СТАРОМУ ОСКОЛУ 417 ЛЕТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ 7)

добавить в избранное

В ежемесячном журнале БИБЛИОТЕКАРЬ № 6 за 1958 год, стр. 57-59 была опубликована статья Н. Белых ТАК БЫЛО В СТАРОМ ОСКОЛЕ. В этой статье рассказано об истории развития библиотечного дела в Старом Осколе:

ТАК БЫЛО В СТАРОМ ОСКОЛЕ.

Старый Оскол был основан в самом конце XVI века как сторожевая крепость на юго-восточной границе Московского государства. Вплоть до Великой Октябрьской революции это был уездный городишко, ничем не отличавшийся от десятков других захолустных уголков старой России. Интересные документы, обнаруженные в архивах, говорят о том, что и состояние библиотечного дела в Старом Осколе конца XIX – начала XX века лишь отражало общую картину положения библиотек в царское время.

По данным «Курских епархиальных ведомостей» от 21–28 февраля 1898 года в Старооскольском уезде в 1896 году имелось 18 школьных библиотек. О них упоминалось в ответе курского губернатора графа А. Д. Милютина на просьбу Старооскольского уездного училищного совета «воспомоществовать расширению оных библиотек и умножению их числа».

Милютин писал: «У нас 18 библиотек. Это вполне достаточно для уезда нашего времени. Обеспокойтесь, чтобы в оные библиотеки не проникали вредные для умов книги и помните, что библиотеки, как и начальные училища, должны утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания».

В каждой из старооскольских библиотек значилось тогда от 50 до 83 книг. Это были главным образом издания религиозно-нравственного характера: «Русский паломник», «Троицкие листы», «Сборник рассказов новгородских», «Неопалимая купина» и т. д.

При библиотеке Покровской церкви, в слободе Ламской, была открыта школа грамотности для молодежи, работавшей на железной дороге. Школа, по мысли ее основателей, должна была «спасать молодежь от революционной крамолы, мнозе проникающей в депо и на линию…»

На содержание каждой школьной библиотеки расходовалось, как видно из отчетов, в среднем 20–25 рублей. И лишь библиотеке Старооскольского духовного училища ассигновалось, судя по смете 1898 года, сто рублей. В то же время училищной канцелярии отпускалось 340 рублей. А на «мелочные расходы училища» – 90. Комментарии тут излишни.

В подборе литературы для библиотеки начальство усердно руководствовалось указаниями курского губернатора А. Д. Милютина «не допускать в оные книг, вредных для умов». А так как учащимся скучно было читать «жития святых» и другие «душеспасительные» сочинения, многие воспитанники пытались доставать себе книги на стороне.

Тогда начальство ввело в «Правила поведения для учеников духовных училищ» следующий характерный пункт:

«Строго воспрещается воспитанникам брать книги для чтения из городской библиотеки и где бы то ни было на стороне, помимо училищной библиотеки. Книга, взятая на стороне, отбирается начальством и не возвращается ученику, если будет признана не соответствующей целям училищного образования».

Однажды под этими строками «Правил» кто-то написал карандашом: «Бойтесь книг, господа!»

Это ироническое замечание наделало много шума, так как выражало протест молодежи против иезуитских порядков и было отражением желания читать хорошие книги, хотя бы они и совершенно не соответствовали «целям училищного образования» и находились "на стороне".

В начале XX века в Курской губернии насчитывалось всего 16 городских библиотек, одна из которых была в Старом Осколе. В ее фондах значилось 312 книг. Кроме того, в губернии имелось 26 книжных складов и магазинов. Был магазин и в Старом Осколе. Его владелицы, сестры Баклановы, не только продавали книги, но и занимались выпуском литографированных открыток с видами города Старого Оскола и его окрестностей, приурочивая эти издания к различным историческим годовщинам, временам года и празднествам. В 1906 году сестры Баклановы открыли при своем книжном магазине библиотеку с платным абонементом. За право пользоваться литературой взималось пятьдесят копеек в месяц. По записям самих владелиц, количество постоянных читателей не превышало 227 человек.

Революция 1905–1907 годов овеяла свежим ветром жизнь Приосколья, значительно толкнула вперед и библиотечное дело. В частности, как показывают земские и другие архивные документы и справочные издания, к 1912 году число школьных народных библиотек в Старооскольском уезде возросло до 30. В них насчитывалось 3135 книг.

В городской библиотеке при земской управе было 1359 томов и значилось 272 постоянных читателя. Продолжала функционировать частная библиотека Г. В. Баклановой. По воспоминаниям старых большевиков, книжный магазин и библиотека при нем служили легальным прикрытием той подпольной деятельности, которая велась в Старом Осколе после подавления первой русской революции: это было обычное место встреч подпольщиков для обмена информацией. Там же можно было получить запрещенную литературу.

Но все же общий уездный библиотечный фонд был невелик: он не превышал 5000 томов к началу первой мировой войны. Конечно, мы не считаем частных книжных собраний, иногда очень богатых, но сосредоточенных в дворянских поместьях, куда доступ народу был совершенно закрыт. Например, в Покровском имении Арцибашева имелась роскошная библиотека из 20 с лишним тысяч редчайших книг. Народ увидел эти книги в великолепных переплетах лишь после революции 1917 года.

Насколько мизерен был в то время библиотечный фонд, которым могли пользоваться массы, видно из следующего сравнения: библиотека при железнодорожной школе №15 на 22 ноября 1952 года насчитывала 6000 томов на сумму в 18 с лишним тысяч рублей. Это значит, что в одной библиотеке при одной советской школе имеется на целую тысячу книг больше, чем их было во всех народных библиотеках дореволюционного Старооскольского уезда.

Местные власти пытались иногда создать видимость своей заботы о библиотечном деле. Например, Старооскольское уездное земство в 1912 году постановило открыть в 1913 году еще две библиотеки в уезде – Каплинскую и Незнамовскую, а также снабдить библиотеками и наглядными пособиями 14 новых земских школ. Но на все это было решено выделить… 350 рублей. Одновременно земство нашло возможным отчислить из общего фонда уездных средств, предназначенных для библиотек, 600 рублей на покупку царских портретов, которые должны были «украсить» школы в связи с трехсотлетием дома Романовых. На развитие же библиотечного дела в 1913 году, по справке земства, осталось только 1868 рублей, лишь в три раза больше, чем было затрачено на бесполезные для народа царские портреты.

Распределялись эти средства таким образом: на пополнение книжного фонда – 900 рублей; Каплинской и Незнамовской библиотекам по 100 рублей; на оплату всех библиотекарей – 768 рублей, из них 360 рублей на содержание служащих библиотеки при уездной земской управе.

Анализ всех этих цифр неминуемо приводит к выводу: царизм не только грабил народ материально, но и не допускал его духовного развития.

В библиотеках находилась черносотенно-монархическая литература, отчасти – кадетская. Средств на приобретение полезных книг отпускалось мало, хотя налоги с трудящихся возрастали и недоимки взыскивались немилосердно. На заседании уездного земства 12 октября 1912 года гласные Морозов и Чечулин, отражая настроение старооскольского крестьянства, вынуждены были заявить, что у крестьян за недоимки продают «последнюю курицу»…

К 40-й годовщине Советской власти книжный фонд библиотек Старооскольского района достиг 256000 томов. Эти библиотеки проводят огромную творческую работу с читателями, участвуют в политическом воспитании людей, помогают им расширить свой кругозор. Насколько повысился культурный уровень населения нашего старинного города, показывают хотя бы такие данные: если в дореволюционном Старооскольском уезде, превосходящем по размерам в 2,2 раза современный район, получалось всего 84 экземпляра газет и 32 экземпляра журналов, то к 7 ноября 1957 года количество выписываемых населением города и района газет выросло до 20000, а журналов – до 7000.

Н. Белых

 
+1
0
-1
 
Просмотров 1828 Комментариев 1
Комментарии (1)
Guest
21 июля 2010, 11:05 #

Да только революция дала так много хорошего, и запылали костры из книг. Кадры кинохроники от советских иезуитов видели.

Анализ историки не делают. Историк пишет историю как она есть, основываясь на нескольких совпадающих исторических данных, что бы ошибок не было. А тут прямо красный агитпроп

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии