерновых (Ржи до 114 пудов с десятины, пшеницы - до 118 пудов, гречихи - до 100 пудов, проса - до 180 пудов при посеве её широкими междурядиями и с применением пропашки и окучивания). Славу полю принесло ещё и то, что его работники проводили большие научные исследования, проверяя их результаты практикой. В частности, они производили сравнительно-ботанический посев 9 видов местных дикорастущих клеверов и 61 вида из разных стран Европы с целью получить устойчивые перед засухами и высокопитательные кормовые травы, обогатили науку своими обобщениями и исследовательскими работами.

Они, например, сделали цифровые подсчёты и составили таблицы по метеорологии за 22 года (с 1890 по 1911 гг.) и по урожайности и развитии главнейших культур опытного поля за 12 лет (с 1900 по 1912 гг.), составили гербарий всех видов клевера и дали описание дикорастущих местной флоры до 210 различных видов, включив сюда и некоторые реликтовые растения. Они исследовали также влияние занятых паров на урожай и т. д. (смотрите журнал 48 заседания Старооскольского уездного земства от 10 октября 1912 г.) Это наследство принадлежит теперь советскому народу и должно быть использовано.

Но в данном случае нас интересует факт описания научными работниками Богородицкого опытного поля 210 видов дикорастущих флоры нашего края и включение в число дикорастущих некоторых растений из числа реликтовых.

Не пора ли партийной, советской и научной общественности нашего края вплотную заняться вопросами его растительного мира и, используя помощь Академии с/х наук СССР, закончить изучение и описание всех видов растительности края, в том числе реликтовой, найти пути наиболее полного использования этой растительности в научных целях и в с/х целях практического коммунистического строительства? Кажется, давно пора.

Настоящую главу книги полагаем закончить выяснением вопроса о возникновении названия реки Оскол, давшей имя всему нашему краю и двум городам - Старому и Новому Осколам.

Реку Оскол в легендарных рассказах наши предки называли рекой "Рось". Теперь этот факт научно подтверждён изысканиями советских учёных, в том числе изысканиями академика Б.Д. Грекова. В своей статье "Образование Русского государства" он писал: "В нашем распоряжении имеются факты.., что термин "рос", или "рус", был хорошо и очень давно (конечно, до всяких варягов) известен в нашей стране (река Рось - приток Днепра); Волга называлась тоже Рос; О с к о л - Рось; Роска на Волыни и др. Византийский писатель VI века Захарий (псевдо-Захарий) знает народ рос и пишет о нём следующее: "Народ, им (амазонкам) соседний, есть рос - люди, наделённые огромным телом... Кони не могут носить их вследствие их тяжести" (Вероятно, так объяснял Захарий непривычку руси к конному строю и предпочтение ему в то время строя пехотного) "("Преподавание истории в школе" № 4, 1958 год, стр. 20)

Греков утверждал, что в конце VI, до наступления аваров, существовало большое политическое объединение восточного славянства и что этот народ, вероятно, называл себя русью.

Разумеется, что жители Поосколья принадлежали к этому славному политическому объединению, иначе река Оскол не могла бы именоваться в эту пору словом "Рось".

Но слово "Рось" имеет более позднее происхождение, чем слово "Оскол", почему и происхождение последнего объяснить гораздо труднее, чем первого. Этим занимались историки с давних пор.

Карамзин, например, подметил, что к берегам реки Оскол местами подходят крутые меловые горы, похожие на оскаленные зубы какого-то огромного чудовища. Поддавшись поэтическому зрительному образу, Карамзин сделал вывод, что название главной реки нашего края происходит именно от этого вида прибрежных меловых гор, похожих на оскаленные зубы.

Конечно, слово "Оскал" в фонетическом (звуковом) отношении сильно совпадает со словом "Оскол". Можно бы и согласиться с Карамзиным, если бы лингвисты доказали закономерность изменения гласной "а" во втором слоге слова "Оскал" в гласную "о". Но лингвисты, наоборот, отрицают возможность такой метаморфозы гласного. Для превращения гласного "а" в гласный "о" нужны совершенно другие звукосочетания, чем в слове "Оскал".

Да и сомнительно, чтобы зрительный образ вида меловых гор был перенесён на название реки, тем более ещё, что меловые оскалы гор-зубов не на всём протяжении подходят к берегам реки и совсем нигде не отражаются в зеркале Оскола. Тогда ещё можно бы было объяснить название реки тем, что она отражает в своём зеркале оскаленные меловые зубы-горы.

Автору этих строк приходилось наблюдать в Валдайских лесах речку, которую местные жители зовут Подберезенькой, потому что она на всём протяжении течёт среди берёзовых лесов, отражающихся в её спокойных водах. Да и вообще в Валдайских лесах очень часто деревни и речки носят лесные названия по причине господствующих здесь бесконечных лесов.

Короче говоря, утверждение Карамзина несостоятельно. Более правильным будет предположить, что слово "Оскол" имеет такой же смысловой исток, как и также давно возникшее слово (понятие) "Осколок".

Наука уже доказала, что реки Оскол, Псёл, Северный Донец, Ока, Ворскла имеют ледниковое происхождение и берут своё начало на просторах водораздельной возвышенности от Ельца до Белгорода.

Люди конца ледникового периода, живя вблизи кромки льда, не затронувшего наш край, безусловно заметили, что огромные массы воды из-под ледника в районе современного Ельца дробились потом (раскалывались) водораздельной возвышенностью, как огромной гребёнкой, на целый ряд речек и рек различного направления.

Под впечатлением этого факта и при наличии у человека опыта скалывания более тонких пластин от большого камня, чтобы сделать потребное для человеческих нужд каменное орудие, первобытные люди могли рассматривать дробление могучего водного потока на ряд более мелких потоков-рек в качестве результата работы какого-то неведомого существа, "раскалывающего" воду на части, как человек раскалывал на части камни.

Отсюда и могло зародиться в сознании людей и передаться потомству понятие "Оскол" (Осколок), присвоенное потом в качестве наименования одной из рек ледникового происхождения.

Косвенное подтверждение такого вывода мы находим и в бытующем названии других рек упомянутой нами группы. Например, наименование "Сейм" звучит почти как "Семь" (седьмой Оскол или седьмой осколок); наименование реки Псёл имеет тесную смысловую связь с числительным "пять" (Возможно, пятый Оскол или пятый осколок) и т. д.

Конечно, нет никакого основания утверждать, что наименования рек появились одновременно. Наоборот, в этом деле была своя история: в одном случае наименование рекам, возможно, дано при матриархате (так, например, один из притоков Псёла носит женское имя - Пена), в другом случае - уже при патриархате. Так приток Оскола называется по-мужски "Осколец", что звучит как уменьшительное от мужского имени "Оскол" и указывает на более позднее возникновение этого названия, чем название Оскол.

Кстати сказать, Осколец совершенно не протекает мимо гряды меловых гор, напоминающих по своему виду оскаленные зубы, и, следовательно, показывает против карамзиновского предположения о зависимости названия реки Оскол от наличия в районе его русла меловых гор-зубов.

Надо полагать, что дальнейшие исследования внесут свои исправления и дополнения в наши понятия о прошлом края и о причине наименования его основной реки Оскол. Но одно уже и сейчас несомненно: Оскол имеет очень древнее, ледниковое происхождение, но течёт по территории, не знавшей обледенения и потому сохранившей много живых и мёртвых остатков растительного и животного мира третичной и четвертичной эпох. И эти отзвуки истекших тысячелетий волнуют современников, будят их пытливую мысль и правомерно вызывают жажду к познанию и объяснению этого далёкого прошлого края, чтобы успешнее строить его сегодня.

Добавить комментарий
 
+1
1
-1
 
Просмотров 6053 Комментариев 7
Комментарии (7)
15 января 2010, 12:39 #

Вот, уже лучше! С фотографиями, пусть и не отцентрированными!

Гораздо читабельнее. Рекомендую еще подумать о разбиении текста на смысловые главы, чтоб выкладывать не больше трех страниц печатного текста - практика показывает что более объемные тексты здешние юзеры не читают. Правда, они обычно не читают и то, что больше листа, но все же есть Избранные, которые "асиливают" три листа.

 
+1
0
-1
 
15 января 2010, 13:11 #

Мне гораздо приятнее читать такие вещи, держа их в руках. Поэтому буду собирать все части в файл, отформатирую для удобства восприятия, а потом распечатаю. Подозреваю, что много придется печатать.

 
+1
0
-1
 
15 января 2010, 13:20 #

imago, а ты сверстай в книгу)

 
+1
0
-1
 
15 января 2010, 13:32 #

Не знаю, надо попробовать.

 
+1
0
-1
 
15 января 2010, 14:57 #

АГа. И наплюй на авторские права!

 
+1
0
-1
 
15 января 2010, 15:02 #

chuevsf, для личного пользования, а не для тиражирования. Для личного разрешается.

 
+1
0
-1
 
18 января 2010, 12:26 #

Прочитал полностью. Весьма интересно местами, особенно про происхождение названия. Хотя вкрапление цитат советских идолов считаю в наше время бессмысленным, но раз так захотел сын автора - пусть так и будет. Хорошо, что упомянуто о фактах переделки истории досоветского времени. Понятно почему автор не стал углубляться в это вопрос и продолжать о том, как в его время искажали не только историю, но и современность - его книга попросту не вышла бы. Но намеки в тексте есть и весьма, на мой взгляд, понятные.

Любопытным является еще и употребление названия "Пооскольский край".

Язык автора живее некоторых его современников, хотя книга, на мой взгляд, интересна скорее историкам и краеведам и вряд ли в наше время приобрела бы массового читателя, особенно в молодежной среде.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии