Не боги горшки обжигают

добавить в избранное
9 марта 2010, 21:10, Дема

Татьяна Шиян - гончар со стажем. Вот уже почти 17 лет она мастерит прекрасные традиционные народные гончарные изделия – квасники, кувшины разной формы, кунганы и другие декоративные сосуды. Есть у нее и свои ученики - в ее кружок в Старооскольском центре декоративно-прикладного творчества ходят как дети, так и взрослые. Несмотря на огромный опыт Татьяна продолжает учиться сама у признанных мастеров старооскольской глиняной игрушки. А главное - она создает такие шедевры, перед которыми склоняются члены жюри крупнейших российских выставок.

http://kavicom.ru/uploads/sub/b269785d_1.jpg

Творить Татьяне нравилось с детства. Вот только начиналось все не с глины и даже не с пластилина, а с красок. Попутно с учебой в школе она помогала выпускать стенгазету, занималась в изостудии. После выпускного поступила в Губкинское профтехучилище на специальность художник-оформитель. О гончарной работе она и не думала и связала свою жизнь с этой профессией только благодаря случайности. Уже когда она заканчивала училище к ним в группу зашел директор завода силикатного кирпича Николай Копоть. Он рассказал, что при их заводе открывается мастерская художественной керамики для производства товаров народного потребления. Да вот беда - мастеров у них нехватка. Однако есть возможность направить желающих научиться гончарному делу на целый месяц в Белоруссию, где они будут проходить стажировку у опытных ремесленников. Желающих оказалось много - почти 15 человек. Однако после прохождения обучения их число уменьшилось почти вдвое, а спустя несколько лет после начала работ осталось всего четыре человека. Среди них была и Татьяна.

- Мы становились мастерами не сразу, а путем многолетней работы. Утром приходишь, получаешь наряд-задание и весь день его выполняешь. Изделия были самые разные - цветочные горшки, тарелочки, горшочки под жаркое, вазы, пивные кружки, даже бочонки! Причем на все устанавливалась своя норма, которую надо было выполнять. Именно благодаря вот такой каждодневной работе и вырабатывалось столь необходимое умение чувствовать глину, управлять ей, появился свой стиль в керамике,- вспоминает Татьяна Шиян.

У каждого мастера в мастерской керамики было свое поле для работы, в зависимости от того, что лучше получалось. Один лепил, второй занимался затиркой и обжигом, третий декорировал, четвертый расписывал или глазировал. Начинали с небольших поделок, в несколько сантиметров высотой, но с каждым месяцем хотелось сделать выше и больше. Первые изделия довольно быстро расходились, у мастеров появлялись новые заказы.

- Недавно увидела одну такую вещь, сделанную в первый год работы, и сразу отметила все ее недоработки - плохо прилепленную ручку, неровность краев. Но тогда нам казалось, что мы делаем шедевры. Сравнивать было особо не с чем, да и спрос на нашу продукцию был очень хороший, - рассказывает Татьяна.

В мастерской она проработала 15 лет и прошла весь путь от ученика гончара, до мастера профессионала.

В 2007 году Татьяна переехала жить в Старый Оскол и устроилась мастером гончаром в Старооскольский Центр декоративно-прикладного творчества.

http://kavicom.ru/uploads/sub/6738fea6_3.jpg

Каждый понедельник и среду в мастерской ЦДПТ многолюдно - приходят ученики, желающие научиться лепить из глины. За гончарный круг они пока еще не садятся, занимаются ручной лепкой. Кирилла, сына Татьяны Шиян, среди них нет - ему всего шесть лет и круг увлечений у него пока другой.

Передавая свои умения и навыки другим гончар сама перенимает опыт народных мастеров Лобынцевых, которые, в свою очередь, учились у сестер Гончаровых, известных старооскольских игрушечниц.

- Все начинается с выбора подходящей глины. Опытный гончар знает более 20 видов глины и далеко не каждая подходит для хорошего изделия. Если необходимая глина есть гончар ее замешивает, потом с помощью круга придает нужную форму. Я никогда заранее не рисую эскиза, делаю «на глаз». Тем более, что все равно невозможно сделать двух одинаковых вещей, каждая эксклюзивна, особенно если ваять из нескольких частей. После просушки заготовки идет этап ее декорирования и обработки, а затем уже и обжиг. На каждом этапе есть риск того, что изделие лопнет или сомнется. Особенно, если делать в прорезной технике, когда стенки сосудов становятся очень тонкими и хрупкими, - поясняет Татьяна Шиян.

http://kavicom.ru/uploads/sub/8183fd7f_4.jpg

Татьяна возрождает традиции с использованием известных народных способов обработки сосудов: глазури, чернолощение, молочение.

- Я сапожник без сапог, - смеется Татьяна. – Люблю дарить свои работы друзьям и близким. Лучшее из того что было сделано находится на постоянных выставках и в фонде Центра декоративно-прикладного творчества.

На прошлой неделе Татьяне Шиян вручили удостоверение народного мастера Белгородской области. Она была удостоена этого звания за сохранение и развитие народных традиционных промыслов родного края. В гончарном деле таких мастеров по области единицы, ведь работа эта очень сложная.

Автор текста - Алексей Деменко

Статья ранее была опубликована в газете

http://kavicom.ru/uploads/sub/c84a1864_k_tekstu.jpg

 
+1
0
-1
 
Просмотров 2923 Комментариев 3
Комментарии (3)
10 марта 2010, 13:38 #

В слове "кунган" мне слышится другая буква "куМган", если не прав, поправьте.

 
+1
0
-1
 
10 марта 2010, 13:58 #

Цитата
в разных местностях одно и тоже называют по разному

 
+1
0
-1
 
12 марта 2011, 01:16 #

Танечка, если вы посещаете данный сайт. есть желание с вами познакомиться, я скоро буду в Старом Осколе. не против, напишите пожалуйста.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии