15-ый театральный сезон. Размышления накануне…

добавить в избранное
16 апреля 2010, 16:06, Дема

Для театра солидный возраст. Юбилейный.

Рождённый в Севастополе Виктором и Людмилой Оршанскими, с их энергией организаторов студийной атмосферы, азартом, чутьём специфики детского театра, коллектив 15 лет назад приехал на гастроли в Старый Оскол и по любезному приглашению администрации города, остался здесь насовсем. Нелегко дался этот переезд. Часть труппы осталась в Севастополе, пережила трудные времена отчаянья, становления, но сейчас впервые на Украине получила статус Академического Молодёжного театра, а руководитель Людмила Оршанская недавно стала заслуженным деятелем искусств Украины.

Старооскольская часть труппы за прошедшие годы не просто устояла, окрепла и выдержала испытания временем, но и воспитала при помощи Ярославского государственного театрального института несколько поколений учеников. И самозабвенно репетировала и выпускала спектакли, искала свою афишу, своё лицо, своего зрителя.

Легко создавать театр там, где сильны театральные традиции. Но как это сделать там, где их не было? Как вырастить любителей театра, не потеряв их доверия, не разочаровав? Какой создать репертуар? На лучших образцах драматургии? Или на том, что актуально сегодня? Или ограничив себя нынешними возможностями актёрского состава? Или помнить, что у Молодёжного театра несмотря ни на что особая миссия: соединить все зрительские поколения?

С какого возраста можно посещать сказочное представление в драматическом театре? Психология творчества настаивает: не ранее шести лет. А тем, кто ещё не достиг шести? Кукольный театр. Но если его в городе нет?

Как сделать так, чтобы первая встреча с театром, в каком бы возрасте она не состоялась, пробудила бы непременное желание придти сюда ещё и ещё раз? И далее на всю оставшуюся жизнь?..

Как победить бытующее мнение социологов, что в любом городе 85% населения не только не ходит в театр, а даже не знает о его существовании? Как сделать так, чтобы в нашем городе 85% жителей без какого-либо принуждения, а по возникшей традиции, толпились у театра и считали за счастье достать лишний билетик?

Как приспособить помещение Дома Культуры не к театру одного спектакля, где по американской системе он идёт до тех пор, пока есть рыночный спрос? Приспособить не к заезжим гастролёрам, сыгравшим спектакль и покинувшим наш город? Как превратить бывший ДК в помещение репертуарного театра, - уникальное Российское завоевание XX столетия? С труппой, являющейся коллективной художественной индивидуальностью – ансамблем, с афишей в 30 спектаклей, с необъятным количеством декораций, бутафории, реквизита, костюмов?

Как оснастить сцену современным профессиональным оборудованием, не нарушающим ни охраны труда, ни противопожарной безопасности?

Вопросов много. Но на один из них можно ответить определённо!

Пожалуй, самое главное завоевание за эти 15 лет, - как не искажено сегодня это понятие – Патриотизм! Да, любовь к городу, к его жителям, тем, кто семь раз в неделю всё чаще с аншлагами заполняют зрительный зал, кто создаёт своей реакцией атмосферу истинных любителей не провинциального, а столичного театра.

И ещё о завоевании. Невозможно строить театр, не зная его истории.

Российский театр, в том числе и мы, живём в модели, которая была изобретена в 1898 году при создании Московского художественного театра Станиславским и Немировичем-Данченко. Надо сказать, что Станиславский трижды объявлял о том, что МХТ умер. Через 8 лет после создания, через 15 и через 20. Немирович-Данченко предупреждал о глубоком кризисе любого театра через 15 лет. Причин много. Главная? Есть такое понятие «усталость материала». Устаёт не модернизированная сцена. Устаёт играть молодых повзрослевшая труппа. Выход? Внедрять в оснащение сцены и зала новые достижения техники. И каждые пять лет необходим приток свежих сил.

В нашем театре уже три года идёт обучение студентов. Сезон 2010-2011 выпускной. Но уже год студенты Ярославского института играют дипломные спектакли. Кто-то может спросить: «Не рано ли?»

Вот что о студентах, актёрах и об уровне нашего театра говорит в теле-интервью доцент ЯГТИ Андрей Владимирович Зубков:

- Я хочу поздравить Старый Оскол с тем, что здесь родилась, на мой взгляд, замечательная труппа. Это не только здание, не только талантливый режиссёр, сейчас можно говорить о том, что родилась труппа, которая может быть интересна всему театральному миру. Почему? Потому что здесь есть самое главное, чего не хватает в столичных театрах. Это очень редко можно встретить сейчас. Это настоящее. Это не форма, а в первую очередь задевающее душу содержание, а потом уже от содержания идёт форма. И я с этим поздравляю Старый Оскол.

Очень приятно было бы, если люди, от которых зависит материальное благополучие этого театра, обратили бы взоры на него, потому что мне кажется, что это одно из достояний этого города. Я завидую. К сожалению, у нас в Ярославле этого нет.

Вот сейчас мы посмотрели спектакль по рассказам Василия Шукшина «Приезжие». И та проблема, которую Семён Михайлович пытался поднять вместе с актёрами и студентами в этом спектакле: «кто же мы на этой земле – здешние или приезжие»? Вот у ребят эта «бацилла» засела, они думают о том, что они здешние, а не приезжие. И я очень рад, что в Старом Осколе появился такой режиссёр, такой театр, который не «приезжие», который «здешние». Это большая радость для города.

А вот впечатления проректора ЯГТИ, профессора Ирины Викторовны Азеевой:

- Студенты находятся на экваторе своего профессионального обучения. «Три сестры» и другие спектакли, которые мы видели, говорят о том, что вашему городу в очередной раз повезло. Ему уже в третий раз везёт, потому что это третий выпуск наших ребят. Они все очень разные. Эти ребята другие, они сегодняшние. И Чехова чувствуют, и живут в Чехове, как это чувствует сегодняшний человек. Это очень интересно, и я думаю, впереди у них ещё много интересных работ. Поздравляю город с такими молодыми актёрами.

К сожалению, почти все студенты прошлого выпуска 2005 года уехали в Москву за заработком. Мизерные зарплаты не соответствовали объёму работы. Хорошо обученные здесь, они стремились попасть в лучшие столичные театры. И ещё потому, что считали: у театра в Старом Осколе нет будущего. театр городу не нужен.

В настоящее время положение резко изменилось. Работая над высокой драматургией, театр создал Художественный репертуар, где сбалансированы спектакли для детей, подростков и взрослых. За последние три года не сорвано ни одно представление, планомерно, ритмично идут выпуски новых спектаклей, в несколько раз увеличилась зрительская посещаемость.

О чём мечтается? О том, чтобы это так любовно выращенное нами поколение студентов слилось с мастерами коллектива, чтобы это поколение не стремилось ни в Москву, ни Санкт-Петербург. Наоборот, из Москвы, да и из других театральных городов изыскивали возможность работать у нас.

И последнее.

Мы прекрасно понимаем, что любой репертуарный периферийный театр находится на дотации муниципалитета. И от возможностей и отношения властей города к театру зависят перспективы его развития. Но бюджет муниципалитета не безграничен.

Нужна государственная программа. Необходимо, наконец, принять так долго обсуждаемый закон о театре. Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что театральное искусство должно поддерживаться государством. Такое мнение он высказал в ходе встречи с российскими и зарубежными театральными деятелями в Таганроге, куда он приехал на празднование 150-летия Чехова. ИТАР-ТАСС.

Президент привел и такие цифры: в России сегодня — около 600 репертуарных театров, в них каждый год идет около 130 спектаклей, которые посещают 30 миллионов человек. «Если две последние цифры — не лукавство, то это очень хорошие цифры», Президент подчеркнул, что нужно грамотно выстраивать политику по поддержке театров, в том числе и финансовую. ИТАР-ТАСС.

Будем надеяться!

В системе Станиславского есть такое понятие - СВЕРХЗАДАЧА. Многие пользуются этим понятием, не зная, что на самом деле имел в виду основатель системы. Станиславский говорил, что это тайная мечта о счастье. Тайны не раскрывают. Иначе не сбывается. И, тем не менее, рискуем.

Мы мечтаем, чтобы в течение ближайших лет Театр для Детей и Молодёжи стал ещё одной визитной карточкой любимого нами города!

Художественный руководитель СТДМ Семён Лосев

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 2598 Комментариев 34
Комментарии (34)
16 апреля 2010, 20:42 #

Театр давно является визитной карточкой города, без натяжек. А его НЕ посетители и НЕ зрители, пусть считают, что его нет

 
+1
0
-1
 
16 апреля 2010, 21:11 #

sablon, а чего в моей ветке не отметился?

 
+1
0
-1
 
16 апреля 2010, 22:06 #

lioka, это в какой именно?

 
+1
0
-1
 
17 апреля 2010, 01:05 #

Дема, ну, про театр, естественно

 
+1
0
-1
 
17 апреля 2010, 14:56 #

Лиока Отметился, но не писал ничего. Устаю, земли много, а времени...

 
+1
0
-1
 
18 апреля 2010, 20:34 #

Народ серьёзные темы не любит, особенно про театр. Это заметно по комментариями. Желаю, чтобы мечта "театра" сбылась.

 
+1
0
-1
 
Guest
18 апреля 2010, 20:41 #

Алисааа, а зачем ты театр в кавычки взяла?

 
+1
0
-1
 
18 апреля 2010, 22:26 #

подпишусь под каждой строчкой статьи.....только печально,что полемику по поводу театра ,можно считать закрытой..посмотрите фильм " Аполло-13" ну ,летают на Луну и летают...ну есть театр и и есть ..стали выяснять не как положение исправить,,а кто кого в кавычки взял...Может и правда театру нужно "не быть,"?чтобы было понятно,что хранили плохо????предлагаю предвыборную программу будущему Мээээээру.."клянусь ходить в этот театр..!"

Жаль будет ,если мои дети не увидят одно из того ,что повлияло на то ,что они здесь родились..

 
+1
0
-1
 
Guest
18 апреля 2010, 22:38 #

AGN, ну. что за пессимизм? Судя по прежним статьям, нас много. Надо сражаться и бороться. Это ж не борьба за власть. Это борьба за культуру. Хотел бы я помсотреть на того, кто позволит себе ее отменить. За это ПРИНЯТО бороться при любах режимах.

 
+1
0
-1
 
18 апреля 2010, 22:58 #

Мы можем бороться,только приходом в театр..потому ,как последний аргумент,чтоб не прикрыть эту язву на теле нашей трудящейся Ад мини Срации,которая вызывает НУ СТОКА ПРОБЛЕМ,,,а про борьбу ,подумаем в сентябре..как раз перед открытием нового театрального сезона ,но они- не гор срация.они ,я надеюсь, откроют сезон и нас не бросят..А про режимы..Так ещё Колчак говорил " извозчиков ,проституток и актёров-не трогать..они работают при любой власти...."

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 09:29 #

Статья... как бы это сказать... не дойдет ни до большинства зрителей, ни до чиновников. Слишком длинная преамбула, слишком много вопросов, как риторических, так и узкоспециальных. Есть даже ощущение, что вся статья - это преамбула. Но где же честный разговор? Семен Михайлович, это Интернет! Сюда люди приходят общаться! Заявили тему - зайдите , пожалуйста, и ответьте на вопросы зрителей. Так принято здесь, это тоже элемент культуры.

И вот вопросы: почему у театра нет спонсоров? Кто-то занимается этим? Знаю точно, в городе есть масса предприятий, которые были бы просто счастливы оказаться в числе меценатов. Определенно и муниципалитет должен быть "за", раз у них у самих не хватает средств. Но что сделано в этом направлении? Понятно, что этим не должен заниматься худрук - он должен ставить спектакли, что он и делает и за что ему спасибо! Но в театре же есть директор! Чем она вообще занимается? Зачем эта должность?

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 09:45 #

В газете "Оскольский край" опубликованы данные по проверке Контрольно-ревизионной комиссии. Они проверили Управление Культуры, "Комсомолец" и театр. И выяснили, что во всех трех учреждениях неправильно начислялась зарплата, и бюджет города еще и недополучил денег, между прочим! А вы тут сопли развозите. Все вам мало!

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 12:10 #

Забыл(а) представиться_1598, газета "Оскольский край" - самая проститутская газета города. Ей что скажут - то и напечатает. А бюджет города вполне "накормлен" промышленными гигантами. И даже если б культурные учреждения ни копейки бы не давалали в бюджет, муниципалитет должен был бы их содержать и говорить спасибо. А пока в администрации сидят недоумки без соответствующего понимания, пока администрации плевать на то, что за люди тут живут, для кого вообще все тут должно делаться, город будет оставаться быдлоградом. С семечками, окурками и мусором везде, с зассатыми подъездами и лифтами. Хоть миллион мусорок наставьте и туалетов бесплатных наоткрывайте.

Тупизна поражает. Есть же структуры в городе, которые, в отличие от вас невежд, повышают культурный уровень граждан, так вы еще и навар с них хотите иметь! Да вам бы им в пояс кланяться, бездари, вредители и кровопийцы народа!,

Вас самих от себя не тошнит? Или тупо зависть? Обидно, что кто-то тысячи людей собирает и плакать способны заставить, а ваш предел - это пасьянс-косынку собрать. Вы никчемная пыль, о которой никто не вспомнит уже через 10 лет, а эти люди, театр формирует лучшие человеческие качества у людей будущего. Они и только они здесь делают старооскольцев будещего! А вы давайте дальше - сшибать магарычи, пилить деревья и гордиться клумбами. Вы не в состоянии вырастить нормальное культурное поколение горожан! Так нахер кому ваши клумбы? Только ради того, чтоб в очередном конкурсе на благоустроенность взять дипломчик? Так все уже поняли, что грош цена этим наградам. Задумайтесь хоть на секунду, бездари!

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 13:03 #

Забыл(а) представиться_1550, думаю потому, что сокращение. Вот например принято при сокращении слов "станция скорой медицинской помощи" до "скорая" брать слово в кавычки))

AGN, а под чем подписываться? Под предложением о госпрограмме? Окститесь, в Кремле Кави не читают, выстрел в молоко. ИМХО, очень слабая статья. Надо было меньше воды и экивоков и больше конкретики с цифрами.

зритель, согласен и по первому пункту и по второму. Спонсоры то есть, только не те, что были при прошлом руководстве. Да, не вернуть главного любителя и мецената театра, но неужели он был единственным?

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 13:09 #

Пупырышкин, речь идет о результатах проверки в 2009 году, официальный отчет был опубликован в "Крае". В этом нет ничего проститутского - на том же основании ты можешь назвать проститутским этот сайт, потому что здесь тоже много чего печатают. Это был официальный отчет и он был опубликован в СМИ и на сайте администрации, как и должно быть по закону. Так что тут ты зря наехал, это очень хорошо что такие документы теперь печатают.

А вот что касается конкретных обвинений то они смешные. Так, например, цитирую:

Цитата
В МУК «Оскольский театр для детей и молодежи» с декабря 2007 года по февраль 2009 года неиспользовался автобус ПАЗ 320500 балансовой стоимостью 316,4 тыс. рублей, который был передан Театру для осуществления его деятельности, что привело к неэффективному использованию муниципального имущества.

Вот так вот. Берегли жизни актеров, не ездили на антиквариате, а в результате - нанесли ущерб на 316 миллионов? Вот и посудите сами что это за "ущербы" такие

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 13:20 #

"Оскольский край" проститутский не потому что напечатал этот голимый заказной отчет, а потому что печатает подобную йню исключительно в интересах одной стороны. На этом же сайте, как мне показалось, говорят представители разных сторон, вообще кто угодно, как мне кажется. Это уже в плюс. А газеты у нас остаются оплотом идеалогизации - чо напишут, тому типа и верьте. Благо народ уже не верит газетам. НИКАКИМ!

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 13:31 #

Пупырышкин, не надо обобщать муниципальные газеты с частными.

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 13:34 #

Дема, кстати, ты прав. "Автобусом" назвать ту кучу металлолома, не подлежащую ремонту, мог только человек, который до сих пор круче телеги ничего не видел. Совершенно абсурдное обвинение. И это похоже уже на заказуху.

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 13:37 #

А нефиг было театру доли от продаж требовать! (с)

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 13:38 #

Я-то могу и не обобщать, но народ, привыкший воспринимать прессу - как вообще прессу, не различает - частная, муниципальная - и не доверяет НИКАКОЙ! Народ, естественно, из старых. А из новых - так они вообще ничего не читают.

А если Вы думаете, что ваше представление о доверии - и реальное доверие - это одно и тоже, мне вас очень жаль. Так и рождаются величайшие заблуждения.

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 13:47 #

И вот еще. Ваше издание может быть сколь угодно честным, может быть самым честным в мире, но я не буду его читать уже потому, что оно - бумажная пресса. А бумажной прессе я не верю благодаря "Оскольскому краю". Вот роль проститутских изданий в обществе. Они дискредитирует профессии и деятельность.

А журналистам "Оскольского края", я думаю, нужно исповедоваться еженедельно. Просто столько вранья не может не тянуть душу. Не тянуть вообще, и в ад, если высоким слогом. Я сочувствую им всем.

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 14:06 #

Пупырышкин, ну за весь народ не говорите. Лучше подежурьте как-нибудь у газетного киоска да и посмотрите своими глазами))

Относительно доверия: не спорю, что из-за "желтых" изданий падает доверие людей к СМИ в целом. Но я считаю, что публикация отчета в "Крае" снизило доверие гораздо меньше, чем проплаченная статья в той же "Вечерке" о рынках.

Насчет вранья вы все же переоцениваете ситуацию. Если в "Крае" не говорят всей правды это не то же самое, что врут)))

А вообще насчет газет я бы не хотел спорить в комментах этой темы. Позже. Давайте без оффтопа

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 14:40 #

Цитата
Относительно доверия: не спорю, что из-за "желтых" изданий падает доверие людей к СМИ в целом. Но я считаю, что публикация отчета в "Крае" снизило доверие гораздо меньше, чем проплаченная статья в той же "Вечерке" о рынках.

Желтая пресса снижает доверие граждан к прессе в разы меньше, чем политически ангажированная. Факт.

Цитата
Если в "Крае" не говорят всей правды это не то же самое, что врут)))

Не то же самое. Это хуже. Это технологически сформированная ложь. Чисто идеологический механизм. Геббельсовщина фореве.

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 14:42 #

Цитата
А вообще насчет газет я бы не хотел спорить в комментах этой темы. Позже. Давайте без оффтопа

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 18:25 #

Дема, А нефиг было театру доли от продаж требовать! (с) что ты об этом знаешь!?рот открывают,когда уверенны в информации!не надо погружать людей в ложную информацию!!!!!как тебя только в газете держут?тебе совет---НЕ ВСТУПАЙ В ДИАЛОГ (СПОР,итд)с умными людьми!УДАЧИ

 
+1
0
-1
 
19 апреля 2010, 18:31 #

ГАРДЕРОБЩИК СТДМа, что я об этом знаю? Хм. Очень много чего наслышан, причем от обоих сторон. Если ты не заметил (а заметить надо было) слова, что ты процититровал не мои, поэтому я их и отметил знаком (c) без указания авторства. Так что наезд твой не в ту сторону, уймись

Деньги, которые театр "зарабатывает" на билетах он отдает в бюджет, а потому своей "доли от продаж" не имеет и за каждой лампочкой вынужден прощение писать в администрацию. Если бы у театра была "дола от продаж" - он бы мог эти деньги пускать вовремя в оборот и сам решать сколько ему гардеробщиков надо.

По крайней мере так было до начала года, позже я еще на эти темы не беседовал с представителями обеих сторон.

 
+1
0
-1
 
Guest
19 апреля 2010, 22:42 #

кто такая г-жа Ташманова?

 
+1
0
-1
 
Guest
20 апреля 2010, 17:22 #

вот это мозг рвет....., г-жа Ташманова - это новый начальник пресс-службы админисрации. Призванная за тем, чтобы повысить рейтинг главы - ПЕШкина. Посмотрим, что у нее получтися!

 
+1
0
-1
 
20 апреля 2010, 17:34 #

1550,не знаю как там общие рейтинги,а на этом ресурсе,по моему мнению,эти люди(заступнички) скорее вредят рейтингу Пешкина).

 
+1
0
-1
 
21 апреля 2010, 00:47 #

ДЁМА...ХОРОШИИЙ ТЫ МУЖИК,НО НЕ ОРЁЛ"(с)что такое исходящий реквизит,что такое постановочные средства???.что такое разовые ???? и охранная норма..???люди ,которые ,говорят " про долю от продаж " не были ,не видели или не слышали вразумительного ответа ,почему это должно быть...Я ведь вижу ,как Театр старается меня удивить ,но я же не слепой ,чтобы не увидеть ,что стулья и и столы и платья и костюмы и стены,или как у них это называется ,то что у них стоит на сцене,переходят из спектакля в спектакль..Что то мне не позволяет думать,что это диверсия театра..но зачем это нужно тем от которых зависит всё это..????

 
+1
0
-1
 
21 апреля 2010, 12:11 #

AGN, выражайся яснее, зачем такой сумбур??? Да, на реквизит нужны деньги, так о том же и разговор!! Как можно назвать то, что театр по факту не имеет ни копейки с тех денег, что "заработал", а МУПы, насколько мне известно, отдают только часть прибылей??? Почему за каждой лампочкой театр вынужден кланяться администрации? Почему за ящиком для реквизита они были вынуждены обратиться на ОЭМК?

 
+1
0
-1
 
Guest
21 апреля 2010, 12:16 #

Дема, тебе уже ответили выше. Потому что властям театр не нужен по определению. Им нужно тупое быдло. А тетар из быдла делает человека. А это - вред. Чо тут непонятного?

 
+1
0
-1
 
21 апреля 2010, 20:34 #

Идея о власти как о представлении воплощенного вселенского Зла кажется мне забавной, но тупой. Гораздо интереснее идея о невыгодности давать деньги на театр. Другое дело - кормить зоопарк или же покупать автоклуб, с помощью которого агитировать сельчан на следующих выборах...

 
+1
0
-1
 
21 апреля 2010, 21:47 #

ЭТО ,Дёма ,про твоё желание -поменьше воды и побольше конкретики с цифрами...Был в городе театр до 96 года? Да ,был до войны..потом не открыли-причины неизвестны..Кто вообще ,что то понимает в структуре финансирования театра..Судя по полемике,дом рядом с театром ,в расчёт не берем..Ответ один,кто в театре работает ,тот в нём что -то понимает,остальные ,наверное ,должны спросить или жестко взять в свои руки ,типа"не надо семь раз в неделю играть спектакли-экономия на лицо -электроэнергия..или оставляем смотрящего за зданием и тех.бригаду по приёму заезжих звёзд.,но тут маленький упс..техническое состояние театра уровня зародыша инфузории-туфельки..и вся заезжая братия едет прямиком в "Комсомолец "и зрителей больше и фуфло из далека не так заметно..невыгодность давать театру деньги полит.ошибка...за которую МЭЭЭРские ребятки расплатятся своей карьерой..А конкретные цифры мне ,кажется только и засумбурят всех и вся...потому как никто в городе ,кроме работающих в театре, не знают почему должно быть так.Это ,наверное ,как в операционную зайти и начать давать советы хирургу..

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии