Дела давно минувших дней остались в памяти моей

добавить в избранное
26 апреля 2011, 15:02, sablon

Эта статья нигде не печаталась и была написана семь лет назад, когда наше правительство заговорило о монетизации льгот. Против нее выступили все ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. Выразить свое мнение, довести его до вершин власти, они приехали в Москву на митинг протеста. С делегацией старооскольцев и губкинцев я проехал через Белгород, Тулу, Москву. Мои впечатления от общения с чернобыльцами и самой поездки перед вами. Я ничего в ней не менял, могу лишь добавить, что сегодня на митинге  посвященном 25-летию той страшной даты, встретил Игоря Малиновского, Анатолия Нечаева. Григорий Бабынин лечится в санатории.

 

                 Старый Оскол-Белгород

 

Еще не забылась весенняя голодовка чернобыльцев, а почти все ее участники поехали на митинг в Москву отстаивать свои льготы, которые правительство давно уже предлагает заменить денежными компенсациями. Митинг в столице на Площади Революции был назначен на 29 июля, но подготовка к нему началась за три недели. Автобус ПАЗ выделил ОАО «ОЭМК», материально помогли: ОАО «Начало», ПАТП-1, комбинат хлебопродуктов, руководители других предприятий, которым не безразличны судьбы наших льготников.

 

Несмотря на болезни, шесть человек - почти все ликвидаторы инвалиды второй группы, 28 июля выехали в Белгород, где перед зданием областной администрации состоялся первый митинг. Наши посланцы развернули флаг Белгородской области и транспаранты с вполне лояльными лозунгами: «Господа депутаты Госдумы! Не издевайтесь над нашим законом» и «Правительство! Не ущемляй права и интересы ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС». Митинг открыл председатель областной организации Союз «Чернобыль» Александр Горошко: «Мы не согласны с политикой проводимой федеральными властями, как исполнительной, так и законодательной. 18 лет назад в трудный час Родина нам сказала «Надо!» и мы ответили «Есть!» Никто из нас, работая там, не спрашивал, сколько за это заплатят, и какие льготы мы получим.

 

Все хотели одного, быстрее закрыть ядерное горнило и спасти как можно больше людей. Тогда нам твердили, что мы герои и Родина нас не забудет. Прошли годы, и многие из наших братьев не дожили до сегодняшних дней, а живые стали инвалидами. Везде и во все времена любая Родина помнила своих спасителей, но только не у нас. В наше время балом правят чинуши, а не чиновники. В их понятии Чернобыль был не так уж и страшен, и ехали мы туда, кто из любопытства, а кто от нечего делать. «Мы вас туда не посылали!» - стало для нас самой расхожей, оскорбительной фразой. А дальше наш «чернобыльский закон» стал укорачиваться всякого рода постановлениями, инструкциями, а то и просто устными указаниями. В результате часть статей оказалась за бортом, другая не финансировалась, а если деньги поступали, то недостаточно. А сейчас правительство хочет в очередной раз унизить и обокрасть чернобыльцев. После принятия закона мы окажемся не только нищими, но и лишимся возможности обращаться в суд на незаконные действия или бездействия нашего «доблестного» правительства. Резолюция митинга Белгородского регионального отделения общероссийской общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» в адрес Президента, Государственной Думы, Совета Федерации выразила общее мнение: «Мы категорически требуем, немедленно исключить из предлагаемого Закона статьи 3, 9, 140, 150. Навести в существующем законе порядок по выплатам сумм возмещения вреда и не заменять их дешевыми подачками. При разработке законов в будущем не нарушать статей Конституции Российской Федерации. Такие законы вообще не должны рассматриваться и тем более – применяться. Требуем у Президента, как гаранта Конституции Российской Федерации, не подписывать данный закон. Участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, вступившим в партию «Единая Россия», сдать свои партийные билеты, выйти из ее рядов, чтобы она потеряла свой статус как партия. Принято на митинге 28 июля 2004 года, город Белгород». Участники митинга очень надеялись, что их подержат руководители области. Увы, никто из них к народу не вышел. Видно слишком были заняты решением государственных вопросов. В Белгороде наш автобус пополнился девятью ликвидаторами из Губкина.

 

Белгород – Тула

По плану организаторов митинга представители Центральной части России собирались в Туле. Белгородскую область представляли 57 человек из Старого Оскола, Губкина, Белгорода и Чернянки.

В Туле, на площади у здания областной администрации собрались представители Орла, Новомосковска, Курска, Богородицка, Мценска, Венёва, Ясногорска, Воронежа, Брянска, Тамбова, Рязани. Вдоль Тульского кремля выстроилась колонна из двадцати автобусов. Митинг открыл вице-губернатор Тульской области Виктор Воропаев:

«Трагические события восемнадцатилетней давности продолжают и сегодня влиять на судьбы людей. Почти половина территории Тульской области отнесена к зоне заражения, и администрация области всегда уделяет большое внимание к ликвидаторам аварии на ЧАЭС и их семьям. По данным медстатистики ежегодно растет уровень заболеваний жителей попавших под действие радиационного загрязнения, особенно детей. В настоящее время на территории области живут 2200 ликвидаторов, 85 процентов из них инвалиды. Установленные в настоящее время «чернобыльским законом» льготы и компенсации населению и ликвидаторам последствия аварии на ЧАЭС позволяют в определенной мере компенсировать  социальную ситуацию сложившуюся на загрязненной территории, обеспечить население бесплатными лекарствами и медицинским оборудованием. «Чернобыльский закон» выдержал уже более десятка корректировок и изменений, а с 1998 года правительство настойчиво пытается внести в него очередные поправки. В случае их принятия будут отменены действующие льготы и компенсации. В 2002 году Госдума, при активной поддержке администрации Тульской области и других регионов отклонила аналогичный законопроект. Новый законопроект входит в явное противоречие с Конституцией Российской Федерации. Администрация Тульской области считает, что законодательная база должна улучшать, а не ухудшать условия жизни граждан Российской Федерации. Законопроект предполагает исключение понятия «государственная гарантия» денежной и других компенсаций льготным категориям граждан и заменяет его словами «меры социальной поддержки». Государство фактически снимает с себя ответственность за все. В случае принятия закона льготы будут заменены ежемесячными выплатами, значительно ниже уровня существующих льгот. Далеко не все способны возложить на себя такие обязанности и передача этих полномочий субъектам Российской Федерации без дотаций федерального бюджета приведет к нарушению равенства прав в силу различия экономического положения регионов. Позиция администрации Тульской области была и остается неизменной – мы против изменения закона в отношении льгот».

 

Депутат Госдумы от Щекинского избирательного округа Андрей Самошин был краток. «Когда государство посылало вас закрывать радиационные амбразуры, вы не торговались с ним, и не спрашивали, какие льготы получите. Вы шли и делали свою работу. И где было бы сегодня то государство, если бы тогда эта проблема не была решена! Страна должна быть признательна и долгие годы помнить, чтить, помогать и любить всех, кто пострадал, защищая ее интересы. И то, что происходит сегодня – экономия на спичках, на том, где нельзя экономить. Правительство должно понимать, что оно окончательно теряет доверие народа. Здесь должны быть вместе администрации регионов, депутаты и сами чернобыльцы».

Затем выступили депутаты Тульской областной думы и городского совета, представители общества Союз «Чернобыль». По инициативе районной организации женщин города Богородицк в поддержку чернобыльцев собраны 8500 подписей под нотой протеста против замены гарантированных льгот деньгами. Она адресована Президенту, Правительству Российской Федерации и депутатам Государственной Думы. Приятно было видеть, как туляки действуют единым фронтом - власть идет вместе с народом. До границы Тульской области наши автобусы сопровождали автомобили ГАИ.

 

Тула – Москва

После митинга в Туле наш путь лежал в Москву. Вторая бессонная ночь в автобусе далась чернобыльцам тяжелее. Одни глотали таблетки, другие пытались заснуть, а я слушал короткие и длинные исповеди. «У меня мечта прожить пять лет, и успеть выучить дочь, - поделился со мной Александр из Губкина.  Поначалу я не понял, что значит «мечта». Возразил, что дальше появятся другие проблемы и снова будет мечта. Саша ничего не ответил. Позднее, в Москве, Игорь Малиновский, один из тех, кто голодал в Старом Осколе, как-то походя, обронил: «Мне врачи сказали, осталось два года, - и тогда до меня дошло, что каждый из них приблизительно знает, когда он умрет. Стало страшно и больно за людей, которых пытаются в очередной раз поставить на колени. У Саши я спросил, как долго он находился в Чернобыле и что делал. «Мы занимались отводом охлаждающей воды от общего коллектора. За 15 суток я наработал 200 часов, вместо положенных 90». По его словам, тогда в 1986 году никто не проводил замеров уровня радиации, толком не считал отработанных часов. Бессонные ночи, постоянные боли в суставах, практически не отдыхающий за ночь организм, больные почки и печень у большинства ликвидаторов. Другой Саша, тоже из Губкина, рассказывал о постоянных головных болях, частых потерях сознания и «заносах». «У меня проблемы с сыном, он родился в 1987, а в Чернобыле я был сразу после аварии. У него щитовидка, ослабленный организм. По возвращении домой у меня регулярно, в течение десяти дней брали анализы крови, а потом карточка с анализами куда-то исчезла. С тех пор и по сей день, ничего в методиках нашего лечения не изменилось. Последнее время возникли мужские проблемы, а мне всего лишь за 40».

Справка

Лучевая болезнь проявляется в изменении функций нервной, эндокринной, нарушении  деятельности других систем организма в сочетании с клеточно-тканевыми поражениями. Ионизирующие излучения особенно поражают клетки кроветворной ткани костного мозга, ткани кишечника. Угнетается иммунитет, что приводит к развитию инфекционных осложнений, интоксикации, кровоизлияниям в различные органы и ткани.

 

Москва встретила нас пробками на дорогах, и мы не стали испытывать судьбу, сели на метро и благополучно добрались до Площади Революции. Уже на площади услышали, что многие автобусы из нашей колонны «добрые гаишники» не пропустили в столицу, испугались инвалидов. Митинг уже шел. Непременная милиция, пропуск через металлодетекторы и вот она - демократия во всей своей красе. Московские выступления отличались от провинциальных большей эмоциональностью, некоторые ораторы срывались на крик. Но все были против, против и против замены льгот денежным эквивалентом. На площади инвалиды-колясочники, много стариков, отставных военных в форме и при орденах. Молодые и пожилые люди раздавали бесплатно и продавали за символические цены газеты, брошюры, листовки и воззвания. В стороне от толпы стояли продавцы значков, религиозной, антисионистской и коммунистической литературы. Все как обычно: кому война, а кому мать родна. Я спросил у нескольких блюстителей порядка, как они относятся к происходящему: «Этот закон затрагивает и наши интересы, мы тоже против него!»

 

Лозунги на Площади Революции не страдали любовью к правительству и Президенту: «Правительство и Дума! Хватит заниматься геноцидом чернобыльцев!» «На кой нам черт такая власть, что позволяет вору красть и олигархам, чьи доходы с украденного у народа!?» «Монетизация льгот – обман народа! Правительство – шулер!» «СССР льготы дал, Путин отобрал!» Один из ветеранов стоял с таким плакатом «Гитлер отнял у нас молодость. Ельцин и Путин – старость!» В толпе развивались флаги компартии, ЛДПР, молодежных организаций, профсоюзов, общества «Мемориал» и других. В резолюции митинга действия правительства были названы социальной революцией, и в противовес им было решено использовать все законные права граждан на митинги, забастовки, демонстрации вплоть до проведения общенационального референдума. «Мы требуем от Госдумы и Совета Федерации отклонить известный закон. Второе – от Президента при принятии закона наложить использовать право вето и третье – в случае принятия закона, требовать отставки Госдумы и Президента Российской Федерации». Последние слова были приняты на «ура». Народ уже собрался расходиться, но вдруг откуда-то вынырнул вездесущий Владимир Вольфович и стал раздавать деньги. Наши ребята успели ухватить несколько сотен, а потом началась свалка. Тем митинг и закончился. Еще одна бессонная ночь и мы в Старом Осколе. Перед расставанием губкинцы и оскольчане обменялись телефонами и договорились в дальнейшем координировать свои действия.

 
+1
11
-1
 
Просмотров 1441 Комментариев 4
Комментарии (4)
27 апреля 2011, 21:21 #

К стыду своему не знаю, добились ли своего чернобыльцы? На Кавиком захожу не так часто, как хотелось бы. А вот сегодня, увидела эту статью и подивилась нашей непредсказуемой кавикомовской публике. За 2 дня 50 просмотров и ни одного комментария. И это в 25-ю годовщину трагедии. И это всего через месяц после Фукусимы. Да дело даже не в датах. Что-то с приоритетами в наших мозгах. 

 
+1
0
-1
 
27 апреля 2011, 22:07 #

А что тут сказать? И так все предельно ясно и прозрачно, тут в споре копья не сломаешь. Когда все так трагично, принято молчать...

 
+1
9
-1
 
Гость 1
27 апреля 2011, 21:36 #

Да уж, приоритеты не те...

 
+1
0
-1
 
28 апреля 2011, 18:07 #


Имаго, Блондинка, вы правы. Я тоже несколько удивлен отношением наших читателей к означенной теме. Именно этим интересен Кавиком. Непредсказуемостью. Как правило, я не пишу статей, которые могут сорвать аплодисменты. А может не умею? Да и поставил я ее именно в этот день в память всех ликвидаторов. 26-го звонил другу в Тамбов, он тоже поработал в Чернобыле - бесконечные санатории, лечения. Несколько лет назад он рассказал мне, что дочь приглашала его в Америку, где давно живет, имеет свое дело и где, очень неплохо ставят на ноги после облучения. Поначалу он не хотел ехать, а потом, когда собрался, ему отказали в визе. В американском посольстве объяснили все очень просто. Статья 124, если я правильно помню, запрещает въезд в страну пенсионерам, их считают потенциальными эмигрантами.

Это я так, для расширения кругозора и о хваленой американской демократии.

 
+1
6
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии