СТАРОМУ ОСКОЛУ 417 ЛЕТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 6)

добавить в избранное

В газете ПУТЬ ОКТЯБРЯ № 9(3991) за 30 января 1949 года опубликована статья краеведа Н. Белых ПОСЛЕ РЕФОРМЫ. В этой статье рассказывается о развитии СТАРОГО ОСКОЛА после реформы 1861 года, отменившей крепостное право в России:

ПОСЛЕ РЕФОРМЫ
В прошлом очерке «Эпоха торгового капитала» (см. газету ПУТЬ ОКТЯБРЯ за 15.X.1948 г.) указано, что ряд причин, основной из которых было строительство новых путей сообщения в стороне от Старого Оскола, повлек к некоторому хозяйственному упадку нашего края, что можно иллюстрировать следующими показателями:Количество портных со 120 в 1835 году сократилось до 72 человек в 1850 г.Сапожников со 140 в 1835 году сократилось до 106 человек в 1850 г.Кузнецов с 40 в 1835 году сократилось до 27 человек в 1850 г.Ювелиров с 5 в 1835 году сократилось до 2 человек в 1850 г.Продукция заводов с 1500000 руб. в 1835 году упала до 250000 руб. в 1850 г.В Старом Осколе и пригородных селах начал ощущаться избыток рабочей силы. Накануне реформы 1861 года, по данным записей, из города и городских слобод уходило на заработки по 500–600 человек в другие города. Появились подрядчики, вербовавшие свободных людей на строительство южных городов, в Ростов и в Донбасс. Набирали подрядчики людей и на строительство железных дорог.Первые попытки сооружения железных дорог в Средне-Русской Черноземной области имели место в 50-х годах XIX века, когда было основано Главное общество Российских железных дорог, получившее право строить линии Москва–Феодосия, Курск–Орел–Либава.Из истории мы знаем, что весь ход экономического развития толкал к уничтожению крепостного права. Царское правительство, ослабленное военным поражением во время Крымской компании и запуганное крестьянскими «бунтами» против помещиков, оказалось вынужденным отменить в 1861 году крепостное право…Развитие промышленного капитала пошло быстрее, экономика России становилась капиталистической, государственный строй дворянско-крепостнической России вступил на путь медленного буржуазного преобразования. И во всем этом заключалось прогрессивное значение реформы… Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию…Но помещики и после отмены крепостного права продолжали угнетать крестьян… отрезав в свою пользу значительную часть тех земель, которыми крестьяне пользовались до реформы. В Старооскольском уезде было отнято у крестьян до 25000 десятин земли и различных угодий. Началась мучительная для старооскольских крестьян полоса лет, когда помещики, пытавшиеся приспособиться к новым условиям хозяйствования, и «чумазые лендлорды» (кулаки), арендовавшие и скупавшие у разорившихся помещиков большие земельные участки, вели сельское хозяйство хищническим способом: шло лесоистребление, распашка общинных лугов и выгонов, шло массовое выселение крестьян с насиженных мест на «вольницу», в далекую и холодную Сибирь. В ту пору и началось обезлесение нашего края, прокатились по оскольским полям засухи.Обезземеленному и обездоленному крестьянину негде было в деревне преклонить голову, негде найти кусок хлеба. Часть пошла в батраки к помещикам и кулакам, часть начала искать пристанища в городах.В связи с изменением социально-экономических условий, вызванных дореформенным развитием уезда и города и самой реформой, а также значительным отливом городских и слободских жителей в другие районы страны, городское управление Старого Оскола, опасаясь обезлюдения, разрешило более широкий доступ в город всем сословиям, в том числе крестьянскому.Это привело к резкому увеличению количества населения города и слобод и изменило социальный состав населения. По переписи 1897 года, то есть через 36 лет после реформы, население города и слобод почти утроилось, достигнув 16725 человек. Из этого числа 7125 человек относились к крестьянскому сословию. Часть их (меньшая) жила в черте города, остальные – в слободах, где имели свои земельные наделы, соединяя работу в сельском хозяйстве с ремесленным промыслом и мелкой торговлей. Население же городской черты занималось исключительно промышленностью, торговлей, ремеслами, службой.Реформа 1861 года сильно ударила по главной торговой статье Старого Оскола – по хлебной торговле. Ограбленные реформой крестьяне сократили посевы, а многие были вытеснены в города, переселились в Сибирь. Помещики же, утратив даровую рабочую силу и встречая ожесточенное сопротивление со стороны «временно обязанных» (имели место крестьянские бунты в чернянском имении князя Ростовцева-Касаткина, в Монаковском имении помещика Батизатулы, в Ястребовских и Покровских имениях Рындина и Арцыбашева и др.), не сумели быстро перестроиться, сократили посевы товарных культур, а экстенсивность ведения сельского хозяйства при массовом сокращении животноводства повела к понижению урожайности. Кроме того, наступил ряд засушливых лет.Сокращение животноводства отрицательно сказалось не только на полеводстве, но и сузило сырьевую базу многих старооскольских заводов, которые пришлось закрыть.Начался новый отлив капиталов и деловых людей из Старого Оскола в «места более бойкие и доходные» – в Донбасс, на Курский тракт и т. д. Например, купцы Сенины переселились из Старого Оскола в Курск.Но в целом реформа сильно содействовала развитию капитализма в городе и деревне. Она расслаивала крестьян, меняла социальное лицо страны.К 90-м годам XIX века в Старом Осколе появилась целая орава купцов-выходцев из крестьян: Лихушины, Дьяковы, Сотниковы, Соломенцевы, Гребенешниковы, Жилины и другие. Все они ворочали большими капиталами, народ называл их «купцами-миллионщиками».В жизни города большую роль сыграл «Ильинский пожар», – как называют его в народе. Произошел он в июле 1862 года на так называемый «Ильин день».Народная молва рассказывает об этом пожаре следующее: «Был день сухой да ветреный, пыль мчалась над городом, будто сплошная туча. Маляр Мациев Егор, проживающий на Гусевке, был во хмелю и с женой в ссоре, почему и решил в такой ветрище масло варить для красок. Варил во дворе. А тут сосед прибежал, столяр Мухин. «Бросай, говорит, свою работу и пойдем на Белгородскую улицу в Лубошевские номера. Приехал сочинитель Салтыков-Щедрин. Тот самый чудак, который от вице-губернаторства отказался и в крамольном «Современнике» статьи пописывает… Да правду тебе говорю. Мне же обо всем этом наш священник отец Григорий рассказал, а он человек образованный в книжном деле, все знает. Он даже испрашивает у митрополита разрешение, чтобы анафему наложить на Щедрина за паскудность писания…»Мациев очень хотел взглянуть на известного сочинителя, который и остановился-то здесь всего на несколько часов проездом из Воронежа в Белгород.«Сейчас, сейчас», – сказал он и начал спешить. В спешке опрокинул котел с маслом. Ветер рванул горящие капли на соломенную стреху. Пламя в один миг охватило кровлю сарая, метнулось на соседний двор. Через десять минут город запылал. С ревом катился огненный вал с Верхней площади на Нижнюю, сжигая деревянные дома с соломенными крышами, надворные постройки, рухлядь, людей.Пожар не дал Салтыкову-Щедрину отдохнуть в Старооскольских номерах Лубошева (современная Комсомольская улица). Он вместе со старооскольцами тушил пожар, сжег в борьбе с огнем свой сюртук, опалил брови.Противопожарных средств в городе почти не было, и усилия людей оказались напрасными: сгорел весь деревянно-соломенный город, за исключением немногих каменных зданий, сгорела дотла и слобода Ямская.Медленно оправлялся город после пожара. Даже в 1872 году городская Дума в своем постановлении писала, что «Жители города в бедстве живут, а многие не в состоянии огородить свои усадьбы даже плетневыми заборами».Но нет худа без добра. Старооскольцы решили построить каменный город. В 1875 году городская Дума запретила в городе соломенные и камышовые крыши. Специальный отряд солдат сбрасывал солому и камыш с домов и они подолгу стояли с обнаженными ребрами стропил и латника, будто горбатые скелеты доисторических мамонтов. Стояли, пока хозяева копили деньги на покупку кровельного железа.Строительство, начавшееся в 70-е годы, к 90-м годам в основном было закончено. Строительство города оживило кустарные промыслы, вызвало к жизни производство строительных материалов на месте. Возникли кустарные кирпичные заводы в Ямской, известковое производство на Казацких буграх. В 1910 году, когда началась постройка крупной «Компанской мельницы» на берегу Оскола, возник мощный кирпичный завод Игнатова в Горняшке. После пережитого старооскольцами «Ильинского пожара» промышленное и торговое оживление в городе наступало медленно, но неуклонно и носило совершенно новый характер. Появились магазины столичного типа – с широкими зеркальными витринами, со швейцарами у стеклянных дверей. Возникли табачные фабрики Мешкова, Волчанского, Лавринова с вольнонаемными рабочими. В районе современного городского кладбища был построен чугунно-литейный завод Лукина (это лет через десять после реформы). Работал он на привозном металле и на местных огнеупорных глинах и формовочных песках, выпускал решетки для оград, намогильные плиты, детали для сельскохозяйственных машин. При заводе была небольшая ремонтная мастерская с паровым двигателем и механическими станками. Рассказывают, что секретным компаньоном Лукина был священник кладбищенской церкви некий отец Михаил. Он даже в своих воскресных проповедях в церкви умудрялся расхваливать изделия чугунно-литейного завода, призывал всех грешников пойти в рабочие к Лукину и «в огни литьевом очистить себя от скверны земной тлении, потом жарким омыть ланиты свои и смирением скорбным и покорностью хозяину заслужить вечное блаженство на небе». Заводскую продукцию он называл «святой и перста божьего промыслом». На исповеди спрашивал верующих, а не грешны ли они в том, что до сей поры не заказали заводу плиты чугунные для возложения на могилы предков своих и на будущие свои собственные могилы?Реклама, основанная на использовании религиозных чувств людей, давала свои плоды: текли заказы на литье могильных плит и оградные решетки, росли капиталы Лукина и его «святого» компаньона. А жизнь тружеников все ухудшалась и ухудшалась, ибо, как говорил поэт Некрасов, «вместо цепей крепостных люди придумали много всяких иных». Но исторический процесс неумолимо шел вперед.
Н. Белых

Добавить комментарий
 
+1
1
-1
 
Просмотров 1981 Комментариев 7
Комментарии (7)
Guest
17 июня 2010, 23:41 #

Прекрасная статья...

 
+1
0
-1
 
Guest
21 июля 2010, 10:50 #

А чем прекрасная статья? Объяснить можете.

Тем что грязи на то время вылита цистерна.

Чтобы писать такие гадости надо делать как все историки ссылки на проверенные исторические документы.

Историков таких не бывает - это разсказчики. Причем надо делать пометку "За точность изложенного не ручаюсь"

Историк пишет "Рассказывают .... " а вы Бога не боитесь. Ведь за все слова отвечать придется, господин историк

Говорят, что и кур доят - есть такая русская пословица

 
+1
-1
-1
 
21 июля 2010, 11:51 #

Ссылки на документы и процесс подготовки книги были даны отдельно. Читайте всю серию.

 
+1
1
-1
 
31 июля 2010, 23:45 #

Спасибо, Дема!

 
+1
0
-1
 
1 августа 2010, 11:35 #

Не за что.

 
+1
0
-1
 
Guest
30 августа 2010, 12:33 #

Рассказывают, что секретным компаньоном Лукина был священник кладбищенской церкви некий отец Михаил. Он даже в своих воскресных проповедях в церкви умудрялся расхваливать изделия чугунно-литейного завода, призывал всех грешников пойти в рабочие к Лукину и «в огни литьевом очистить себя от скверны земной тлении, потом жарким омыть ланиты свои и смирением скорбным и покорностью хозяину заслужить вечное блаженство на небе».

Здорово получается. А это зачем? Кого вы хотели своей дешевой историей уколоть. У вас те же вилы как и у демы?

 
+1
0
-1
 
16 сентября 2010, 09:07 #

http://www.kavicom.ru/pages-view-28.html

Вот история от настоящего историка. Точная, ясная, подробная. И теперь сравните с перевраной писаниной Белых. Почему у него предприятия в городе до дня взятия города работали. Кто врет - Никулов? История, где разговор про муху с сыном занимает 1/3 всего текста истории.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии