слепая вера или невежество?..

добавить в избранное
1 марта 2011, 17:14, dumka

В 20 веке на планете почти не осталось мест, куда не проникла бы современная техника. Такие места есть сейчас лишь в джунглях Южной Америки, меньше – в Африке (пустыня Калахари) и больше всего на западнотихоокеанских островах Меланезии и Микронезии. Наблюдательный швейцарский библиотекарь Ульрих Допатка убедительно доказал, что обитатели этих мест ведут себя при первом контакте с нашей техникой точно так же, как и вымышленные нами древние люди. Без особых усилий можно также доказать, причем и для близких нам исторических эпох, что люди более примитивной культуры, особенно в том случае, если они не знали техники в нашем понимании этого слова, почитали более высокую культуру как нечто божественное. В подтверждение этого тезиса приведем несколько примеров.

 Условия жизни на небольшом меланезийском острове Танна по сравнению с нашим техническим уровнем примитивны. Весьма интересна религия островитян. Она сконцентрирована исключительно на таинственном существе, боге по имени Джон Фрум, которого, разумеется, среди жителей острова нет. Тела некоторых островитян украшены татуировкой, прочитать которую они не могут, надпись эта – USA. Они рассказывают, что давным-давно их посетил король из далекой страны Америки. Этот бог называл себя Джоном Фрумом и обещал, что когда-нибудь вернется и улучшит их жизнь. Фрум  действительно был американцем, случайно попавшим на остров Танна и подружившимся с островитянами. Он их кое-чему обучил, подарил монеты, бумажные деньги, шлем и разные мелочи. Дал им даже фотографию, на которой изображен он или кто-то другой. Островитяне считают, что USA означает не что иное, как «земля обетованная». Бог Фрум знал тайны природы, объяснил, отчего бывают молнии и гром, ветер и небесные явления. Он знал также способы лечения некоторых болезней. Но прежде всего он выглядел иначе, чем островитяне: был высоким, светлокожим, говорил по-другому, у него были какие-то странные привычки. По сообщению К. Мюллера, путешественники, недавно посетившие остров, обнаружили, что жители Танны ждут возвращения своего бога Джона Фрума.[1] Итак, в течение нескольких десятилетий возникла новая религия. Подобным образом действие могло происходить и в далеком прошлом при появлении загадочных пришельцев.

16 октября 1978 года по каналу Би-би-си показывали телевизионный документальный фильм в рубрике «Панорама-фильм» о старте ракеты с космодрома в Заире (Африка). Оператор показал также группу местных жителей, наблюдавших за этим событием. Переводчик спросил одного из них, что он об этом думает. Тот ответил: «Это наши сильные друзья, которые посылают огонь к богам». И кто знает, может быть, в недалеком будущем, когда отсюда уйдут специалисты по космической технике, здесь появится «культ ракет».

Когда группа этнографов впервые на вертолетах прилетела в селение племени тасадеев на Филиппинах, одна пожилая женщина, дрожа всем телом, бросилась на землю и закрыла лицо руками. Остальные наблюдали за небесным страшилищем на безопасном расстоянии. После первых осторожных контактов ученые установили в одной из жилых пещер тасадеев магнитофон, чтобы записать их реакцию  на свое прибытие. «Предмет, который крадет голос», как назвали члены племени тасадеев магнитофон, записал их разговоры, в которых звучало опасливое уважение к «большой птице», принесшей им столько ценных подарков. Они полагали, что все время будут наслаждаться удивительными предметами, если и удастся установить хорошие отношения с обитателями «большой птицы».

Пример племени тасадеев показывает, что при первом контакте с чужими техническими средствами людьми овладевает одновременно и страх и любопытство. Предметы техники люди пытаются отождествлять с понятиями, известными им из их окружения. Индейцы в свое время называли паровоз «огненной лошадью», а телеграфные провода «поющей проволокой». Папуасы Новой Гвинеи назвали первый увиденный ими гидроплан «дьяволом, который прилетел с неба», а первый пароход описали следующим образом: «Там плывет бог Тибуд Анут и курит длинную сигару».

Первобытные люди иногда пытаются воспроизвести технические средства высокоразвитой цивилизации. Фрэнк Хёрли заметил во время своей экспедиции на Новую Гвинею в 20-х годах, что жители селения Каимари сделали модель его гидроплана в виде игрушки, причем повторили все мельчайшие детали. Такая игрушка имелась в каждой хижине.

Жители же восточной части Новогвинейской возвышенности «построили» в начале 20-х годов «радиостанции». Длинные бамбуковые шесты должны были изображать антенны станции «Пёшн ойл компани» и «распространять» призывы к возврату райских времен, когда товары раздавали даром (gratis cargo). Стремление получить как можно больше красивых вещей заставляло жителей тихоокеанских островов расчищать джунгли и строить аэродромы, для того, чтобы на них могли приземлиться воображаемые божества. Они узнали, что для посадки самолета нужна посадочная полоса. Так, жители небольшого островка возле Новой Гвинеи построили настоящий аэродром, чтобы к ним могли прилететь духи. Они видели, как готовили площадки японские оккупанты, и после их ухода принялись за дело сами.

Интереснейший случай возникновения современного мифа записала этнограф из Венесуэлы Л. Барцел. Она изучала индейское племя пемонов в области Гран-Сабана. Согласно легендам пемонов, основателем их культуры был бог Чирикаваи, который, выполнив свои земные дела, улетел к звездам, пообещав когда-нибудь вновь вернуться на Землю. Изучая рисунки пемонов, Л. Барцел с удивлением обнаружила, что индейцы дорисовали в небесном обиталище бога Чирикаваи какой-то инородный предмет. Она спросила главного жреца, что это такое, и получила лаконичный ответ: «Это русские». Что же заставило индейцев поместить «русских» на небо к своему богу?

Оказывается, кто-то из племен пемонов услышал, что русские запустили в космос спутник – небесную колесницу. Пемоны решили, то через «русских» они могли бы передать своему древнему богу Чирикаваи послание. Трое грамотных пемонов написали письмо «русским» и попросили миссионеров передать его адресату. В результате мы имеем самый удивительный пример отношения первобытных людей к технике: просьбу к «русским» предать послание богу Чирикаваи.

Подобных примеров поведения людей менее развитых культур перед лицом превосходящей силы можно найти множество в период так называемых «географических открытий».

«Они встречали нас так, будто мы явились с небес», – записал Колумб в судовом журнале после посещения одного из Багамских островов. Его испанские последователи Кортес и Писарро уже без всякого стыда использовали это явное недоразумение. Кроме того, им помогало то, что жители империй ацтеков и инков именно в это время ожидали возвращения своих богов, Кецалькоатля и Виракочи.

Когда английский мореплаватель Джеймс Кук бросил якорь на Таити, островитяне приняли его за вернувшегося бога Ронго, который когда-то покинул островной рай на облачном корабле. Североамериканские индейцы из Виргинии торжественно встретили Уолтера Рэли. А португальский мореплаватель Кабрал, первооткрыватель Бразилии, с трудом спасся от горячих объятий туземцев.  Как жаль, что в те времена не было фотоаппаратов и магнитофонов! Изучение истории вообще и истории религии, возможно, пошло бы иным путем, и многие маститые психологи вынуждены были бы признать, что их рассуждения о поведении первобытных людей слишком абстрактны и даже смешны. Поведение людей примитивных культур при контактах с высокоразвитой цивилизацией не было иным и в далеком прошлом, насчитывающем тысячелетия. А психологические ухищрения ничего не проясняют и служат лишь для самоуспокоения, обходя большими кругами требуемую научную истину.

Немецкий летчик Ганс Бертрам сохранил себе жизнь в 1932 году исключительно благодаря наскальным рисункам австралийских аборигенов. Последние миролюбиво встретили летчика и его товарища только потому, что на них были большие очки. Аборигены помнили, что нечто подобное было у их богов, изображенных на наскальных рисунках. И если у пришельцев имелось на глазах что-то похожее, значит, они наверняка были связаны с богами.



[1] Muller K. Tanna awaits the Coming on John Frum. “National Geographic”, 145, 1974, p.706-715.

 

 

Выводы из приведённых выше фактов напрашиваются сами собой. Почти у всех народов, во всех мифологиях  упоминаются боги, прилетающие на божественных небесных колесницах, имеющие какие-либо необычные предметы или наделённые способностями, не  вмещающимися в сферу понимания простого человека. Вполне логично поэтому говорить о том, что в далёкой древности жили-таки человеческие существа, принадлежащие к высокоразвитой цивилизации. Как и для нас сегодня самолёт или ракета не является чем-то магическим или сверхъествественным, так и для представителей той цивилизации это было в порядке вещей. А когда встречаются люди, находящиеся на разных ступенях развития, и случается подобное обожествление. Всё дело в разнице эволюционного развития. 

 
+1
8
-1
 
Просмотров 1361 Комментариев 3
Комментарии (3)
Этнограф
2 марта 2011, 18:17 #

Интересную легенду довелось мне услышать от туземцев острова Стариоскала. Согласно их верованиям давным-давно грозный бог Самооченко изгнал местного гиперборея Шеффчхенко и взамен поставил посреди острова огромного деревянного идола Пшыншкина, заставив приносить ему дары и поклонения. Во всех своих бедах - от дождя до снега жители острова винили этого идола и поклоняясь ему днем старались под покровом ночи вымазать его фекалиями. По их словам когда-нибудь грозный бог Самооченко покинет свой облачный пост и тогда молния с небес разобьет идола, а прекрасный Шеффчхенко возродится во всем своем величии в лице своего приемника, воплощенного аватара.

 
+1
3
-1
 
Этнограф
2 марта 2011, 18:17 #

Что же касается имени аватара, то тут среди туземцев разногласия. Одни считают, что имя его будет Крооол, что значит "не боящийся неба", другие называют имя Сгоик, что означает "не боящийся никого". Насколько стара эта легенда никто не знает, однако идол до сих пор возвышается посреди острова, а туземцы продолжают ему поклоняться. Статуя от дождя и ветра стала непрочной, однако никто из местных жителей даже заступом не замахивается - по их верованиям грозный бог Самооченко за это лишит охотника богатой добычи, а рыболова - улова.

 
+1
-2
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии